Эксперимент мирового значения
Коммуна за восемь лет воспитала и выпустила больше Тысячи замечательных советских людей, впитавших и сделавших частью своего бытия лучшие человеческие качества: культуру и знания, разносторонние трудовые навыки й умения, настоящую человеческую любовь и дружбу, все прекрасные качества характера, которые дают нам как образец лучшие люди нашего времени — большевики.
Воспитанники А. С. Макаренко, писал о них в своем предисловии к книге «Флаги на башнях» ее редактор Ю. Лукин, — «это особая прекрасная порода людей, воспитанная талантливейшим педагогом-большевиком, сумевшим внести в плоть их и кровь высокие принципы комму-
3 Заказ 3923 33
нистической этики и морали... То душевное благородство, которое он сумел в них воспитать, та особая подтянутость, которой они выделяются в массе окружающих людей, не давали вам возможности останавливать свое внимание на неправильностях лица; вас поражало то, что они все красивы...».
Здоровье, бодрость, веселье, радость жизни и любовь к ней, целеустремленность, несгибаемая воля, мужество, организованность и дисциплинированность, деловитость, скромность, неиссякаемый творческий энтузиазм и беззаветная преданность делу коммунизма — вот что характеризовало большинство коммунаров — воспитанников А. С. Макаренко.
Коммуну за восемь лет ее существования посетило множество советских и иностранных гостей и делегаций. На всех, независимо от политических убеждений и общественного положения, коммунары-дзержинцы производили исключительно сильное впечатление. Вот несколько выдери жек из книги записей посетителей, характеризующих коммуну и коммунаров.
«Коммуна имени Дзержинского — прообраз построения бесклассового общества. М. Горький».
«Рабочая делегация лучших ударников завода... гор, Москвы. Свежесть, здоровье, бодрость, чистота, уют и опрятность, — производственники, общественники, политики и организаторы — вот что мы увидели». Подписи.
«Хотя побыл я здесь немного, но увидел, что подлинно делаются здесь новые люди —люди нашей великой страны. Второй том «Энергии» я посвящу такому человеку, который прошел большую школу подлинного воспитания в коммуне, как коммуна имени Дзержинского. В дальнейшем я хочу держать связь с людьми коммуны. Фед. Гладков».
«Отдыхающая группа рабочих «Серп и молот» и «Свет шахтера» в Сокольничьем доме отдыха посетила коммуну имени Дзержинского: «Впечатление бесподобное. В работе коммуны видны ударные темпы пятилетнего социалистического строительства, энтузиазм, вера в труд и социализм. Этого впечатления не забыть. Это может быть только в СССР, только у рабочего класса». Подписи.
Вот запись одной старой учительницы из Крыма. «Ребята, ознакомившись с вашей коммуной, делом ваших рук, я ухожу с новым подъемом и с желанием работать еще двадцать пять лет. Твердо верю, что подобные коммуны охватят всех ребят нашего Союза. Большой труд
и огромные достижения... М. Архангельская, Крым, Симферополь».
Иностранные гости, посещавшие коммуну имени Ф Э. Дзержинского, видели не только образцовое воспитательное учреждение, но и то, какие огромные возможности создает социалистический строй для подлинно демократической воспитательной работы; они увидели новый тип школы — советскую школу. Об этом говорят их восторженные отзывы...
1 Двенадцатого июля 1930 года в коммуну побывала чехословацкая делегация во главе с Юлиусом Фучиком.
«Беспризорные. Этим словом европейская буржуазия пугает своих единичных слушателей. Вот, говорит она,— это наследство революции. Но мы видим совершенно другое наследство революции: коммуну Дзержинского, где позабытые, беспризорные дети растут членами нового общества. И мы не забываем, что такие позабытые, беспризорные дети у нас в капиталистической стране просто умирают от голода или погибают в тюрьмах. Но нечего сравнивать. Это не впервые мы видим огромную разницу между страной диктатуры пролетариата и страной диктатуры буржуазии.
Для нас это только новый толчок к тому, чтобы выполнить задачу, которую поставил рабочий класс». Подписи Юлиуса Фучика и др.
Вот запись немецкой делегации коммунистических партийных работников (перевод):
«Нижеуказанная делегация немецких коммунистических работников, часть которой по специальности педагоги, могла констатировать, что советская педагогика достигла больших успехов в самой трудной области.
