Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы
9.2.25.1.Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы
(далее – ГП-25) первоначально утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.
Срок реализации: 2013 – 2020 годы.
Ответственным исполнителем является Минсельхоз России, участников – 3 (Минкультуры России, Росавтодор, Россельхознадзор).
9.2.25.2.В 2014 году в ГП-25 дважды внесены изменения постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 315, а также от 19 декабря 2014 г. № 1421 (начало действия редакции от 19 декабря 2014 года – 1 января 2015 года).
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421 внесены изменения в ГП-25, направленные на уточнение целей ускоренного импортозамещения. В состав ГП-25 включены 5 новых подпрограмм: «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания», «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса», позволяющих реализовать мероприятия по повышению конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, изменен перечень и значения отдельных показателей на 2014 год и последующие годы реализации.
В 2016 году изменения в ГП-25 ответственным исполнителем не вносились. Количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.
9.2.25.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования
В ГП-25 не в полном объеме учтены основные положения стратегических документов Российской Федерации, в том числе приоритеты и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.
Информация о целях, задачах и показателях документов стратегического планирования, которые не нашли отражения или отражены не в полной мере в ГП-25, представлена в следующей таблице.
Цели, задачи и показатели стратегических документов | Цели, задачи и показатели, предусмотренные государственной программой |
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации[65] предусматривает для показателя «Удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов» следующие пороговые значения: | ГП-25 предусматривает следующие значения показателей на 2016 год: |
1.1. По молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов; | Удельный вес молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка этой продукции (с учетом структуры переходящих запасов) – 83,0 процентов; |
1.2. По мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов; | Удельный вес мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка этой продукции (с учетом структуры переходящих запасов) – 84,3 процентов; |
1.3. По соли пищевой – не менее 85 процентов. | Удельный вес соли пищевой российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка этой продукции (с учетом структуры переходящих запасов) – 57,7 процентов. |
В ГП-25 ряд показателей не соответствует пороговым значениям, установленным в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.
Так, показатели по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) установлены ниже пороговых значений Доктрины – 83 % при пороговом значении 90 %, мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) – 84,3 % (85 %), соли пищевой – 57,7 % (85 %).
9.2.25.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями
ГП-25 в целом сбалансирована по целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению реализации мероприятий.
Однако цели ГП-25 не в полной мере соответствуют Методическим указаниям. Так, цели ГП-25 «Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО», «Повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса», «Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства» не обладают свойствами конкретности и измеримости, что не соответствует требованиям пункта 22.1 Методических указаний, а также не имеют соответствующих им целевых показателей и индикаторов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 396«О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 396) цели «Повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса», «Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства» из паспорта ГП-25 исключены.
Задачи ГП-25 в целом увязаны с ее целями. Вместе с тем задача ГП-25 «Обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки» полностью повторяет формулировку цели ГП-25, тогда как поставленная задача должна служить достижению цели, а задача «Развитие биотехнологии» не в полной мере характеризуется показателями «Удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологий» и «Рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве к 2012 году».
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 396 цель «Обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки» и соответствующая ей задача, а также задача «Развитие биотехнологии» и показатели «Удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологий» и «Рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве к 2012 году» из ГП-25 исключены.
В ГП-25 на 2016 год утверждены 10 целевых показателей (индикаторов) на уровне госпрограммы и 120 показателей (индикаторов) на уровне подпрограмм и ФЦП.
Результаты проведенного анализа показателей (индикаторов) свидетельствуют о том, что значения 13 из 120 показателей (индикаторов) на период 2015 – 2020 годов остаются неизменными, что не дает возможности оценить степень их влияния на достижение цели ГП-25. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 396 на период 2015 – 2020 годов неизменными остаются значения 11 из 105 показателей (индикаторов).
Значения 24 показателей (индикаторов) имеют слабовыраженную или отрицательную динамику, в том числе показатели, характеризующие посевную площадь кормовых культур по сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прирост мощностей по хранению картофеля и овощей открытого грунта, увеличение реализации молока, собранного кооперативами у сельхозтоваропроизводителей.
Динамика планируемого результата по показателю «Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году», характеризующему достижение целей ГП-25 «Обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации» и «Ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции», не улучшается при росте соответствующего источника финансового обеспечения. Так, по сравнению с 2016 годом (103,1 %) его значение к 2020 году должно составить 102,1 %, или уменьшиться на 1 процентный пункт, при этом объем ресурсного обеспечения ГП-25 к 2020 году должен составить 350,36 млрд. рублей против 258,14 млрд. рублей в 2016 году (увеличение на 35,7 %).
