Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы

9.2.25.1.Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы
(далее – ГП-25) первоначально утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717.

Срок реализации: 2013 – 2020 годы.

Ответственным исполнителем является Минсельхоз России, участников – 3 (Минкультуры России, Росавтодор, Россельхознадзор).

9.2.25.2.В 2014 году в ГП-25 дважды внесены изменения постановлениями Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 315, а также от 19 декабря 2014 г. № 1421 (начало действия редакции от 19 декабря 2014 года – 1 января 2015 года).

Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1421 внесены изменения в ГП-25, направленные на уточнение целей ускоренного импортозамещения. В состав ГП-25 включены 5 новых подпрограмм: «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства», «Развитие молочного скотоводства», «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства», «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания», «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса», позволяющих реализовать мероприятия по повышению конкурентоспособности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей. Кроме того, изменен перечень и значения отдельных показателей на 2014 год и последующие годы реализации.

В 2016 году изменения в ГП-25 ответственным исполнителем не вносились. Количественные и качественные показатели (индикаторы) не приведены в соответствие с бюджетными ассигнованиями по государственной программе, утвержденными Федеральным законом № 359-ФЗ в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.

9.2.25.3. Анализ и оценка соответствия целей, задач и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы указам Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, документам стратегического планирования

В ГП-25 не в полном объеме учтены основные положения стратегических документов Российской Федерации, в том числе приоритеты и цели государственной политики в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

Информация о целях, задачах и показателях документов стратегического планирования, которые не нашли отражения или отражены не в полной мере в ГП-25, представлена в следующей таблице.



Цели, задачи и показатели стратегических документов Цели, задачи и показатели, предусмотренные государственной программой
1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации[65] предусматривает для показателя «Удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов» следующие пороговые значения: ГП-25 предусматривает следующие значения показателей на 2016 год:
1.1. По молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) – не менее 90 процентов; Удельный вес молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка этой продукции (с учетом структуры переходящих запасов) – 83,0 процентов;
1.2. По мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) – не менее 85 процентов; Удельный вес мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка этой продукции (с учетом структуры переходящих запасов) – 84,3 процентов;
1.3. По соли пищевой – не менее 85 процентов. Удельный вес соли пищевой российского производства в общих ресурсах внутреннего рынка этой продукции (с учетом структуры переходящих запасов) – 57,7 процентов.

В ГП-25 ряд показателей не соответствует пороговым значениям, установленным в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации.

Так, показатели по молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) установлены ниже пороговых значений Доктрины – 83 % при пороговом значении 90 %, мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) – 84,3 % (85 %), соли пищевой – 57,7 % (85 %).

9.2.25.4. Анализ обоснованности целей и задач, их согласованности, а также оценка состава и значений целевых показателей (индикаторов) госпрограммы и их увязка с мероприятиями

ГП-25 в целом сбалансирована по целям, задачам, показателям (индикаторам), финансовому обеспечению реализации мероприятий.

Однако цели ГП-25 не в полной мере соответствуют Методическим указаниям. Так, цели ГП-25 «Повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и внешнем рынках в рамках вступления России в ВТО», «Повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса», «Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства» не обладают свойствами конкретности и измеримости, что не соответствует требованиям пункта 22.1 Методических указаний, а также не имеют соответствующих им целевых показателей и индикаторов.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2017 г. № 396«О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы» (далее – постановление Правительства Российской Федерации № 396) цели «Повышение финансовой устойчивости предприятий агропромышленного комплекса», «Воспроизводство и повышение эффективности использования в сельском хозяйстве земельных и других ресурсов, а также экологизация производства» из паспорта ГП-25 исключены.