Мы с большой радостью смотрели на хорошие результаты свободной социалистической воспитательной системы и используем веденное в своей борьбе с социал-демократической клеветой в Германии, направленной против СССР». Подписи.
Вот другая запись (перевод)
«Это замечательное учреждение произвело самое лучшее впечатление на делегацию французских рабочих архитекторов, как порядком и чистотой, которые царят всюду, так и чудесным методом социалистического воспитания, который делает наибольшую честь основателям и руководителям. Сентябрь И, 1932 года». Подписи.
А вот очень интересная запись, относящаяся к 1931 году, перевод с английского:
3* _
«Делегация предлагает коммуне дать название «Высшая школа социализма». Подписи.
Таковы же примерно по своему характеру и содержанию все остальные отзывы, комментировать их не нужно<...>
Такова в общих чертах жизнь коммуны имени Ф. Э. Дзержинского, организованной и руководимой А. С. Макаренко. Первые годы ее жизни описаны в книгах Макаренко «Марш 30-го года» и «Флаги на башнях», а также «ФД-1» и «Мажор».
Эта жизнь, а особенно ее результат— воспитание коммунаров—были настолько поразительны и необычны для обычных педагогических представлений того времени, что, когда в 1938 году вышла в свет повесть «Флаги на башнях», отдельные ученые — педагоги и литературные критики— заявили: «Не может быть! Это не реально! Это выдумки дяди Макаренко для маленьких детей».
Макаренко очень метко ответил на выпады скептиков: «У этих людей, — сказал он, — никогда не было оптимизма».
Они никак не могли представить себе, что в наших советских условиях правильная организация жизни детского воспитательного коллектива может делать и делает чудеса.
На место «перековки» в наших условиях встает проблема воспитания всесторонне развитой личности и характера нового советского человека, проблема, научно разрешаемая в системе педагогически целесообразной организации жизни детей в воспитательном коллективе.
Образцом такой педагогически целесообразной организации всей жизни детей и их воспитания в процессе и в результате полнокровной деятельности и являются колония имени Горького и коммуна имени Дзержинского.
В них были наиболее правильно и ярко реализованы марксистско-ленинские педагогические принципы и наиболее эффективно использовано все богатейшее воспитывающее содержание, какое дает в руки педагога наша советская действительность. На основе этого вся жизнь и деятельность детей была организована Макаренко как коммунистически воспитывающая жизнь, и это обеспечило ему поразительный успех и невиданные в истории педагогической практики достижения.
ВОСПИТАНИЕ КАК ОБЩЕСТВЕННОЕЯВЛЕНИЕ
А |
нтон Семенович Макаренко — выдающийся представитель марксистско-ленинской педагогики. Его опыт и теоретические выводы представляют собой творческое применение в педагогике идей Маркса — Энгельса — Ленина, решений Коммунистической партии о воспитании нового человека. «Мы вооружены стратегией марксизма-ленинизма, мы ведем бой за новое счастье за новый разум, новую жизнь»!, — писал Антон Семенович/
Применение в педагогике марксистско-ленинского учения о развитии человеческой личности позволило установить специфические особенности воспитания подрастающих поколении как общественного явления, сам его «механизм» ^то^п7оцТс7Л° П0НЯТЬ' как' каким обРаз™ совершается
ВОСПИТАНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ*
Исторический материализм учит, что люди —важнейший элемент производительных сил общества. Следовательно, дети, подрастающие поколения в системе общественной жизни есть не что иное, как смена старых, естест-яюГйВ ЬШающц из жизни и производства поколений ГмГ;лаПр°Цесс их воспитания с точки зрения общест-5U ™ назначения> общественной роли есть не что иное ^Г? еСС П0ДГ0Т0ВКИ детей к общественно-производст' ^ннои^ятельности, процесс становления детей людьми
м»п2^^14.-тЛ™1Т^И общество//Пед- соч-: в 8 т— вите1е"?АЗаГ0Л0ВКИ в данной Работе И* ф- Козлова введены соста-
как важнейшим элементом производительных сил общества*.
Тшшшы. образом, специфические особенности процесса воспитания подрастающих поколений как общественного явления, отличающие его от других явлений' общественной живим, состоят в том, что оно есть средство замены старых, естественно выбывших из жизни и производства поколений •люде! новыми, способными приводить в движение орудия производства ш производить материальные блага, подготовка подрастающих поколений (детей) к общественно-производственной деятельности, становление детей людьми как важнейшим элементом производительных сил общества. Эти общественные функции присущи только воспитанию подрастающих поколений, и потому -оно вызывает потребное» i самостоятельной области общественно-практической деятельности людей—практической педагогической деятельности и является объектом самостоятельной науки — мдагогики.