9.2.25.5. Реализация ГП-25 в 2016 году осуществлялась на основании плана реализации госпрограммы в 2015 году и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2015 г. № 1758-р.
Детальный план-график утвержден распоряжением Минсельхоза России от 8 октября 2015 г. № 102-рп.
Вместе с тем следует отметить неравномерность распределения контрольных событий в течение года. Так, на IV квартал 2016 года приходятся 96 (58,9 %) из 163 контрольных событий, большинство из которых характеризуют годовые итоги мероприятий.
9.2.25.6.Сведения о финансовом обеспечении ГП-25 за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Госпрограмма | Источник финансового обеспечения | Предусмотрено ГП * | Фактические расходы | Отклонение (гр.4 – гр.3) | % отклонения |
ГП-25 | всего | 284 359,5* | 270 477,1* | -13 882,4 | -4,9 |
федеральный бюджет | 237 000,0 | 218 090,7 | -40 049,2 | 15,5 | |
консолидированные бюджеты субъектов РФ | 47 359,5* | 45 801,4* | -1 558,1 | -3,3 | |
юридические лица | 0,0* | 0,0* | 0,0 | 0,0 | |
внебюджетные источники | 0,0* | 6 585,0 | 6 585,0 |
*По данным Сводного годового доклада.
Ресурсное обеспечение реализации ГП-25 за счет средств федерального бюджета на 2016 год предусмотрено паспортом госпрограммы в объеме 237 000,0 млн. рублей, что соответствует объемам бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом № 359-ФЗ (в первоначальной редакции).
В результате внесенных изменений ассигнования, предусмотренные на реализацию ГП-25, составили: в соответствии с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) – 212 821,3 млн. рублей, что на 45 318,6 млн. рублей, или на 17,6 %, меньше ассигнований, предусмотренных паспортом ГП-25 на 2016 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2016 года – 223 242,5млн. рублей, что на 34 897,4 млн. рублей, или на 13,5 %, меньше, чем в паспорте ГП-25.
В соответствии с годовым отчетом о ходе реализации и оценке эффективности
ГП-25 в 2016 году внебюджетные источники привлечены только в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее – ФЦП «УРСТ») в объеме 6 585,0 млн. рублей. При этом следует отметить, что привлечение в 2016 году внебюджетных источников паспортом ГП-25 не предусмотрено.
9.2.25.7.Исполнение бюджетных ассигнований по ГП-25 по главным распорядителям средств федерального бюджета представлено в следующей таблице.
(млн. рублей)
ГП-25 | Федеральный закон № 359-ФЗ-ФЗ (с изменениями) | Сводная бюджетная роспись с изменениями | Исполнено | % исполнения сводной бюджетной росписи с изменениями | |
Расходы по ГП-25, всего | 258 139,9 | 212 821,3 | 223 242,5 | 218 090,7 | 97,7 |
в том числе: | |||||
Минсельхоз России | 237 858,2 | 194 632,3 | 202 844,6 | 200 328,4 | 98,8 |
в % к итогу | 92,1 | 91,5 | 90,9 | 91,9 | Х |
Россельхознадзор | 12 378,5 | 11 140,1 | 13 164,7 | 12 860,8 | 97,7 |
в % к итогу | 4,8 | 5,2 | 5,9 | 5,9 | Х |
Росавтодор | 7 579,2 | 5 120,4 | 5 477,3 | 4 485,2 | 81,9 |
в % к итогу | 2,9 | 2,4 | 2,5 | 2,1 | Х |
Минфин России | 1 475,9 | 1 338,3 | |||
в % к итогу | 0,7 | 0,6 | Х | ||
Минкультуры России | 324,0 | 317,6 | 282,6 | 281,4 | 99,6 |
в % к итогу | 0,1 | 0,1 | 0,1 | 0,1 | х |
ФАНО России | 135,0 | 135,0 | 135,0 | 100,0 | |
в % к итогу | 0,1 | 0,1 | 0,1 | х |
В 2016 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-25 осуществляли 6 главных распорядителя бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-25 приходится на Минсельхоз России (90,9 % показателя сводной бюджетной росписи).
Следует отметить, что паспортом ГП-25 бюджетные ассигнования ФАНО России и Минфину России не предусмотрены.
