Государственная программа «Развитие образования» на 2013 – 2020 годы
«Подпрограмма 1 Развитие профессионального образования»
Задачи | Мероприятия | Источники финансирования | Целевые показатели результативности |
Формирование дифференцированной сети организаций профессионального образования, учитывающей особенности регионов, включающей глобально-конкурентоспособные университеты | 1. Формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования, отражающей изменения в потребностях экономики и запросах населения и поддерживающей единое образовательное пространство. 2. Повышение качества профессионального образования, в том числе через поддержку интернационализации, а также программ развития вузов. | 1.- 2. Федеральный бюджет | 1. удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности. Структура подготовки кадров по профессиональным образовательным программам (удельный вес численности выпускников, освоивших профессиональные образовательные организации соответствующего уровня, в общей численности выпускников); удельный вес численности лиц, принятых на обучение по программам прикладного бакалавриата в общем количестве принятых на обучение по программам бакалавриата (за счет средств федерального бюджета). 2. число российских университетов, входящих в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировым рейтингам университетов; число российских университетов, входящих в первые две сотни ведущих мировых университетов согласно мировым рейтингам университетов; удельный вес численности лиц, прошедших в течение учебного года обучение за рубежом (кроме стран СНГ и Балтии) не менее одного семестра, в общей численности студентов, обучающихся по программам высшего образования . |
Модернизация структуры программ профессионального образования для обеспечения их гибкости и эффективности | 1.Модернизация образовательных программ профессионального образования, обеспечивающая гибкость и индивидуализацию процесса обучения с использованием новых технологий. | - | 1. удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности. |
Внедрение механизмов прозрачного финансирования и стимулирования конкуренции организаций профессионального образования | - | - | - |
Модернизация содержания и технологий профессионального образования для обеспечения их соответствия требованиям современной экономики и изменяющимся запросам населения | 1.Формирование государственного задания и реализация образовательных программ высшего образования с учетом выхода на эффективный контракт с научнопедагогическими работниками, а также с учетом введения прикладного бакалавриата и с учетом повышенного норматива для ведущих вузов, осуществляющих подготовку специалистов по инженерным, медицинским и естественнонаучным. 2.Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и профессионального обучения на основе государственного задания с учетом выхода на эффективный контракт с педагогическими работниками, а также с учетом введения прикладного бакалавриата, модульных и кратких программ освоения прикладных квалификаций. 3. "Опережающее развитие научной, культурной и спортивной составляющей профессионального образования, включая расширение практики конкурсов и сезонных школ, сетевых проектов. | 1.Федеральный бюджет 2. Федеральный бюджет 3. Федеральный бюджет | 1. структура подготовки кадров по профессиональным образовательным программам (удельный вес численности выпускников, освоивших профессиональные образовательные организации соответствующего уровня, в общей численности выпускников) удельный вес численности лиц, принятых на обучение по программам прикладного бакалавриата в общем количестве принятых на обучение по программам бакалавриата (за счет средств федерального бюджета); отношение среднемесячной заработной платы профессорско- преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации; численность студентов по образовательным программам высшего образования, заключивших договора о целевом обучении с организациями оборонно-промышленного комплекса; численность студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, в расчете на одного работника профессорско-преподавательского состава; удельный вес сектора высшего образования во внутренних затратах на исследования и разработки. 2. удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности. Число созданных многофункциональных центров прикладных квалификаций; отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (из всех источников) к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации; численность студентов по образовательным программам среднего профессионального образования заключивших договора о целевом обучении с организациями оборонно промышленного комплекса; численность студентов, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования, в расчете на одного работника, замещающего должности преподавателей (и) или мастеров производственного обучения). 3. удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей от 14 до 30 лет . |