Исторический материализм учит далее, что основным EtiecTBOM людей как важнейшего элемента производительных сил, благодаря которому'они способны приводить в движение орудия производства и производить материальные блага, является то, что они владеют определенным производственным опытом и навыками труда. Отсюда следует, что воспитание подрастающих поколений общества есть прежде всего овладение ими этим качеством, т. е. овладение определенным производственным опытом и навыками труда, только благодаря, чему, подрастающие поколении — дети ~— и становятся людьми как важнейшим элементом производительных сил; становятся способными приводить в движение орудия производства и производить материальные блага.
Но производственный опыт и навыки труда не есть
нечто неизменное и раз навсегда данное или кем-то про
извольно определяемое. Они, как и производительные силы
общества в целом, суть продукт деятельности предшест
вующих поколений и поэтому в ходе исторического процес
са изменяются и развиваются вместе с изменением и
развитием, способа производства и всей общественной
жизни* Л .
Каждое поколение людей в процессе своей производственной деятельности вносит свой™ вклад в развитие и улучшение орудий производства, а вместе с тем в развитие и улучшение производственного опыта и навыков труда; и достижения в этой области, приобретаемые отдельными
поколениями, не уничтожаются и не умирают со смертью создавших их поколений. Они итожатся (обобщаются) в общей сокровищнице производственного опыта общества, да и не только непосредственно производственного, но и жизненного опыта людей в целом, и реализуются (овеществляются).во всех явлениях общественной жизни: в науке, технике, культуре, языке, в самих людях —в их физических и духовных качествах, в формах общественных отношений и т. п., являясь исходным началом для производственной и иной общественной деятельности последующих поколений. Следовательно, каждое последующее поколение людей начинает свою производственную деятельность не заново, не на пустом месте. Оно застает в наличии, в готовом виде «определенный материальный результат, определецкую сумму производительных сил, исторически создавшееся отношение людей к природе и друг к другу, застает передаваемую каждому последующему поколению предшествующим ему поколением массу производительных сил, капиталов и обстоятельств»1 как результат деятельности предшествующих поколений и в своей деятельности продолжает их развивать и совершенствовать, используя при этом все производительные силы общества и весь жизненный опыт, накопленный предшествующими поколениями.
Отсюда следует, что:
а) каждое данное подрастающее поколение общества
овладевает не каким-то абстрактным или кем-то произ
вольно установленным производственным опытом и навы
ками труда вообще, а теми конкретными навыками труда,
производственным опытом, которые практикуются общест
вом в тот конкретно-исторический период, когда вступает
в жизнь данное подрастающее поколение, и которые явля
ются продуктом деятельности всех предшествующих поко
лений;
б) овладеть производственным опытом и навыками
труда, практикуемыми обществом на том историческом
этапе, когда вступает в жизнь данное подрастающее поко
ление, это значит овладеть всей совокупностью произ
водственного и в целом жизненного опыта, созданного в
ходе исторического развития общества и реализованного
как непосредственно в производстве, так и во всех других
Областях общественной жизни —в науке, культуре и т. п.
T; 3 -^с^Т7 ^'' Энгельс ф- Немецкая идеология//Соч* — 2-е изд. —
Следовательно, воспитание подрастающих поколений общества как процесс их подготовки к общественно-производственной деятельности, овладения подрастающими поколениями соответствующим производственным опытом и навыками труда есть необходимый процесс овладения всем жизненным опытом, созданным всеми предшествующими поколениями и реализованным как непосредственно в производстве, так и в обобщенном виде, в науке, культуре, языке, в самих людях — в их духовных и физических качествах, в формах общественных отношений, в формах и нормах быта и т. п.
Подготовка подрастающего поколения к общественно-производственной деятельности, помимо необходимости овладения им производственным ив целом жизненным опытом, немыслима без соответствующего развития духовных и физических сил подрастающего поколения/Она с необходимостью предполагает и обусловливает это развитие. Опыт прошлых поколений, которым должно овладеть подрастающее поколение, чтобы стать способным к общественно-производственной деятельности, хотя и представляет собой в известной степени наследство прошлых поколений, передаваемое последующим поколениям, щ) отличается от обычного наследства тем, что наследники не могут им распоряжаться по своему усмотрению — принять (полностью или частично) или отвергнуть. Каждое последующее поколение вынуждено принять на первое время все то, что застает в готовом виде в области производства (и точно так же и в других областях общественной жизни), чтобы получить возможность производить материальные блага и жить вообще.