Задачи ГП-25 в целом увязаны с ее целями. Вместе с тем задача ГП-25 «Обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки» полностью повторяет формулировку цели ГП-25, тогда как поставленная задача должна служить достижению цели, а задача «Развитие биотехнологии» не в полной мере характеризуется показателями «Удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологий» и «Рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве к 2012 году».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 396 цель «Обеспечение сбыта сельскохозяйственной продукции, повышение ее товарности за счет создания условий для ее сезонного хранения и подработки» и соответствующая ей задача, а также задача «Развитие биотехнологии» и показатели «Удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, переработанных методами биотехнологий» и «Рост применения биологических средств защиты растений и микробиологических удобрений в растениеводстве к 2012 году» из ГП-25 исключены.

В ГП-25 на 2016 год утверждены 10 целевых показателей (индикаторов) на уровне госпрограммы и 120 показателей (индикаторов) на уровне подпрограмм и ФЦП.

Результаты проведенного анализа показателей (индикаторов) свидетельствуют о том, что значения 13 из 120 показателей (индикаторов) на период 2015 – 2020 годов остаются неизменными, что не дает возможности оценить степень их влияния на достижение цели ГП-25. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 396 на период 2015 – 2020 годов неизменными остаются значения 11 из 105 показателей (индикаторов).

Значения 24 показателей (индикаторов) имеют слабовыраженную или отрицательную динамику, в том числе показатели, характеризующие посевную площадь кормовых культур по сельскохозяйственным организациям, крестьянским (фермерским) хозяйствам и индивидуальным предпринимателям в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, прирост мощностей по хранению картофеля и овощей открытого грунта, увеличение реализации молока, собранного кооперативами у сельхозтоваропроизводителей.

Динамика планируемого результата по показателю «Индекс производства продукции сельского хозяйства, в % к предыдущему году», характеризующему достижение целей ГП-25 «Обеспечение продовольственной независимости России в параметрах, заданных Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации» и «Ускоренное импортозамещение в отношении мяса (свинины, птицы, крупного рогатого скота), молока, овощей открытого и закрытого грунта, семенного картофеля и плодово-ягодной продукции», не улучшается при росте соответствующего источника финансового обеспечения. Так, по сравнению с 2016 годом (103,1 %) его значение к 2020 году должно составить 102,1 %, или уменьшиться на 1 процентный пункт, при этом объем ресурсного обеспечения ГП-25 к 2020 году должен составить 350,36 млрд. рублей против 258,14 млрд. рублей в 2016 году (увеличение на 35,7 %).

9.2.25.5. Реализация ГП-25 в 2016 году осуществлялась на основании плана реализации госпрограммы в 2015 году и на плановый период 2016 и 2017 годов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2015 г. № 1758-р.

Детальный план-график утвержден распоряжением Минсельхоза России от 8 октября 2015 г. № 102-рп.

Вместе с тем следует отметить неравномерность распределения контрольных событий в течение года. Так, на IV квартал 2016 года приходятся 96 (58,9 %) из 163 контрольных событий, большинство из которых характеризуют годовые итоги мероприятий.

9.2.25.6.Сведения о финансовом обеспечении ГП-25 за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и организаций представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Госпрограмма Источник финансового обеспечения Предусмотрено ГП * Фактические расходы Отклонение (гр.4 – гр.3) % отклонения
ГП-25 всего 284 359,5* 270 477,1* -13 882,4 -4,9
федеральный бюджет 237 000,0 218 090,7 -40 049,2 15,5
консолидированные бюджеты субъектов РФ 47 359,5* 45 801,4* -1 558,1 -3,3
юридические лица 0,0* 0,0* 0,0 0,0
внебюджетные источники 0,0* 6 585,0 6 585,0  

*По данным Сводного годового доклада.

Ресурсное обеспечение реализации ГП-25 за счет средств федерального бюджета на 2016 год предусмотрено паспортом госпрограммы в объеме 237 000,0 млн. рублей, что соответствует объемам бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом № 359-ФЗ (в первоначальной редакции).

В результате внесенных изменений ассигнования, предусмотренные на реализацию ГП-25, составили: в соответствии с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями) – 212 821,3 млн. рублей, что на 45 318,6 млн. рублей, или на 17,6 %, меньше ассигнований, предусмотренных паспортом ГП-25 на 2016 год, в соответствии со сводной бюджетной росписью на 31 декабря 2016 года – 223 242,5млн. рублей, что на 34 897,4 млн. рублей, или на 13,5 %, меньше, чем в паспорте ГП-25.

