Балльно-рейтинговая система контроля как фактор повышения эффективности занятий физической культурой
Шубин Ю.К., аспирант Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта
Григорьев В.И., заведующий кафедрой физического воспитания
Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор педагогических наук, профессор
Одним из важнейших условий интеграции отечественной системы высшего профессионального образования в европейское образовательное пространство является обоснование критериев управления качеством учебного процесса. Поскольку высшая школа является базовым механизмом воспроизводства целостной системы образования, науки и технологии, именно качество образования определяется программными документами ЮНЕСКО как приоритетное направление развития культуры. Физическое воспитание студентов становится в этом образовательном поле стратегической областью, а его качество – национальным достоянием. Предпринятая попытка решения этой проблемы в рамках «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» и требований Федерального стандарта ВПО третьего поколения стимулирует новый виток инновационного развития физической культуры.
Актуальность исследования проблемы использования балльно-рейтинговой системы контроля (далее БРК) с целью управления качеством физической культуры студентов обусловлена недостаточной эффективностью используемых традиционных методов педагогического контроля, их субъективизмом, ограниченностью при формировании навыков самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности. Содержание БРК определяется как совокупность правил, алгоритмов методических указаний и соответствующего математического аппарата, обеспечивающего обработку больших массивов информации по параметрам индивидуальной физкультурно-спортивной деятельности и текущего состояния студентов.
Представляется, что исследование содержания и функций БРК, выявление связей между двигательной активностью и динамикой прироста двигательных способностей, позволит найти пути повышения эффективности управления качеством физической культуры в вузе.
Стратегическим ориентиром осуществляемой модернизации физического воспитания в вузе является качество учебного процесса, обеспечивающее высокие темпы физической подготовленности, гармонию телесного, интеллектуального и духовного развития студентов. Качество физического воспитания – сбалансированное соответствие характеристик учебного процесса и его инфраструктуры модельным параметрам. В модель «качества» входят самые разные параметры: его соответствие требованиям государственного образовательного стандарта, динамика физического развития и подготовленности, уровень методического обеспечения учебного процесса; оснащенность залов спортивным оборудованием и их доступность.
Представляется, что исследование содержания и функций БРК, выявление связей между двигательной активностью и динамикой прироста двигательных способностей, позволит найти пути повышения эффективности учебного процесса, обеспечит более глубокое понимание специфики организации учебного процесса, раскрытие их эмпирических смыслов.
В результате исследований выявлены характеристики, позволяющие различать функции традиционно используемого педагогического контроля и инновационного по свойствам – БРК. В основе различий лежит процесс инновационного преобразования контрольных функций, связанных с диверсификацией используемых средств, методов, организационных форм физкультурно-спортивной деятельности, усилением процессов самоуправления двигательной активностью.
Инновациионность функций рейтингового контроля проявляется в том, что он обеспечивает сквозную целевую направленность физического воспитания на основе адресных педагогических воздействий на потребностно-мотивационную, двигательную и функциональную системы студентов. Поэтому он может быть использован как инструмент системного менеджмента физкультурно-спортивной деятельности студентов. В отличие от педагогического контроля, он охватывает более сложную совокупность качественных параметров физкультурно-спортивной деятельности, их потребности и мотивацию, а также важных свойств объекта, образующих собственные смысловые таксоны инноваций – иерархические группы диагностических средств и методов, оцениваемых рейтинговыми баллами. В сравнении с традиционной методикой контроля технология БРК обладает следующими особенностями:
– последовательно проводится предварительный (исходный), текущий (промежуточный и рубежный) и итоговый БРК, позволяющий определить индивидуальный рейтинг студента и в динамике оценить эффективность учебного процесса;
– результаты текущего контроля используются в процессе обучения как функции «обратной связи», используемые в коррекции физкультурно-спортивной деятельности;
– развернутая процедура оценки результатов педагогической деятельности преподавателя кафедры физической культуры, обеспечивают высокую информативность и надежность БРК;
– БРК удовлетворяет требованиям содержательной и конструктивной валидности (соответствие форм и цели);
– технологии БРК реализуют контрольную, мотивационную, регулирующую и воспитательную функции;
– БРК помогает развивать у студентов навыки и умения самоконтроля в физкультурно-спортивной деятельности.