Таким образом, оно («наследство») само ими распоряжается. Будучи реализовано (овеществлено) во всей системе общественной жизни, оно представляет собой совокупность тех жизненных обстоятельств, в которых вынуждено жить и к которым вынуждено приладиться новое поколение, и, таким образом, выступает по отношению к новому поколению как необходимое условие его жизни. Поэтому для подрастающего поколения необходимость жить есть вместе с тем и необходимость «прилаживания» к этим условиям, а следовательно, необходимость овладев ния ими и заключенным в них опытом прошлых поколений: определенными нормами и формами отношений людей друг к другу, к природе, средствами общения людей, нормами и навыками общественного поведения, наконец, производственным опытом и навыками к труду и вместе
с этим и для этого — наукой, техникой, культурой и т. п. Необходимость же овладения всем этим, необходимость «прилаживания» к тем обстоятельствам, которые застает каждый индивид и каждое новое поколение на момент вступления в жизнь, неизбежно вызывает и порождает определенные, соответствующие отношения подрастающего поколения с окружающими людьми, вещами, явлениями, а следовательно, определенную деятельность детей как следствие этих отношений. Деятельность же, как известно, является тем средством и «механизмом», который с необходимостью вызывает соответствующие ей развитие и изменение физических и духовных сил, в нее вовлеченных, и неразвитие (деградацию) тех сил, которые не вовлекаются в деятельность, не упражняются. Следовательно, развитие духовных и физических сил подрастающих поколений (детей) есть вторая сторона процесса воспитания детей — необходимое и неизбежное следствие их жизнедеятельности, обусловленной и вызванной необходимостью «принятия» ими тех обстоятельств, которые они застают на момент вступления в жизнь в готовом виде как результат жизни и деятельности прошлых поколений, необходимостью овладения производственным и в целом жизненным опытом прошлых поколений.
Таким образом, воспитание подрастающих поколений как процесс подготовки подрастающих поколений к общественно-производственной деятельности по своему содержанию складывается из двух сторон, из двух элементов: овладения подрастающим поколением производственным и в целом жизненным опытом человечества, который оно застает на момент вступления в жизнь, и соответствующего развития физических и духовных сил детей, образования У них определенных духовных и физических качеств, формирования определенного типа людей, что в совокупности и делает подрастающее поколение способным к общественно-производственной деятельности.
Надо отметить, что это не два самостоятельных процесса, а лишь dee стороны единого процесса исторически оусловленной жизнедеятельности подрастающих поколе-стшу ПрИЧем 0ПРеделяющей и ведущей является первая
рона — овладение опытом прошлых поколений, в то скихЯ КаК вторая ст°рона — развитие духовных и физиче-бы х< СИЛ ~ЯВЛЯеТСЯ необх°Димым следствием первой, как ющимараЛЛеЛЬНЫМ> пР°цессом> дополняющим и оформля-Слело*66 РезУльтаты в определенные человеческие качества.
довательно, каков опыт прошлых поколений в области
производства и всей общественной жизни, который застает на момент вступления в жизнь каждое новое поколение и к которому оно вынуждено приладиться, чтобы получить возможность производить материальные блага и жить,— таков процесс развития духовных и физических сил подрастающего поколения, таков и результат этого развития — соответствующий тип людей, способных приводить 6 движение орудия производства и,осуществлять производство материальных благ в данных конкретно-исторических условиях.
Таким образом, по своей природе и по своему характеру воспитание подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, определяющееся как в своем возникновении, так и в ходе исторического развития не чьей-то сознательной волей и желанием, а объективно-закономерным ходом общественного развития, общественными «потребностями и способом производства»1 (Map к с). Оно, как общественное явление, так же старо и вечно, как и сами люди, и «история, — говорит Маркс,— есть не что иное, как последовательная смена отдельных поколений»2.
Поэтому нельзя смешивать, отождествлять воспитание подрастающих поколений (детей) в процессе их жизнедеятельности как общественное явление с практической педагогической деятельностью воспитателей, школы и других воспитательных учреждений.