Отмечается низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Росавтодора (81,9 % показателя сводной бюджетной росписи). В 2015 году также отмечался низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Минсельхоза России (95,1 %), Россельхознадзора (94,4 %) и Росавтодора (92,1 %).
Низкий уровень кассового исполнения расходов по Росавтодору привел к невыполнению показателя по вводу в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, тыс. км: фактическое исполнение показателя составило 0,42 тыс. км при плановом значении – 0,68 тыс. км.
9.2.25.8. Данные об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в ГП-25, федеральном законе о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписи по ГП-25, а также уровень исполнения расходов по ГП-25 представлены в следующей таблице.
(млн. рублей)
Госпрограмма/ подпрограммы (ФЦП) | ГП-25 | Федеральный закон № 359-ФЗ (первона-чальный) | Федеральный закон № 359-ФЗ (с изменениями) | Отклонение (гр.4-гр.2) | Сводная бюджетная роспись с изменением | Отклонение (гр.6-гр.2) | Исполнено | Не исполне-но | % исполнения (гр.8/гр.6) |
ГП-25 | 258 139,9 | 237 000,0 | 212 821,3 | - 45 318,6 | 223 242,5 | - 34 897,4 | 218 090,7 | 5 151,8 | 97,7 |
Подпрограмма 1 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» | 61 678,5 | 63 683,3 | 60 532,5 | - 1 146,0 | 60 116,6 | - 1 561,9 | 58 840,1 | 1 276,5 | 97,9 |
Подпрограмма 2 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» | 40 033,9 | 38 231,8 | 37 814,2 | - 2 219,7 | 38 279,1 | - 1 754,8 | 38 055,2 | 223,9 | 99,4 |
Подпрограмма 3 «Развитие мясного скотоводства» | 9 348,0 | 9 348,0 | 9 286,1 | - 61,9 | 8 986,1 | - 361,9 | 8 973,0 | 13,1 | 99,9 |
Подпрограмма 4 «Поддержка малых форм хозяйствования» | 15 795,9 | 13 935,7 | 10 246,5 | - 5 549,4 | 10 247,4 | - 5 548,5 | 10 195,2 | 52,2 | 99,5 |
Подпрограмма 5 «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» | 4 106,5 | 2 062,0 | 1 862,0 | - 2 244,5 | 11 162,0 | 7 055,5 | 11 162,0 | 0,0 | 100,0 |
Подпрограмма 6 «Обеспечение реализации Государственной программы» | 25 492,5 | 29 878,0 | 25 075,7 | - 416,8 | 26 886,3 | 1 393,8 | 25 154,7 | 1 731,6 | 93,6 |
ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» | 16 129,2 | 15 958,2 | 12 778,6 | - 3 350,6 | 13 104,6 | - 3 024,6 | 12 070,9 | 1 033,7 | 92,1 |
ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» | 9 980,8 | 8 742,4 | 7 552,4 | - 2 428,4 | 7 631,2 | - 2 349,6 | 7 338,5 | 292,7 | 96,2 |
Подпрограмма 7 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» | 7 041,0 | 5 312,7 | 5 201,5 | - 1 839,5 | 6 369,6 | - 671,4 | 6 153,9 | 215,7 | 96,6 |
Подпрограмма 8 «Развитие молочного скотоводств»« | 34 316,9 | 26 586,1 | 24 417,2 | - 9 899,7 | 24 417,2 | - 9 899,7 | 24 158,0 | 259,2 | 98,9 |
Подпрограмма 9 «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» | 12 706,7 | 8 530,9 | 7 287,7 | - 5 419,0 | 5 935,5 | - 6 771,2 | 5 889,6 | 45,9 | 99,2 |
Подпрограмма 10 «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» | 10 310,0 | 4 730,9 | 2 766,9 | - 7 543,1 | 2 106,9 | - 8 203,1 | 2 099,5 | 7,4 | 99,6 |
Подпрограмма 11 «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» | 11 200,0 | 10 000,0 | 8 000,0 | - 3 200,0 | 8 000,0 | - 3 200,0 | 8 000,0 | 0,0 | 100,0 |
Федеральным законом № 359-ФЗ (первоначальная редакция) бюджетные ассигнования на реализацию ГП-25 утверждены в объеме 237 000,0 млн. рублей, что на 21 139,9 млн. рублей, или на 8,2 %, меньше бюджетных ассигнований, утвержденных ГП-25 (258 139,9 млн. рублей).