Формирование системы непрерывного образования, позволяющей выстраивать гибкие (модульные) траектории освоения новых компетенций как по запросам населения, так и по заказу организаций | 1.Опережающее развитие непрерывного профессионального образования, в том числе развитие региональных систем дополнительного профессионального образования, а также заочной и очно-заочной (вечерней) форм получения образования, открытого образования. 2. Развитие взаимодействия профессионального образования с рынком труда, с местными сообществами. 3. Формирование современной структуры сети образовательных организаций профессионального образования, отражающей изменения в потребностях экономики и запросах населения и поддерживающей единое образовательное пространство. | 1. Федеральный бюджет 2.- 3.- | 1. охват населения программами дополнительного профессионального образования (удельный вес численности занятого населения в возрасте 25 - 65 лет, прошедшего повышение квалификации и (или) профессиональную переподготовку, в общей численности занятого в экономике населения данной возрастной группы; численность специалистов инженерно-технического профиля, повысивших квалификацию в рамках мероприятий Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы. 2. число образовательных программ, прошедших процедуры профессионально-общественной аккредитации; удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности. 3. удельный вес выпускников организаций профессионального образования последнего года выпуска, трудоустроившихся по полученной специальности. Структура подготовки кадров по профессиональным образовательным программам (удельный вес численности выпускников, освоивших профессиональные образовательные организации соответствующего уровня, в общей численности выпускников); удельный вес численности лиц, принятых на обучение по программам прикладного бакалавриата в общем количестве принятых на обучение по программам бакалавриата (за счет средств федерального бюджета) . |
- | Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для системы образования" | Федеральный бюджет | Число разработанных образовательных программ для подготовки, повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, разработанных в соответствии с утвержденными федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональным стандартом педагога |
- | Модернизация инфраструктуры системы профессионального образования. | - | Удельный вес числа организаций среднего профессионального образования и организаций высшего профессионального образования, здания которых приспособлены для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья; обеспеченность студентов общежитиями (удельный вес численности студентов, проживающих в общежитиях, в общей численности студентов, нуждающихся в общежитиях): государственные (муниципальные) образовательные организации профессионального образования и государственные (муниципальные) образовательные организации высшего образования). |
Обеспечение социальной поддержки обучающихся на программах профессионального образования. | Федеральный бюджет | Удельный вес численности обучающихся по программам профессионального образования за счет средств федерального бюджета и получающих в целях стимулирования и (или) поддержки освоения ими образовательных программ стипендии и иные выплаты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в общей численности обучающихся за счет средств федерального бюджета по программам профессионального образования | |
Социальные гарантии работникам профессионального образования. | Федеральный бюджет | отношение среднемесячной заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования (из всех источников) к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации; отношение среднемесячной заработной платы профессорско-преподавательского состава государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации |
Таблица 2 «Подпрограмма 2Развитие дошкольного, общего и дополнительного образования детей»
Задачи | Мероприятия | Источники финансирования | Целевые показатели результативности |
1. Формирование образовательной сети и финансово-экономических механизмов, обеспечивающихравный доступ населения к услугам дошкольного,общего образования и дополнительногообразования детей; | Основное мероприятие 2.1 "Развитие дошкольногообразования"; Основное мероприятие 2.2 "Развитие общего образования"; Основное мероприятие 2.5 "Реализация моделейполучения качественногодошкольного, общего идополнительногообразования детьми-инвалидами и лицами сограниченнымивозможностями здоровья" | 2.1 Федеральный бюджет 2.2 Федеральный бюджет 2.5 Нет финансирования из Федерального бюджета | Мероприятие 2.1 1. доступность дошкольногообразования (отношениечисленности детей в возрасте от 3до 7 лет, получающих дошкольноеобразование в текущем году, ксумме численности детей ввозрасте от 3 до 7 лет,получающих дошкольноеобразование в текущем году ичисленности детей в возрасте от 3до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования); 2. охват детей дошкольнымиобразовательными организациями(отношение численности детей ввозрасте от 2 месяцев до 3 лет,посещающих дошкольныеобразовательные организации, кобщей численности детей ввозрасте от 2 месяцев до 3 лет); 3. удельный вес численности детейчастных дошкольныхобразовательных организаций вобщей