Воспитание подрастающих поколений — это процесс становления детей людьми как - важнейшим элементом производительных сил общества. Это явление всегда было, есть и будет до тех пор, пока существует общество. Всегда было, есть и будет, что рождающиеся новые поколения людей — дети —растут и развиваются духовно и физнче* ски, овладевают производственным и жизнейным опытом прошлых поколений и становятся взрослыми людьми, способными к общественно-производственной деятельности в тех конкретно-исторических условиях, в которых они вынуждены жить, т. е. воспитываются.
Этот процесс воспитания подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, определяющееся «потребностями и способом производства» (Маркс) и присущее обществу на всех стадиях его раз-
1 Маркс /С., Энгельс Ф. Немецкая идеология//Соч. — 2-е изд.—
Т. 3. —С. 28.
2 Там же. — С 44. .
вития ибо общество без него не может жить и развиваться Объективно-закономерный характер воспитания подрастающих поколений как общественного явления, присущего обществу на всех стадиях его развития, подчеркивал В И Ленин в работе «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», где, в частности, он критикует народника Михайловского, который «принимал категории и надстройки одной исторически определенной общественной формации (основанной на обмене) за категории настолько же общие и вечные, как воспитание детей...»1 (курсив мой. —Я. К.).
Практическая педагогическая деятельность — это совсем другого рода явление. Это сознательная целенаправленная деятельность взрослых, старших поколений (а не детей)—родителей, учителей, школы и других воспитательных учреждений, направленная на осуществление я осуществляющая руководство процессом воспитания детей. Это, как и всякая другая практическая деятельность в любой другой области, есть сознательное вмешательство людей в процесс воспитания детей, управление и руководство этим процессом, его частичная или полная организация в соответствии с целями, к достижению которых стремятся люди и организации, ведущие воспитательную работу.
Смешивать и отождествлять эти два явления — значит подменять одно явление другим, одно понятие другим, вносить путаницу в методологию познания и в педагогическую теорию. Такое смешение (неразличение, отождествление) есть не что иное, как традиция буржуазной идеалистической педагогики, которая, как известно, не признавала и не признает объективно-закономерного, естественно-исторического развития общественной жизни, в том числе и воспитания подрастающих поколений как объективно-закономерного общественного явления. Поэтому в буржуазной идеалистической педагогике нет понятия воспитания подрастающих поколений как объективно-закономерного общественного явления. Она, как известно/исходит из фаталистической обусловленности судьбы детей, а следовательно, и процесса их развития, или «богом», «идеей», «природой», или «биологическими и социальными факторами», считает т процесс неизменным и не утверждает предметом педа-гики. Предметом буржуазной педагогики является лишь гитание как практическая воспитательная деятельность,
1 В. И. Ленин. Поли, собр. соч4 — Т. 1в~ С. 154,
воспитательное искусство учителей, воспитателей, задачей
которого является, по мнению буржуазно-идеалистической
педагогики, содействие и помощь фатально определяющим
процесс развития детей силам (факторам), «служба» им,
а не руководство этим процессом в соответствии с потреб
ностями общественной жизни. Поэтому и термин «воспи
тание» в буржуазной педагогике употребляется только в
смысле обозначения, определения воспитательной деятель
ности, а не действительного процесса воспитания подрас
тающих поколений, который она не изучает и не считает
нужным изучать. Этот действительный процесс воспитания
детей буржуазная педагогика именует развитием, и он, по
ее мнению, является предметом изучения других наук:
физиологии, психологии, педологии, «законы» которых
якобы и должны являться руководящей и определяющей
основой для практической педагогической деятельности,
призванной обслуживать, помогать проявлению этих веч
ных и неизменных физиологических и психологических
«законов природы». И
Поэтому смешивать, не различать, отождествлять эти два явления — воспитание аодрастающих поколений (детей) и практическую педагогическую деятельность (взрослых)— значит по существу не признавать воспитания подрастающих поколений общества как объективно-закономерного общественного явления, т. е. становиться на точку зрения буржуазной идеалистической педагогики.
Марксистская теория общественного развития, основывающаяся на признании общественного бытия как объективной реальности, и марксистская методология познания и действия, в основе которой лежит принцип единства теории и практики, требуют иного подхода к решению этого методологического вопроса. Исходя из признания общественного, бытия как объективной реальности, марксизм считает и учит, что практическая общественная деятельность должна основываться на изучении закономерностей развития общества, руководствоваться не какими-либо случайными мотивами, а законами развития общества, практическими выводами из этих законов и, используя действие этих законов, ускорять й улучшать процесс общественного развития, управлять им в соответствии с потребностями общества.