При проведении БРК осуществляется многопараметрическая регистрация и оценка педагогических и социально-психологических показателей, характеризующих динамику формирования личности, оценку физического развития и подготовленности. Это позволяет решать следующие задачи:
– проведение систематического контроля и аудита результатов учебной деятельности, успешности обучения и соответствия уровня знаний, умений и навыков требованиям федеральных государственных образовательных стандартов;
– совершенствование учебного процесса по физической культуре;
– стимулирование систематической самостоятельной работы студентов;
– активизация деятельности преподавателей кафедры по обновлению и совершенствованию содержания и методов обучения;
– обеспечение «прозрачности» результатов учебного труда и самооценки студентов.
Это позволяет сделать заключение, что БРК более эффективен в мониторинге физического развития и подготовленности студентов, их интересов и потребностей. Он позволяет отслеживать темпы индивидуального прироста регистрируемых переменных, поскольку каждый последовательный этап развития можно сопоставить с некой иерархической ступенью физического развития и подготовленности.
Использование результатов БРК с целью коррекции содержания учебного процесса способствует достижению сбалансированного соответствия широкого спектра характеристик физкультурно-спортивной деятельности студентов модельным параметрам. Он позволяет более эффективно воздействовать на программу двигательной активности студентов, определяющую динамику изменения физиологических (биоэнергетических) систем организма, в их ментальной и эмоциональной сферах. Это предусматривает внесение корректив в целевые ориентиры моторно-исполнительных действий, проектно-смысловые и эмоционально-оценочные аспекты моторики.
Обобщение накопленного опыт показывает, что внедрение в учебный процесс БРК позволяет объективно оценить меру удовлетворенности студентов содержанием учебных занятий, оценить динамику их физического развития и подготовленности, уровень методического сопровождения учебного процесса и пр. Из этого следует, что интеграция БРК связана с созданием необходимых условий для самореализации, саморазвития личности, формирования индивидуального стиля физкультурно-спортивной деятельности.
Многообразие функций и целей БРК, его интегративный характер определяет главную цель его применения в учебном процессе – повышение активности студентов в реализации целей и задач физкультурного образования на основе диверсификации используемых средств. При анализе информации целесообразно использовать процессный подход, опирающийся на информационные технологии – Work Flow и Enterprise Application Integration, EAI. В условиях сервис-ориентированной архитектуры контроля (Service-Oriented Architecture, SOA) формируется информационная база моделирования процессов физической подготовки (простой – Basic, имитационного моделирования двигательной активности – Advanced).
Достигаемая при использовании БРК технологизация в широком смысле – это организация сбалансированной по организационным, материальным, информационным и кадровым ресурсам, эффективно развивающейся системы физической культуры, отвечающей современным запросам студентов.
Гармонизация содержания физкультурно-спортивной деятельности студентов под воздействием БРК прослеживаются по важнейшим системообразующим признакам, включая:
– преодоление унификации содержания физического воспитания путем диверсификации физкультурно-спортивной практики, использования дистантных обучающих программ, обеспечивающих трансфер информационных ресурсов;
– соответствие физических нагрузок онтогенетическим, морфофункциональным и психофизическим особенностям студентов при формировании спортивно ориентированных стереотипов поведения;
– качественную однородность и гибкость учебно-воспитательного процесса.
Решение этой задачи основано на использовании совокупности контрольных точек, обеспечивающих сопоставление текущих, конечных и отдаленных результатов педагогического воздействия на рейтинг физической культуры студентов.
Рассмотрение перспектив интеграции БРК в физическую культуру студентов дает основания для определенного оптимизма на повышение эффективности учебного процесса. Рост научного и практического интереса к БРК ставит задачи более высокого уровня – мониторинга всех изменений физкультурно-спортивной деятельности студентов, педагогически целесообразного управления инновационными изменениями и развитием.Решение этих вопросов выходит за рамки частно-прикладной проблематики и становится в ряд проблем жизнеобеспечения системы физкультурного образования студентов.