численности детейдошкольных образовательныхорганизаций; 4. отношение среднемесячнойзаработной платы педагогическихработников государственных(муниципальных) дошкольныхобразовательных организаций ксреднемесячной заработной платев сфере общего образования всубъекте Российской Федерации; 5. удельный вес численностидетей дошкольныхобразовательных организаций ввозрасте от трех до семи лет,охваченных образовательнымипрограммами, соответствующимифедеральному государственномуобразовательному стандартудошкольного образования; 6. удельный вес численностиобучающихся, занимающихся впервую смену в общей численности, обучающихся вобщеобразовательныхорганизациях; 7. численность детей в дошкольных образовательных организациях, приходящихся на одного педагогического работника; Мероприятие 2.2 1. удельный вес численностиобучающихся в образовательныхорганизациях общего образованияв соответствии с ФГОС в общей численности, обучающихся вобразовательных организацияхобщего образования; 2. удельный вес численностиобучающихся, занимающихся впервую смену, в общей численности, обучающихся в общеобразовательныхорганизациях; 3. отношение среднего балла единогогосударственного экзамена (врасчете на 2 обязательных предмета) в 10 процентов школ случшими результатами единогогосударственного экзамена ксреднему баллу единогогосударственного экзамена (врасчете на 2 обязательныхпредмета) в 10 процентов школ схудшими результатами единогогосударственного экзамена; 4. отношение среднемесячнойзаработной платы педагогическихработников государственных(муниципальных) образовательныхорганизаций общего образованияк средней заработной плате всубъекте Российской Федерации; 5. удельный вес (оценка)численности российскихшкольников, достигших базовогоуровня образовательныхдостижений в международныхсопоставительных исследованияхкачества образования (PIRLS, TIMSS,PISA), в общей ихчисленности; 6. число обучающихся в расчете наодного педагогического работникаобщего образования$ Мероприятие 2.5 1. Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся вклассах, не являющихсяспециальными (коррекционными),общеобразовательныхорганизаций, в общей численностидетей-инвалидов, обучающихся вобщеобразовательныхорганизациях |
2. Модернизация содержания образования иобразовательной среды для обеспеченияготовности выпускников общеобразовательныхорганизаций к дальнейшему обучению идеятельности в высокотехнологичной экономике; | |||
3. Обновление состава и компетенций педагогическихкадров, создание механизмов мотивации педагоговк повышению качества работы и непрерывномупрофессиональному развитию; | Основное мероприятие 2.7 "Развитие кадровогопотенциала системыдошкольного, общего идополнительногообразования детей" Основное мероприятие 2.9 "Социальные гарантииработникам образования" | 2.7 Федеральный бюджет 2.9 Федеральный бюджет | Мероприятие 2.7 1. удельный вес численностиучителей общеобразовательныхорганизаций в возрасте до 35 лет вобщей численности учителейобщеобразовательныхорганизаций Мероприятие 2.9 1. отношение среднемесячнойзаработной платы педагогическихработников государственных(муниципальных)образовательных организаций:дошкольного образования ксредней в общем образованиисоответствующего субъектаРоссийской Федерации, общего образования - к среднейпо соответствующему субъекту Российской Федерации,дополнительного образованиядетей - к средней по учителямсоответствующего субъектаРоссийской Федерации |
4. Создание современной инфраструктурынеформального образования для формирования уобучающихся социальных компетенций,гражданских установок, культуры здоровогообраза жизни | Основное мероприятие 2.3 «Развитие дополнительного неформального образования и социализации детей» Основное мероприятие 2.6 "Развитие физическойкультуры и спорта вобразовательныхорганизацияхдошкольного, общего идополнительногообразования детей" | 2.3 Федеральный бюджет 2.6 Федеральный бюджет | Мероприятие 2.3 1. охват детей в возрасте 5 - 18 летпрограммами дополнительногообразования (удельный весчисленности детей, получающихуслуги дополнительногообразования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет); 2. удельный вес численности детей,занимающихся в кружках,организованных на базеобщеобразовательныхорганизаций, в общей численности, обучающихся в общеобразовательныхорганизациях (вгородских поселениях, в сельскойместности); 3. отношение среднемесячнойзаработной платы педагогическихработников государственных(муниципальных) организацийдополнительного образованиядетей к среднемесячнойзаработной плате учителей всоответствующем субъектеРоссийской Федерации Мероприятие 2.6 1. удельный вес численности детей,занимающихся в спортивныхкружках, организованных на базеобщеобразовательныхорганизаций, в общей численностиобучающихся вобщеобразовательныхорганизациях (в городскихпоселениях, в сельскойместности); 2. удельный вес численности детей,занимающихся в организацияхдополнительного образованияспортивно-техническойнаправленности, в общейчисленности детей от 5 до 18 лет |