В соответствии с годовым отчетом о ходе реализации и оценке эффективности
ГП-25 в 2016 году внебюджетные источники привлечены только в рамках ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» (далее – ФЦП «УРСТ») в объеме 6 585,0 млн. рублей. При этом следует отметить, что привлечение в 2016 году внебюджетных источников паспортом ГП-25 не предусмотрено.

9.2.25.7.Исполнение бюджетных ассигнований по ГП-25 по главным распорядителям средств федерального бюджета представлено в следующей таблице.

(млн. рублей)

  ГП-25 Федеральный закон № 359-ФЗ-ФЗ (с изменениями) Сводная бюджетная роспись с изменениями Исполнено % исполнения сводной бюджетной росписи с изменениями
Расходы по ГП-25, всего 258 139,9 212 821,3 223 242,5 218 090,7 97,7
в том числе:          
Минсельхоз России 237 858,2 194 632,3 202 844,6 200 328,4 98,8
в % к итогу 92,1 91,5 90,9 91,9 Х
Россельхознадзор 12 378,5 11 140,1 13 164,7 12 860,8 97,7
в % к итогу 4,8 5,2 5,9 5,9 Х
Росавтодор 7 579,2 5 120,4 5 477,3 4 485,2 81,9
в % к итогу 2,9 2,4 2,5 2,1 Х
Минфин России   1 475,9 1 338,3    
в % к итогу   0,7 0,6   Х
Минкультуры России 324,0 317,6 282,6 281,4 99,6
в % к итогу 0,1 0,1 0,1 0,1 х
ФАНО России   135,0 135,0 135,0 100,0
в % к итогу   0,1 0,1 0,1 х

В 2016 году исполнение расходов федерального бюджета по ГП-25 осуществляли 6 главных распорядителя бюджетных средств. Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий ГП-25 приходится на Минсельхоз России (90,9 % показателя сводной бюджетной росписи).

Следует отметить, что паспортом ГП-25 бюджетные ассигнования ФАНО России и Минфину России не предусмотрены.

Отмечается низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Росавтодора (81,9 % показателя сводной бюджетной росписи). В 2015 году также отмечался низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Минсельхоза России (95,1 %), Россельхознадзора (94,4 %) и Росавтодора (92,1 %).

Низкий уровень кассового исполнения расходов по Росавтодору привел к невыполнению показателя по вводу в эксплуатацию автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, ведущих от сети автомобильных дорог общего пользования к ближайшим общественно значимым объектам сельских населенных пунктов, а также к объектам производства и переработки сельскохозяйственной продукции, тыс. км: фактическое исполнение показателя составило 0,42 тыс. км при плановом значении – 0,68 тыс. км.

9.2.25.8. Данные об объемах бюджетных ассигнований, предусмотренных в ГП-25, федеральном законе о федеральном бюджете и сводной бюджетной росписи по ГП-25, а также уровень исполнения расходов по ГП-25 представлены в следующей таблице.

(млн. рублей)