Точно так же должна решать этот вопрос и педагогика как наука об одном из общественных явлений — воспитании подрастающих поколений общества. Исходя из признания воспитания как объективно-закономерного общест-
вейного явления, т. е. понимая его таким, каково оно есть на самом деле, в жизни, педагогика должна познать закономерности этого явления, его законы и вооружить знанием их практическую педагогическую деятельность, чтобы последняя, зная их и используя, могла воздействовать на объективный процесс воспитания, ускорять и-улучшать его, могла бы управлять им и достигать своих целей, вытекающих из потребностей развития материальной жизни общества.
Таким образом, с точки зрения марксистской теории общественного развития, с точки зрения марксистской методологии и ее важнейшего принципа — единства теории и практики, необходимо строго различать эти два явления— воспитание подрастающих поколений общества как объективно-закономерное общественное явление и практическую педагогическую деятельность. Предметом педагогики как науки является воспитание подрастающих поколений общества, и задача педагогики в том и заключается, чтобы познать его законы и вооружить знанием их практическую педагогическую деятельность. Тогда педагогика будет полезной для практической педагогической деятельности и практическая педагогическая деятельность будет научно поставленной, более успешной и эффективной и явится критерием истинности добытых педагогикой знаний и источником ее дальнейшего развития.
Таковы с точки зрения исторического материализма признаки воспитания подрастающих поколений, характеризующие его роль и место в системе общественной жизни, его общественную функцию, его содержание и характер как объективно-закономерного общественного явления.
Значение указанных выше признаков состоит в том, что они являются основанием для научного разрешения таких важных проблем, как определение целей и задач практической педагогической деятельности, ее содержания, а так-в позволяют правильно, научно понять процесс воспитания как историческое явление.
Если воспитание как общественное явление есть провес подготовки подрастающих поколений (детей) к обще-зенно-производственной деятельности, то, следовательно, задача практической педагогической деятельности заклю-*ется не в том, чтобы «воспитывать вообще», для «жизни ообще», как определяется эта задача буржуазной педа-гик°и, а в том, чтобы воспитывать людей как важнейший обг>МеНТ пР0ИЗВ0Дительных сил общества, воспитывать, зовывать у детей такие человеческие качества, кото-
рые делали бы подрастающее поколение способным приводить в движение орудия производства и производить материальные блага.
Значит, в определении целей и задач педагогической деятельности надо исходить не из понятия о «человеке вообще», не из добрых пожеланий, высказываний ,и т. п., а из потребностей производства и всей общественной жизни в тот конкретно-исторический период, в который вступает в жизнь данное подрастающее поколение: из состояния, уровня, потребностей и перспектив развития производительных сил общества и других общественных явлений, прямо или косвенно обслуживающих производство.
Если основным признаком, качеством людей как важнейшего элемента производительных сил является то, что они владеют определенным производственным опытом и навыками труда, то задача вооружения подрастающего поколения производственным опытом и навыками труда, соответствующими уровню и потребностям развития производства в тот исторический период, в который вступает в жизнь данное подрастающее поколение, является руководящим принципом во всей педагогической деятельности и в первую очередь в определении ее целей и содержания.
Значит, задача педагогической деятельности заключается в том, чтобы помочь подрастающему поколению (детям) овладеть теми элементами жизненного опыта прошлых поколений, освоение которых обеспечивает и воспитывает (образует) у них производственный опыт и навыки труда, необходимые для участия их в общественном производстве в данных конкретно-исторических условиях.
Если процесс овладения подрастающим поколением производственным и в целом жизненным опытом прошлых поколений есть в то же время и процесс развития его духовных и физических сил, процесс образования определенных человеческих качеств, определенного типа людей (типа личности), то задача педагогической деятельности должна состоять не только в помощи подрастающему поколению в овладении соответствующим производственным опытом и навыками труда, но и в воспитании духовных и физических качеств, в формировании определенного типа личности, определенного типа людей, соответствующих потребностям общества в данный исторический период.
Поэтому практическая педагогическая деятельность должна «включить» в жизнь детей такие элементы из опыта прошлых поколений и так организовать овладение детьми этим опытом, чтобы, наряду с приобретением производственного опыта и навыков труда, у детей воспитывались бы и нужные физические и духовные качества, формировался бы нужный тип людей.
Таковы принципиальные выводы, которые следуют из указанных выше характерных признаков воспитания „подрастающих поколений для определения целей и задач педагогической деятельности, ее содержания и конкретных форм.