Основное мероприятие 2.4 "Выявление и поддержкаодаренных детей имолодежи" | 2.4 Федеральный бюджет | удельный вес численностиобучающихся по программамначального, основного общего исреднего общего образования,участвующих в олимпиадах иконкурсах различного уровня, вобщей численности, обучающихсяпо программам начального,основного общего и среднегообщего образования | |
Основное мероприятие 2.8 "Развитиеинфраструктуры общегообразования идополнительного образования детей" | 2.8 Федеральный бюджет | 1. удельный вес числаобразовательных организаций, вкоторых имеются пожарнаясигнализация, дымовыеизвещатели, пожарные краны ирукава, в общем числесоответствующих организаций: - общеобразовательныхорганизаций; - организаций, реализующихдополнительныеобщеобразовательные программыдля детей; 2. удельный вес числаобразовательных организаций,имеющих системывидеонаблюдения, в общем числесоответствующих организаций: - общеобразовательныхорганизаций; - организаций, реализующихдополнительныеобщеобразовательные программыдля детей; 3. удельный вес числаобщеобразовательных организаций, имеющихводопровод, центральноеотопление, канализацию, вобщеобразовательныхорганизаций: - в городских поселениях - в сельской местности, 4. удельный вес числаобщеобразовательныхорганизаций, имеющих скоростьподключения к сети Интернет науровне от 1 Мбит/с и выше, вобщем числеобщеобразовательныхорганизаций, подключенных ксети Интернет: - в городских поселениях - в сельской местности. 5. Удельный вес численностиобучающихся, занимающихся впервую смену, в общейчисленности, обучающихся вобщеобразовательныхорганизациях |
Таблица 3 «Подпрограмма 3 Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования»
Задачи | Мероприятия | Источники финансирования | Целевые показатели результативности |
1. Включение потребителей образовательных услуг в оценку деятельности системы образования через развитие механизмов независимой оценки качества образования и государственно-общественного управления; | Основное мероприятие 3.2 "Формирование и развитие общероссийской системы оценки качества образования, в т.ч. поддержка и развитие инструментов оценки результатов обучения в системе общего образования, подготовка специалистов по педагогическим измерениям в специализированной магистратуре и аспирантуре" Основное мероприятие 3.3 "Развитие механизмов обратной связи и поддержки потребителя в образовании как части национальной системы оценки качества образования" Основное мероприятие 3.6 "Развитие институтов общественного участия в управлении образованием и повышении качества образования" | 3.2. Нет финансирования из федерального бюджета 3.3. Нет финансирования из федерального бюджета 3.6. нет в строке расходов федерального бюджета | 1.Число субъектов Российской Федерации, в которых реализуются инструменты независимой оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ; 2. Удельный вес числа специальностей и направлений подготовки, на которых проводятся процедуры профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, в общем числе специальностей и направлений подготовки; 1.удельный вес числа образовательных организаций, данные о которых представлены на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных организациях в общем числе: - дошкольных образовательных организаций; - общеобразовательных организаций; - профессиональных образовательных организаций; - образовательных организаций высшего образования; 2.удельный вес числа образовательных организаций, обеспечивающих предоставление нормативно закрепленного перечня сведений о своей деятельности на официальных сайтах, в общем числе образовательных организаций 1. число субъектов Российской Федерации, в которых образованы и действуют при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации общественные советы, участвующие в обсуждении практики реализации мер государственной политики в сфере образования, организации независимой оценки качества образования; |
2. Обеспечение современного уровня надежности и технологичности процедур оценки качества образовательных результатов; | Основное мероприятие 3.1 "Обеспечение деятельности Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки" | Федеральный бюджет | 1.Количество контрольных мероприятий Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки в отношении деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации 2.Количество контрольных мероприятий Федерального агентства по надзору в сфере образования и науки по вопросам соблюдения лицензионных условий 3. Количество проведенных Федеральным агентством по надзору в сфере образования и науки процедур лицензирования образовательной деятельности 4.Количество проведенных процедур государственной аккредитации образовательной деятельности |
3. Формирование культуры оценки качества образования на уровне регионов, муниципалитетов и отдельных организаций в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур; | |||