Госпрограмма/ подпрограммы (ФЦП) ГП-25 Федеральный закон № 359-ФЗ (первона-чальный) Федеральный закон № 359-ФЗ (с изменениями) Отклонение (гр.4-гр.2) Сводная бюджетная роспись с изменением Отклонение (гр.6-гр.2) Исполнено Не исполне-но % исполнения (гр.8/гр.6)
ГП-25 258 139,9 237 000,0 212 821,3 - 45 318,6 223 242,5 - 34 897,4 218 090,7 5 151,8 97,7
Подпрограмма 1 «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» 61 678,5 63 683,3 60 532,5 - 1 146,0 60 116,6 - 1 561,9 58 840,1 1 276,5 97,9
Подпрограмма 2 «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» 40 033,9 38 231,8 37 814,2 - 2 219,7 38 279,1 - 1 754,8 38 055,2 223,9 99,4
Подпрограмма 3 «Развитие мясного скотоводства» 9 348,0 9 348,0 9 286,1 - 61,9 8 986,1 - 361,9 8 973,0 13,1 99,9
Подпрограмма 4 «Поддержка малых форм хозяйствования» 15 795,9 13 935,7 10 246,5 - 5 549,4 10 247,4 - 5 548,5 10 195,2 52,2 99,5
Подпрограмма 5 «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» 4 106,5 2 062,0 1 862,0 - 2 244,5 11 162,0 7 055,5 11 162,0 0,0 100,0
Подпрограмма 6 «Обеспечение реализации Государственной программы» 25 492,5 29 878,0 25 075,7 - 416,8 26 886,3 1 393,8 25 154,7 1 731,6 93,6
ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» 16 129,2 15 958,2 12 778,6 - 3 350,6 13 104,6 - 3 024,6 12 070,9 1 033,7 92,1
ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» 9 980,8 8 742,4 7 552,4 - 2 428,4 7 631,2 - 2 349,6 7 338,5 292,7 96,2
Подпрограмма 7 «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» 7 041,0 5 312,7 5 201,5 - 1 839,5 6 369,6 - 671,4 6 153,9 215,7 96,6
Подпрограмма 8 «Развитие молочного скотоводств»« 34 316,9 26 586,1 24 417,2 - 9 899,7 24 417,2 - 9 899,7 24 158,0 259,2 98,9
Подпрограмма 9 «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» 12 706,7 8 530,9 7 287,7 - 5 419,0 5 935,5 - 6 771,2 5 889,6 45,9 99,2
Подпрограмма 10 «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» 10 310,0 4 730,9 2 766,9 - 7 543,1 2 106,9 - 8 203,1 2 099,5 7,4 99,6
Подпрограмма 11 «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» 11 200,0 10 000,0 8 000,0 - 3 200,0 8 000,0 - 3 200,0 8 000,0 0,0 100,0

Федеральным законом № 359-ФЗ (первоначальная редакция) бюджетные ассигнования на реализацию ГП-25 утверждены в объеме 237 000,0 млн. рублей, что на 21 139,9 млн. рублей, или на 8,2 %, меньше бюджетных ассигнований, утвержденных ГП-25 (258 139,9 млн. рублей).

Ресурсное обеспечение реализации ГП-25 за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета не приведено в соответствие с бюджетными ассигнованиями по подпрограммам государственной программы, утвержденными Федеральным законом
№ 359-ФЗ, и показатели (индикаторы) госпрограммы не корректировались в связи с приостановкой нормы абзаца четвертого пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации в 2016 году.

Сводной бюджетной росписью с изменениями бюджетные ассигнования по ГП-25 увеличены на 4,9 % по сравнению с Федеральным законом № 359-ФЗ (с изменениями).

Кассовое исполнение расходов федерального бюджета за 2016 год по ГП-25 составило 218 090,7 млн. рублей, что на 5 151,8 млн. рублей, или на 2,3 %, меньше показателя сводной бюджетной росписи (за 2015 год недовыполнение составило 5 %), в том числе по подпрограмме «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» – 58 840,1 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 1 276,5 млн. рублей, в 2015 году – 3 399,4 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» – 38 055,2 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 223,9 млн. рублей, в 2015 году – 2 532,8 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие мясного скотоводства» – 8 973,0 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 13,1 млн. рублей, в 2015 году – 181,2 млн. рублей), по подпрограмме «Поддержка малых форм хозяйствования» – 10 195,2 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 52,2 млн. рублей, в 2015 году – 2 125,5 млн. рублей), по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» – 11 162,0 млн. рублей (в 2015 и 2016 годах исполнено в полном объеме), по подпрограмме «Обеспечение реализации Государственной программы» – 25 154,7 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 1 731,6 млн. рублей, в 2015 году – 339,3 млн. рублей), по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на
2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» – 12 070,9 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 1 033,7 млн. рублей, в 2015 году – 398,4 млн. рублей), по ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» – 7 338,5 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 292,7 млн. рублей, в 2015 году – 255,6 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» – 6 153,9 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 215,7 млн. рублей, в 2015 году – 64,9 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие молочного скотоводства» – 24 158,0 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 259,2 млн. рублей, в 2015 году – 1 136,9 млн. рублей), по подпрограмме «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» – 5 889,6 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 45,9 млн. рублей, в 2015 году – 437,4 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» – 2 099,5 млн. рублей (в 2016 году недовыполнение составило 7,4 млн. рублей, в 2015 году – 909,8 млн. рублей), по подпрограмме «Развитие финансово-кредитной системы агропромышленного комплекса» – 8 000,0 млн. рублей (в 2015 и 2016 годах исполнено в полном объеме).

По ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» средства федерального бюджета использованы не в полном объеме (92,1 % показателя сводной бюджетной росписи) в результате экономии по заключенным государственным контрактам, в связи с несоблюдением уровня финансирования расходных обязательств субъектами Российской Федерации, ненадлежащим исполнением поставщиками условий заключенных государственных контрактов, низкого уровня исполнения расходов Росавтодора на предоставление субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности, предоставляемых субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий указанной ФЦП. В 2015 году исполнение расходов федерального бюджета по ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» составило 96,8 % показателя сводной бюджетной росписи.

Основной причиной исполнения не в полном объеме (96,2 % показателя сводной бюджетной росписи) бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию ФЦП »Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы», является невыполнение рядом субъектов Российской Федерации своих обязательств, предусмотренных заключенными соглашениями.

9.2.25.9.Информация о количестве выполненных целевых показателей (индикаторов) ГП-25 в разрезе подпрограмм, а также об исполнении соответствующих бюджетных ассигнований представлена в следующей таблице.

Госпрограмма/ подпрограммы (ФЦП) Целевые показатели (индикаторы) (количество)* Уровень отклонения Федерального закона № 359-ФЗ (первоначального) к ГП-25 Сводная бюджетная роспись с изменениями в % к ГП-25 план Исполнено в % к
план Фактиче-ское выпол-нение % (гр.3/гр.2) фактическое выполнение % (гр.3/гр.2)
ГП-25 50,0 91,8      
Подпрограмма «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» 47,6 103,3 97,5 97,9 95,4
Подпрограмма «Развитие подотрасли животноводства, переработки и реализации продукции животноводства» 64,3 95,5 95,6 99,4 95,1
Подпрограмма «Развитие мясного скотоводства» 0,0 100,0 96,1 99,9 96,0
Подпрограмма «Поддержка малых форм хозяйствования» 80,0 88,2 64,9 99,5 64,5
Подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» 50,0 50,2 в 2,7 раза 100,0 в 2,7 раза
Подпрограмма «Обеспечение реализации Государственной программы» 72,7 117,2 105,5 93,6 98,7
ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» 92,3 98,9 81,2 92,1 74,8
ФЦП «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014 - 2020 годы» 62,5 87,6 76,5 96,2 73,5
Подпрограмма «Развитие овощеводства открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» 40,0 75,5 90,5 96,6 87,4
Подпрограмма «Развитие молочного скотоводства» 50,0 77,5 71,2 98,9 70,4
Подпрограмма «Поддержка племенного дела, селекции и семеноводства» 80,0 67,1 46,7 99,2 46,4
Подпрограмма «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» 0,0 45,9 20,4 99,6 20,4
Подпрограмма «Развитие финансово-кредитной системы АПК» 38,9 89,3 71,4 100,0 71,4
Всего 57,9 91,8 86,5 97,7 84,5

*В таблицу не включены показатели, по которым отсутствуют плановые и (или) фактические значения, а также фактические значения которых носят предварительный характер или приравнены к плановым. По показателям госпрограммы учтены плановые и фактические значения, представленные в Сводном годовом докладе; по показателям подпрограмм – плановые и фактические значения, представленные в годовом отчете, направленном в Минэкономразвития России.