Ресурсное обеспечение реализации ГП-25 за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не приведено в соответствие с бюджетными ассигнованиями по подпрограммам государственной программы, утвержденными Федеральным законом
№ 359-ФЗ, и показатели (индикаторы) госпрограммы не корректировались в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.
Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по ГП-25 увеличены на 4,9 % по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями).
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2016 год по ГП-25 составило 218 090,7 млн. рублей, что на 5 151,8 млн. рублей, или на 2,3 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи (за 2015 год недовыполнение составило 5 %), в том числе по подпрограмме «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» – 58 840,1 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 1 276,5 млн. рублей, в 2015 году – 3 399,4 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» – 38 055,2 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 223,9 млн. рублей, в 2015 году – 2 532,8 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие мясного скотоводства» – 8 973,0 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 13,1 млн. рублей, в 2015 году – 181,2 млн. рублей), по подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования» – 10 195,2 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 52,2 млн. рублей, в 2015 году – 2 125,5 млн. рублей), по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» – 11 162,0 млн. рублей (в 2015 и 2016 годах исполнено в полном объеме), по подпрограмме «Обеспечение реализации Государственной программы» – 25 154,7 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 1 731,6 млн. рублей, в 2015 году – 339,3 млн. рублей), по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на
2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» – 12 070,9 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 1 033,7 млн. рублей, в 2015 году – 398,4 млн. рублей), по ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» – 7 338,5 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 292,7 млн. рублей, в 2015 году – 255,6 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» – 6 153,9 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 215,7 млн. рублей, в 2015 году – 64,9 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие молочного скотоводства» – 24 158,0 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 259,2 млн. рублей, в 2015 году – 1 136,9 млн. рублей), по подпрограмме «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» – 5 889,6 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 45,9 млн. рублей, в 2015 году – 437,4 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» – 2 099,5 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 7,4 млн. рублей, в 2015 году – 909,8 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» – 8 000,0 млн. рублей (в 2015 и 2016 годах исполнено в полном объеме).
По ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» средства федерального бюджета использованы не в полном объеме (92,1 % показателя сводной бюджетной росписи) в результате экономии по заключенным государственным контрактам, в связи с несоблюдением уровня финансирования расходных обязательств субъектами Российской Федерации, ненадлежащим исполнением поставщиками условий заключенных государственных контрактов, низкого уровня исполнения расходов Росавтодора на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляемых субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий указанной ФЦП. В 2015 году исполнение расходов федерального бюджета по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» составило 96,8 % показателя сводной бюджетной росписи.
Основной причиной исполнения не в полном объеме (96,2 % показателя сводной бюджетной росписи) бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФЦП »Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы», является невыполнение рядом субъектов Российской Федерации своих обязательств, предусмотренных заключенными соглашениями.
9.2.25.9.Информация о количестве выполненных целевых показателей (индикаторов) ГП-25 в разрезе подпрограмм, а также об исполнении соответствующих бюджетных ассигнований представлена в следующей таблице.
Госпрограмма/ подпрограммы (ФЦП) | Целевые показатели (индикаторы) (количество)* | Уровень отклонения Федерального закона № 359-ФЗ (первоначального) к ГП-25 | Сводная бюджетная роспись с изменениями в % к ГП-25 план | Исполнено в % к | |||
план | Фактиче-ское выпол-нение | % (гр.3/гр.2) | фактическое выполнение | % (гр.3/гр.2) | |||
ГП-25 | 50,0 | 91,8 | |||||
Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» | 47,6 | 103,3 | 97,5 | 97,9 | 95,4 | ||
Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» | 64,3 | 95,5 | 95,6 | 99,4 | 95,1 | ||
Подпрограмма «Развитие мясного скотоводства» | 0,0 | 100,0 | 96,1 | 99,9 | 96,0 | ||
Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» | 80,0 | 88,2 | 64,9 | 99,5 | 64,5 | ||
Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» | 50,0 | 50,2 | в 2,7 раза | 100,0 | в 2,7 раза | ||
Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы» | 72,7 | 117,2 | 105,5 | 93,6 | 98,7 | ||
ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» | 92,3 | 98,9 | 81,2 | 92,1 | 74,8 | ||
ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» | 62,5 | 87,6 | 76,5 | 96,2 | 73,5 | ||
Подпрограмма «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» | 40,0 | 75,5 | 90,5 | 96,6 | 87,4 | ||
Подпрограмма «Развитие молочного скотоводства» | 50,0 | 77,5 | 71,2 | 98,9 | 70,4 | ||
Подпрограмма «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» | 80,0 | 67,1 | 46,7 | 99,2 | 46,4 | ||
Подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» | 0,0 | 45,9 | 20,4 | 99,6 | 20,4 | ||
Подпрограмма «Развитие финансово-кредитной системы АПК» | 38,9 | 89,3 | 71,4 | 100,0 | 71,4 | ||
Всего | 57,9 | 91,8 | 86,5 | 97,7 | 84,5 |
*В таблицу не включены показатели, по которым отсутствуют плановые и (или) фактические значения, а также фактические значения которых носят предварительный характер или приравнены к плановым. По показателям госпрограммы учтены плановые и фактические значения, представленные в Сводном годовом докладе; по показателям подпрограмм – плановые и фактические значения, представленные в годовом отчете, направленном в Минэкономразвития России.