И, наконец, еще один вывод для педагогической науки относительно познания процесса исторического развития воспитания подрастающих поколений. Если воспитание подрастающих поколений есть объективно-закономерное общественное явление, составная органическая часть материальной жизни общества (процесс становления детей людьми как важнейшим элементом производительных сил общества), то, следовательно, понять и изучить процесс исторического развития его можно только в тесной связи с историей развития общества, прежде всего, с историей развития производства и его важнейшего элемента — производительных сил, в зависимости от изменения и развития которых изменялся и развивался в ходе истории процесс воспитания подрастающих поколений, обусловленный, конечно, и другими факторами.
Только при этом условии можно понять специфические особенности воспитания подрастающих поколейий в различные исторические эпохи, влияние на характер воспитания классового деления общества и разделения труда в нем, особенности воспитания в различных странах у различных народов (его национальный характер), а также понять и объяснить возникновение на разных этапах истории и в разных странах общих и различных педагогических учений и воспитательной политики и практики. Таковы, нам думается, с точки зрения исторического материализма, характерные признаки, особенности воспитания подрастающих поколений общества как общественного явления и таковы основные условия и требования исторического материализма к познанию воспитания как общественного явления в целом, к разрешению таких проблем педагогической теории, как определение целей и задач педагогической деятельности, ее содержания.
«МЕХАНИЗМ» ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Исторический материализм позволяет также научно разрешить проблему развития детей в процессе воспитания и раскрыть, познать, так сказать, «механизм» самого процесса воспитания подрастающих поколений, или способ его осуществления, и на основе этого научно разрешить проблему методики и «техники» воспитательной работы. Основанием для разрешения этой проблемы является марксистско-ленинское учение о развитии человеческой личности.
Марксизм-ленинизм, как известно, учит, что труд создал человека. В процессе труда «для того чтобы присвоить вещество природы в форме, пригодной для его собственной жизни, он (человек. — Я. К.) приводит в движение принадлежащие его телу естественные силы: руки и ноги, голову и пальцы. Воздействуя посредством этого движения на внешнюю природу и изменяя ее, он в то же время изменяет свою собственную природу. Он развивает дремлющие в ней силы и подчиняет игру этих сил своей собственной власти»1. Вызванные этим «движением» изменения в естественных силах человеческого организма и его органах, их усовершенствования передавались по наследству и умножались от поколения к поколению, й только благодаря труду, с необходимостью вызывающему «движение» и изменение естественных сил человека, благодаря приспособлению человека ко все новым и новым сложным трудовым операциям и другим видам общественной деятельности, являющимся следствием развивающегося общественного производства, благодаря передаче по наследству достигнутого таким путем особенного развития человеческих сил, способностей и органов, а также благодаря все новому применению этих переданных по наследству усовершенствований к новым, все более сложным видам деятельности, только благодаря всему этому человеческий организм достиг той высокой ступени развития, на которой он смог вызвать к жиани современные произведения искусства, науки, техники2.
Таким образом, источником и средством развития, изменения, усовершенствования естественных сил человека
1 Маркс К. Капитал//Маркс К. и Энгельс Ф, Соч. — 2-е изд. —
Т. 23.— С. 188—189.
2 См.: Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны
в человека//Маркс К., Энгельс Ф. Соч4—-2-е изд. — Т, 20, — С, 486-*
499.
(духовных и физических), источником и средством развития человеческой личности являются не какие-то потусторонние силы (бог, природа, идея) и не какие-то внешние по отношению к человеку факторы — среда, обстоятельства и т. д., а его собственная деятельность как необходимое «движение» принадлежащих ему «естественных сил — рук и ног, головы и пальцев» (Маркс), с необходимостью вызываемое необходимыми жизненными отношениями его с природой и людьми. Поскольку человек живет, постольку он вынужден определенным образом действовать, т. е. приводить, как говорит Маркс, в «движение» свои естественные — физические и духовные — силы и способности. А этот факт «движения» вызывает соответствующее его характеру развитие и изменение вовлеченных в это движение сил и способностей человека, и, наоборот, неразвитие (деградацию) тех сил и способностей, которые в деятельность не вовлечены и, следовательно, не упражняются.
Следовательно, определенные обстоятельства жизни вызывают и обусловливают определенную систему деятельности человека, определенную систему движений определенных естественных сил и способностей человека, а эта деятельность с необходимостью приводит к соответствующему развитию тех сил и способностей, которые в нее вовлечены, а следовательно, к соответствующему развитию, формированию человеческой личности.