В 2016 году из 132 целевых показателей (индикаторов) плановые значения на 2016 год установлены по 130 показателям, фактические значения представлены по 117 показателям (90 %), по 13 показателям не представлены фактические значения (10 %), из них по 6 показателям представлены предварительные данные.

Уровень выполнения показателей (индикаторов) ГП-25 и подпрограмм составил 57,9 %(исполнение показателей (индикаторов) на уровне ГП-25 составило 50 %) при уменьшении сводной бюджетной росписью бюджетных ассигнований на 13,5 % по сравнению с утвержденными в ГП-25.

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограмме «Развитие финансово-кредитной системы АПК» составило 38,9 %,по подпрограмме «Развитие овощеводства, открытого и защищенного грунта и семенного картофелеводства» – 40 %,по подпрограмме «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» - 50 %. При этом исполнение сводной бюджетной росписи по указанным подпрограммам составило 100 %, 96,6 % и 100 % соответственно.

Исполнение показателей (индикаторов) по подпрограммам «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» и «Обеспечение реализации Государственной программы» составило 50 % и 72,7 %соответственно. При этом исполнение сводной бюджетной росписи, показатели которой были увеличены в 2,7 раза и на 5,5 %, составило 100 % и 93,6 % соответственно.

По подпрограмме «Развитие оптово-распределительных центров и инфраструктуры системы социального питания» не выполнен ни один показатель, при этом кассовое исполнение составило 99,6 %.

В отдельных случаях отсутствует взаимосвязь между плановыми значениями показателей (индикаторов) и объемами ресурсного обеспечения соответствующих программных мероприятий, что свидетельствует о занижении значений показателей (индикаторов).

Так, показатель «Производство тонкорунной и полутонкорунной шерсти» перевыполнен в 1,6 раза (17,55 тыс. тонн при плановом значении 11,0 тыс. тонн), при этом объем бюджетных ассигнований (150,0 млн. рублей), предусмотренный на реализацию основного мероприятия ГП-25 «Развитие производства тонкорунной и полутонкорунной шерсти», в ходе исполнения бюджета уменьшен Федеральным законом № 359-ФЗ на 1,8 % и составил 147,3 млн. рублей (расходы исполнены на уровне 99,4 % показателя сводной бюджетной росписи).

Анализ достижения целевых показателей (индикаторов) ГП-25 представлен в следующей таблице.

Показатель (индикатор) (единица измерения) ГП Фактическое выполнение % выполнения (гр.3/гр.2)/ (гр.2/гр.3) Справочно: 2015 год, факт  
 
   
Объем бюджетных ассигнований ГП-25 (млн. рублей) 258 139,9 223 242,5* 86,5 234 055,4  
218 090,7 84,5 222 274,1  
Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов) 103,1 104,8 101,6 102,6  
Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов) 102,5 107,8 105,2 103,1  
Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов) 103,8 101,5 97,8 102,2  
Индекс производства пищевых продуктов, включая напитки (в сопоставимых ценах), к предыдущему году (процентов) 104,1 102,6 98,6 102,2  
Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства к предыдущему году (процентов) 104,8 114,1 108,9 86,9  
Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) (процентов) 13,0 17,3 133,1 20,3  
Среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без субъектов малого предпринимательства) (рублей) 19 899 24 106 121,1 21 626  
Индекс производительности труда к предыдущему году (процентов) 104,3 104,3 100,0 105,0  
Количество высокопроизводительных рабочих мест (тыс. единиц) 397,9 334,9 84,2 318,2  
Удельный вес затрат на приобретение энергоресурсов в структуре затрат на основное производство продукции сельского хозяйства (процентов) 9,8 Срок представления отчетности 01.07.2017 г. - 8,91  

* Показатель сводной бюджетной росписи.

** Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является снижение значений, – гр.2/гр.3.

Для показателей, желаемой тенденцией развития которых является увеличение значений, – гр.3/гр.2.

