Контроль в физическом воспитании

План: Введение - роль контроля в процессе физического воспитания.

1. Учет и контроль

2. Направления педагогического контроля

3. Виды педагогического контроля

4. Средства и методы контроля на уроке физической культуры

Контроль в физическом воспитании является разновидностью

деятельности специалиста и необходимым составным элементом

целесообразного

построения

процесса

обучения

и

воспитания

занимающихся, управления его результативностью.

Учет

получаемых

результатов - необходимое

условие

целенаправленности любого педагогического процесса. Проверка и оценка

позволяют определить уровень физической подготовленности, степень

развития отдельных физических качеств и сформированности двигательных

навыков. Объективный анализ полученных результатов дает специалистам

конкретные данные для оперативного влияния на использование различных

средств и методов с целью управления процессом физического воспитания.

Проблема управления в природе и обществе сводится к

целенаправленному изменению и регулированию процессов во времени по

аналогу кибернетических обратимых связей (А.Берг и др.). Сущность

контроля в физическом воспитании - определение эффекта педагогических

воздействий, т.е. сравнение запланированного и реально достигнутого.

Внесение регулярной коррекции в план и процесс его реализации в случае

наличия несоответствия и предполагает наличие “принципа перманентного

планирования и контроля”.

Следовательно, проблема управления в процессе физического

воспитания решается с помощью аппарата управления, которым является

педагогический контроль.

Учет и контроль

Учет и контроль - два определения и понятия, которые по своему

содержанию близки друг к другу. Первоначально в ФК большее

распространение имел термин “учет”. Учет в физическом воспитании- это

деятельность по сбору, систематизации, анализу и хранению информации о

функционировании процесса ФВ. Он осуществлялся в соответствии с

установленными требованиями и выражался в определенной системе

учетной и отчетной документации.

Предварительный учет позволяет при разработке документов

планирования обосновать различные показатели физического воспитания.

Он предусматривает обобщение:

- директивных указаний вышестоящих инстанций;

- материально-технического состояния мест занятий и спортивных

сооружений;

- уровня подготовленности обучаемого контингента;

- уровня подготовленности специалистов.

Оперативный (текущий) учет осуществляется систематически в

течение всего учебного года и дает сведения о своевременности и качестве

проведения учебно-тренировочных и др. плановых мероприятий, т.е. о ходе

процесса физического воспитания. Он отражает:

- посещаемость учебно-тренировочных занятий и текущую

успеваемость;

- степень выполнения планируемых показателей, целесообразность и

эффективность использования средств;

- результаты текущего контроля по качеству проведения учебных и

тренировочных занятий.

Итоговый учет позволяет суммировать и обобщать результаты

процесса ФВ за определенный промежуток времени, всесторонне изучать и

анализировать проделанную работу и выполнение планов. Его основными

показателями являются:

- результаты итоговой успеваемости занимающихся;

- количество спортсменов-разрядников и туристов;

- спортивные рекорды и достижения;

- выводы и предложения по совершенствованию процесса физического

воспитания.

Таким образом, “учет” был более объемным понятием, “контроль” -

являлся частным проявлением учета и выражался преимущественно в

проверке и оценке успеваемости занимающихся и контроле их физического

состояния. Постепенно термин “контроль” вытеснил определение “учет” в

учебниках и пособиях по основам теории и методики физического

воспитания, спортивной подготовки.

В настоящее время под контролем понимают наблюдение,

обследование, проверку и оценку. Получил распространение ряд видов

контроля: педагогический, врачебный, психологический, биомеханический

и др. Ведущим (определяющим) из них является педагогический контроль

как органически присущий процессу физического воспитания и

составляющий

неотъемлемое

звено

педагогической

деятельности

специалиста.

Термин “педагогический” прежде всего подчеркивает, что контроль

квалифицированно осуществляется педагогом - специалистом физической

культуры - средствами и методами, приобретенными им на базе

специального физического образования и практического опыта работы по

специальности. Педагогический контроль процесса физического воспитания

использует и медико-биологические показатели для всесторонней и

углубленной характеристики состояния систем организма.

Педагогический контроль в целом прослеживает взаимосвязь и

соответствие между педагогически направленными воздействиями,

запланированными результатами и реально полученными. В случае же их

несоответствия должны приниматься необходимые решения и вноситься

коррективы в запланированный процесс физического воспитания.

Наши рекомендации