В 2016 году из 132 целевых показателей (индикаторов) плановые значения на 2016 год установлены по 130 показателям, фактические значения представлены по 117 показателям (90 %), по 13 показателям не представлены фактические значения (10 %), из них по 6 показателям представлены предварительные данные.
Уровень выполнения показателей (индикаторов) ГП-25 и подпрограмм составил 57,9 %(исполнение показателей (индикаторов) на уровне ГП-25 составило 50 %) при уменьшении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 13,5 % по сравнению с утвержденными в ГП-25.
Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме «Развитие финансово-кредитной системы АПК» составило 38,9 %,по подпрограмме «Развитие овощеводства, открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» – 40 %,по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» - 50 %. При этом исполнение сводной бюджетной росписи по указанным подпрограммам составило 100 %, 96,6 % и 100 % соответственно.
Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограммам «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» и «Обеспечение реализации Государственной программы» составило 50 % и 72,7 %соответственно. При этом исполнение сводной бюджетной росписи, показатели которой были увеличены в 2,7 раза и на 5,5 %, составило 100 % и 93,6 % соответственно.
По подпрограмме «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» не выполнен ни один показатель, при этом кассовое исполнение составило 99,6 %.
В отдельных случаях отсутствует взаимосвязь между плановыми значениями показателей (индикаторов) и объемами ресурсного обеспечения соответствующих программных мероприятий, что свидетельствует о занижении значений показателей (индикаторов).
Так, показатель «Производство тонкорунной и полутонкорунной шерсти» перевыполнен в 1,6 раза (17,55 тыс. тонн при плановом значении 11,0 тыс. тонн), при этом объем бюджетных ассигнований (150,0 млн. рублей), предусмотренный на реализацию основного мероприятия ГП-25 «Развитие производства тонкорунной и полутонкорунной шерсти», в ходе исполнения бюджета уменьшен Федеральным законом № 359-ФЗ на 1,8 % и составил 147,3 млн. рублей (расходы исполнены на уровне 99,4 % показателя сводной бюджетной росписи).
Анализ достижения целевых показателей (индикаторов) ГП-25 представлен в следующей таблице.
Показатель (индикатор) (единица измерения) | ГП | Фактическое выполнение | % выполнения (гр.3/гр.2)/ (гр.2/гр.3) | Справочно: 2015 год, факт | |
Объем бюджетных ассигнований ГП-25 (млн. рублей) | 258 139,9 | 223 242,5* | 86,5 | 234 055,4 | |
218 090,7 | 84,5 | 222 274,1 | |||
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов) | 103,1 | 104,8 | 101,6 | 102,6 | |
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов) | 102,5 | 107,8 | 105,2 | 103,1 | |
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов) | 103,8 | 101,5 | 97,8 | 102,2 | |
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году (процентов) | 104,1 | 102,6 | 98,6 | 102,2 | |
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году (процентов) | 104,8 | 114,1 | 108,9 | 86,9 | |
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) (процентов) | 13,0 | 17,3 | 133,1 | 20,3 | |
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) (рублей) | 19 899 | 24 106 | 121,1 | 21 626 | |
Индекс производительности труда к предыдущему году (процентов) | 104,3 | 104,3 | 100,0 | 105,0 | |
Количество высокопроизводительных рабочих мест (тыс. единиц) | 397,9 | 334,9 | 84,2 | 318,2 | |
Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства (процентов) | 9,8 | Срок представления отчетности 01.07.2017 г. | - | 8,91 |
* Показатель сводной бюджетной росписи.
** Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений, – гр.2/гр.3.
Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений, – гр.3/гр.2.
Согласно данным сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм из 9 целевых показателей (индикаторов) ГП-25, по которым отражены фактические значения, не выполнено 3 показателя (индикатора) (33,3 %).Так, не достигнут показатель Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596: «Количество высокопроизводительных рабочих мест» (план – 397,9 тыс. единиц,
факт – 334,9 тыс. единиц).
На невыполнение целевого показателя «Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов)» повлияло снижение потребительского спроса на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности при одновременном росте цен, что снижает покупательскую способность населения.
Согласно данным годового отчета из 111 показателей (индикаторов) уровня подпрограмм и ФЦП не выполнено 47 показателей (42,3 %).
В 2016 году по сравнению с 2015 годом снизились фактические значения целевых показателей (индикаторов): «Производство виноматериалов столовых» (план – 35 898,1 тыс. дкл, факт – 30 561,4 тыс. дкл) по причине низкого урожая 2015 года; «Площадь закладки виноградников» (план – 9,125 тыс. га, факт – 4,99 тыс. га) по причине неблагоприятных природно-климатических условий; «Прирост мощностей по хранению плодов» (план – 87,7 тыс. тонн, факт – 34,8 тыс. тонн) по причине неввода в эксплуатацию фактически построенного плодохранилища ООО «Вологодская ягода»; «Прирост производства овощей защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей» (план – 129,9 тыс. тонн, факт – 114,1 тыс. тонн) по причине низкого количества отобранных инвестиционных проектов.
По данным Сводного годового доклада,из 48 контрольных событий, утвержденныхпланом реализации ГП-25, выполнено 37 контрольных событий (77,1 % общего количества), не выполнено 11 контрольных событий (22,9 %),из 163 контрольных событий, предусмотренных детальным планом-графиком реализации ГП-25, выполнено 130 контрольных событий (79,8 %).
Сравнительный анализ выполнения контрольных событий и показателей (индикаторов) ГП-25 свидетельствует об отсутствии взаимоувязанности. Так, в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» реализованы 17 запланированных контрольных событий из 21 (81 %). Вместе с тем из 21 показателя (индикатора) подпрограммы необходимые значения достигнуты только по 10 показателям, или 47,6 %, исполнение расходов на указанную подпрограмму составило 97,9 %.
9.2.25.10. Анализ объемов дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета по ГП-25 представлен в следующей таблице.
(млн. рублей)
Наименование главного распорядителя средств федерального бюджета / код бюджетной классификации | Сумма задолженности | 2017 год | |||||||||
на начало года | на конец отчетного года | отклонение | Лимиты бюджетных обяза- тельств на 01.07.2017 | Кассовое исполне-ние на 01.07.2017 | |||||||
всего | из них | всего | из них | всего | из них | ||||||
долго- сроч- ная | про-срочен- ная | долго-сроч- ная | про- срочен- ная | долго-сроч- ная | про- срочен-ная | ||||||
Итого задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-25 | 2 634,6 | 418,8 | 1 323,7 | 411,8 | -1 311,0 | -7,0 | 232 904,5 | 96 621,5 | |||
ФАНО России, из них | 71,9 | -71,9 | 135,0 | 67,5 | |||||||
007 0411 25Г0190059 612 | 71,9 | -71,9 | |||||||||
Россельхознадзор, из них | 224,9 | 0,4 | 147,4 | 0,2 | -77,5 | -0,2 | 13 066,0 | 6 2343,7 | |||
081 0108 2560792794 612 | 8,7 | -8,7 | |||||||||
081 0405 2520394009 413 | 27,0 | 27,0 | |||||||||
081 0405 2520394009 414 | 10,8 | 6,0 | 0,1 | -4,8 | 0,1 | ||||||
081 0405 2560790059 612 | 81,0 | 50,1 | -30,9 | 896,7 | 884,6 | ||||||
081 0405 2560794009 414 | 82,2 | 55,6 | -26,6 | 393,3 | 47,9 | ||||||
081 0411 2560790059 612 | 6,0 | 5,4 | -0,6 | 63,1 | 7,3 | ||||||
081 0412 2560754840 530 | 5,6 | -5,6 | 75,0 | 27,7 | |||||||
081 0412 2560790012 121 | 0,1 | 0,1 | 3 945,1 | 1 856,7 | |||||||
081 0412 25607 Наши рекомендации
|