Так, например, односторонняя, обуженная деятельность людей, вызванная разделением труда, необходимо обусловливает односторонность их развития, искалеченность человеческой личности.
«Уже первое крупное разделение труда, — писал Энгельс,— отделение города от деревни — обрекло сельское население на тысячелетия отупения, а горожан — на порабощение каждого его специальным ремеслом. Оно уничтожило основу духовного развития одних и физического развития других... Вместе с разделением труда разделяется и сам человек. Развитию одной-единственной деятельности приносятся в жертву все прочие физические и духовные способности. Это калечение человека возрастает в той же мере, в какой растет разделение труда, достигающее своего высшего развития в мануфактуре. Мануфактура разлагает ремесло на его отдельные частичные операции, отводит каждую из них отдельному рабочему как его пожизненную профессию и приковывает его таким образом на всю изнь к определенной частичной функции и к определен-
Заказ 3923
ному орудию труда. «Мануфактура уродует рабочего, искусственно культивируя в нем одну только одностороннюю сноровку и подавляя мир его производственных йа-клонностей и дарований... Сам индивидуум разделяется, превращается в автоматическое орудие данной частичной работы» (Маркс), — в автоматическое орудие, которое во многих случаях достигает своего совершенства лишь путем буквального физического и духовного уродования рабочего»1.
И, Наоборот, всесторонняя деятельность людей, вызванная и обусловленная социалистическим строительством в СССР, обусловила и всестороннее развитие его участников, рождает нового, всесторонне развитого советского человека.
Таким образом, жизнедеятельность человека — труд, общественная деятельность и т. п. — является не только производительной силой и имеет своим результатом не только достижение практических жизненных целей, которыми она обусловлена и вызвана, на достижение которых она направлена, но вместе с тем одновременно (параллельно) она заключает в себе, так сказать, силу воспитательную, педагогическую.
Поскольку она, как определенная деятельность, вызывает и обусловливает определенное «движение» вовлеченных в нее естественных сил и способностей человека, постольку она с необходимостью и неизбежностью является средством, «механизмом» изменения и развития этих сил, средством и «механизмом» развития* формирования личности. Поэтому ее необходимым следствием, наряду с достижением жизненно практических результатов, являются и воспитательные результаты: определенное, соответствующее содержанию и характеру деятельности развитие естественных сил человека, которые были вовлечены в деятельность, или неразвитие, деградацию тех сил, которые не были вовлечены в деятельность, не упражнялись, и соответствующее образование определенных человеческих качеств, определенного типа личности.
Следовательно, каковы содержание и характер жизнедеятельности человека (людей), таков и процесс его развития, таков и сам человек (люди), или, как говорит Маркс, «какова жизнедеятельность индивидов, таковы и
1 Энгельс Ф. «Анти-Дюринг»//Маркс К. и Энгельс Ф. Соч.-* 2-е изд., — Т,20, — С. 303.
они сами»1. Поэтому, говорит Маркс, старое «материалистическое учение о том, что люди суть продукты обстоятельств и воспитания, что, следовательно, изменившиеся люди суть продукты иных обстоятельств и измененного воспитания, — это учение забывает, что обстоятельства изменяются именно людьми и что воспитатель сам должен быть воспитан. Оно неизбежно поэтому приходит к тому, что делит общество на две части, одна из которых возвышается над обществом (например, у Роберта Оуэна).
Совпадение изменения обстоятельств и человеческой деятельности может рассматриваться и быть рационально понято только как революционная практика»2, как преобразующая деятельность, в процессе которой люди, изменяя обстоятельства, изменяют в то же время и самих себя, т. е. как «самоизменение».
Таковы, коротко, основные положения, раскрывающие сущность марксистско-ленинского учения о развитии человеческой личности. Это учение произвело коренной переворот во взглядах на происходящее развитие человека и является подлинной научной основой всех наук, изучающих человека, в том числе науки о воспитании подрастающих поколений людей — педагогики. Применение этих положений к воспитанию подрастающих.поколений общества (детей), к изучению процесса воспитания детей позволило совершенно по-новому в сравнении с Домарксовой и современной немарксистской педагогикой как формулировать общую педагогическую теорию, так и решать ряд конкретных проблем, позволило впервые в истории поставить педагогику на подлинно научные основы.