4. Создание системы поддержки сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях обучающихся; | Основное мероприятие 3.2 "Формирование и развитие общероссийской системы оценки качества образования, в т.ч. поддержка и развитие инструментов оценки результатов обучения в системе общего образования, подготовка специалистов по педагогическим измерениям в специализированной магистратуре и аспирантуре" | 3.2. Нет финансирования из федерального бюджета | 1.Число субъектов Российской Федерации, в которых реализуются инструменты независимой оценки качества дошкольного образования, начального общего, основного общего и среднего общего образования, дополнительных общеобразовательных программ; 2. Удельный вес числа специальностей и направлений подготовки, на которых проводятся процедуры профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ, в общем числе специальностей и направлений подготовки; |
5. Создание системы мониторинговых исследований качества образования; | Основное мероприятие 3.5 "Создание системы мониторингов в области образования и социализации, развитие единой унифицированной системы статистики образования" | 3.5. Нет финансирования из федерального бюджета | 1. доля образовательных организаций (по уровням), ежегодно представляющих общественности публичный отчет, обеспечивающий открытость и прозрачность образовательной и хозяйственной деятельности |
6. Формирование унифицированной системы статистики образования на основе международных стандартов | Основное мероприятие 3.4 "Участие Российской Федерации в международных исследованиях качества образования (в том числе РISA, ТIМSS, РIRLS,ICILS,ICCS)" | 3.4. Нет финансирования из федерального бюджета | 1. удельный вес (оценка)численности российскихшкольников, достигших базовогоуровня образовательныхдостижений в международныхсопоставительных исследованияхкачества образования (РISA, ТIМSS, РIRLS),в общей их численности; 2. число международныхсопоставительных исследований качества образования, в которых Российская Федерация принимает участие на регулярной основе |
Таблица 4 «Подпрограмма 4 Вовлечение молодежи в социальную практику»
Задачи | Мероприятия | Источники финансирования | Целевые показатели результативности |
1. Вовлечение молодежи в общественную деятельность; | |||
2. Обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации; | Основное мероприятие 4.1 "Реализация комплекса мер по созданию условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи" | 4.1. Федеральный бюджет | 1. удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, вовлеченных в реализуемые органами исполнительной власти проекты и программы в сфере поддержки талантливой молодежи, в общей численности молодежи в возрасте от 14 до 30 лет; 2. удельный вес числа субъектов Российской Федерации, реализующих проекты и программы по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, в общем числе субъектов Российской Федерации; 3. удельный вес численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет, участвующих в деятельности молодежных общественных объединений, в общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет |
3. Создание механизмов формирования целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи; | Основное мероприятие 4.1 "Реализация комплекса мер по созданию условий успешной социализации и эффективной самореализации молодежи" | 4.1. Федеральный бюджет | |
4. Обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями, некоммерческими организациями | Основное мероприятие 4.3 "Совершенствование деятельностифедеральныхгосударственныхорганизаций,находящихся в веденииМинобрнауки России иРосмолодежи" | 4.3. Федеральный бюджет | 1. удельный вес численностимолодых людей от 14 до 30 лет,участвующих в мероприятиях попатриотическому воспитанию, ворганизациями общей численности молодыхлюдей в возрасте от 14 до 30 лет. 2. число мероприятий для молодежи |
Основное мероприятие 4.2 "Обеспечение проведения мероприятий по содействию патриотическому воспитанию граждан Российской Федерации" | 4.2. Федеральный бюджет | 1. удельный вес численности молодых людей от 14 до 30 лет, участвующих в мероприятиях по патриотическому воспитанию, в общей численности молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет. |
Таблица 5 «Подпрограмма 5. Обеспечение реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы и прочие мероприятия в областиобразования государственной программы "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы
Задачи | Мероприятия | Источники финансирования | Целевые показатели результативности |
1. Разработка нормативно-правовых, научно-методических и иных документов, направленных наэффективное решение задач Программы; | Основное мероприятие 5.1 "Реализациягосударственного заданиянаучнымиорганизациями,обеспечивающимипредоставление услуг всфере образования" | 5.1. Федеральный бюджет | 1. количество проведенныхмероприятий федерального ирегионального уровней пораспространению результатовГосударственной программы |
2. Мониторинг хода реализации и информационноесопровождение Программы, анализ процессов ирезультатов в целях своевременности принятияуправленческих решений; | Основное мероприятие 5.2 «Научно-методическое, аналитическое, информационное и организационное сопровождение Государственной программы» | 5.2. Федеральный бюджет | 1. число размещенных наофициальном сайте МинобрнаукиРоссии документов (приказы,положения, регламенты и др.) |
3. Продвижение основных идей развития образованиядля получения поддержки и вовлечения экспертови широкой общественности |