Согласно данным сводного годового доклада о ходе реализации и оценке эффективности госпрограмм из 9 целевых показателей (индикаторов) ГП-25, по которым отражены фактические значения, не выполнено 3 показателя (индикатора) (33,3 %).Так, не достигнут показатель Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596: «Количество высокопроизводительных рабочих мест» (план – 397,9 тыс. единиц,
факт – 334,9 тыс. единиц).

На невыполнение целевого показателя «Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к предыдущему году (процентов)» повлияло снижение потребительского спроса на продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности при одновременном росте цен, что снижает покупательскую способность населения.

Согласно данным годового отчета из 111 показателей (индикаторов) уровня подпрограмм и ФЦП не выполнено 47 показателей (42,3 %).

В 2016 году по сравнению с 2015 годом снизились фактические значения целевых показателей (индикаторов): «Производство виноматериалов столовых» (план – 35 898,1 тыс. дкл, факт – 30 561,4 тыс. дкл) по причине низкого урожая 2015 года; «Площадь закладки виноградников» (план – 9,125 тыс. га, факт – 4,99 тыс. га) по причине неблагоприятных природно-климатических условий; «Прирост мощностей по хранению плодов» (план – 87,7 тыс. тонн, факт – 34,8 тыс. тонн) по причине неввода в эксплуатацию фактически построенного плодохранилища ООО «Вологодская ягода»; «Прирост производства овощей защищенного грунта в сельскохозяйственных организациях, крестьянских (фермерских) хозяйствах, включая индивидуальных предпринимателей» (план – 129,9 тыс. тонн, факт – 114,1 тыс. тонн) по причине низкого количества отобранных инвестиционных проектов.

По данным Сводного годового доклада,из 48 контрольных событий, утвержденныхпланом реализации ГП-25, выполнено 37 контрольных событий (77,1 % общего количества), не выполнено 11 контрольных событий (22,9 %),из 163 контрольных событий, предусмотренных детальным планом-графиком реализации ГП-25, выполнено 130 контрольных событий (79,8 %).

Сравнительный анализ выполнения контрольных событий и показателей (индикаторов) ГП-25 свидетельствует об отсутствии взаимоувязанности. Так, в рамках подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» реализованы 17 запланированных контрольных событий из 21 (81 %). Вместе с тем из 21 показателя (индикатора) подпрограммы необходимые значения достигнуты только по 10 показателям, или 47,6 %, исполнение расходов на указанную подпрограмму составило 97,9 %.

9.2.25.10. Анализ объемов дебиторской задолженности по расчетам по авансовым платежам в разрезе главных распорядителей средств федерального бюджета по ГП-25 представлен в следующей таблице.

(млн. рублей)

Наименование главного распорядителя средств федерального бюджета / код бюджетной классификации Сумма задолженности 2017 год
на начало года на конец отчетного года отклонение Лимиты бюджетных обяза- тельств на 01.07.2017 Кассовое исполне-ние на 01.07.2017
всего из них всего из них всего из них
долго- сроч- ная про-срочен- ная долго-сроч- ная про- срочен- ная долго-сроч- ная про- срочен-ная
Итого задолженность по расчетам по авансовым платежам по ГП-25 2 634,6   418,8 1 323,7   411,8 -1 311,0   -7,0 232 904,5 96 621,5
ФАНО России, из них 71,9           -71,9     135,0 67,5
007 0411 25Г0190059 612 71,9           -71,9        
Россельхознадзор, из них 224,9   0,4 147,4   0,2 -77,5   -0,2 13 066,0 6 2343,7
081 0108 2560792794 612 8,7           -8,7        
081 0405 2520394009 413 27,0     27,0              
081 0405 2520394009 414 10,8     6,0   0,1 -4,8   0,1    
081 0405 2560790059 612 81,0     50,1     -30,9     896,7 884,6
081 0405 2560794009 414 82,2     55,6     -26,6     393,3 47,9
081 0411 2560790059 612 6,0     5,4     -0,6     63,1 7,3
081 0412 2560754840 530 5,6           -5,6     75,0 27,7
081 0412 2560790012 121       0,1     0,1     3 945,1 1 856,7
081 0412 25607

Наши рекомендации