Государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы»

Расходы федерального бюджета в 2017–2020 годах на реализацию государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» представлены в таблице 4.2.30.

Таблица 4.2.30

млн. рублей

Наименование 2017 год* 2018 год 2019 год 2020 год
Закон № 415–ФЗ Законо– проект Δ к закону, % Закон № 415–ФЗ Законо– проект Δ к закону, % Законо– проект Δ к Законопроекту на 2019 год, %
5=4/3*100 8=7/6*100 10=9/7*100
Всего 59 712,6 58 400,6 59 105,8 101,2 40 542,1 40 340,9 99,5 40 574,1 100,6
в том числе:                  
Подпрограмма «Самолетостроение» 33 199,9 29 999,9 31 815,7 106,1 18 111,1 18 964,1 104,7 19 061,6 100,5
Подпрограмма «Вертолетостроение» 1 897,5 1 550,3 2 100,3 135,5 1 011,1 1 661,1 164,3 1 711,1 103,0
Подпрограмма «Авиационное двигателестроение» 11 159,2 13 604,3 12 604,3 92,6 8 263,3 7 263,3 87,9 6 193,6 85,3
Подпрограмма «Авиационные агрегаты и приборы» 2 321,4 2 620,5 254,8 9,7 2 591,5 249,2 9,6 249,2 100,0
Подпрограмма «Авиационная наука и технологии» 8 246,1 7 792,1 9 497,2 121,9 7 631,8 9 122,9 119,5 10 274,1 112,6
Подпрограмма «Комплексное развитие отрасли» 2 581,3 2 833,4 2 833,4 100,0 2 933,4 3 080,4 105,0 3 084,5 100,1
Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года» 307,2 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0

* – показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2017 г.

Бюджетные ассигнования, предусмотренные в Законопроекте на реализацию государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013 – 2025 годы», в 2018 году составят 59 105,8 млн. рублей, в 2019 году – 40 340,9 млн. рублей, в 2020 году – 40 574,1 млн. рублей.

Предусмотренные в Законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом № 415–ФЗ, в 2018 году увеличены на 705,2 млн. рублей, в 2019 году уменьшены на 201,2 млн. рублей, в 2020 году по сравнению с объемами, предусмотренными Законопроектом на 2019 год, увеличены на 233,2 млн. рублей.

Изменения параметров ресурсного обеспечения в разрезе структурных элементов государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» представлены в таблице 4.2.31.

Таблица 4.2.31

млн. рублей

Структурный элемент Δ (2018 Законопроект – 2018 Закон № 415–ФЗ) Δ (2019 Законопроект – 2019 Закон № 415–ФЗ) Δ (2020 Законопроект – 2019 Законопроект)
Всего 705,2 –201,2 233,2
в том числе:      
Подпрограмма «Самолетостроение» 1 815,8 853,0 97,5
Основное мероприятие «Государственная поддержка российских организаций самолетостроения» 2 275,3 1 118,5 2 166,7
Основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области самолетостроения» –459,5 –265,5 –2 069,2
Подпрограмма «Вертолетостроение» 550,0 650,0 50,0
Основное мероприятие «Государственная поддержка российских организаций вертолетостроения» 550,0 650,0 50,0
Подпрограмма «Авиационное двигателестроение» –1 000,0 –1 000,0 –1 069,7
Основное мероприятие «Государственная поддержка российских организаций отрасли авиационного двигателестроения» –1 293,7 –1 293,7 –776,0
Основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационного двигателестроения» 293,7 293,7 –293,7
Подпрограмма «Авиационные агрегаты и приборы» –2 365,7 –2 342,3 0,0
Основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационных агрегатов и приборов» –2 365,7 –2 342,3 0,0
Подпрограмма «Авиационная наука и технологии» 1 705,1 1 491,1 1 151,2
Основное мероприятие «Государственная поддержка российских научных организаций, осуществляющих исследования в области развития авиации и авиационной деятельности» 1 705,1 1 491,1 5 644,9
Основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских работ в целях развития науки и технологий в авиастроении и технологической и инженерной инфраструктуры, в том числе на базе инновационных территориальных кластеров» 0,0 –0,1 –4 493,7
Подпрограмма «Комплексное развитие отрасли» 0,0 147,0 4,2
Основное мероприятие «Государственная поддержка авиационной промышленности» 0,0 147,0 4,2


Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Самолетостроение» обусловлено:

по основному мероприятию «Государственная поддержка российских организаций самолетостроения» – перераспределением финансирования в рамках приоритизации мероприятий, в том числе за счет:

направления дополнительных бюджетных ассигнований на взнос в уставный капитал публичного акционерного общества «Объединенная авиастроительная корпорация», г. Москва, на финансовое обеспечение затрат в рамках реализации проекта по созданию широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета в 2018 году в сумме 2 000,0 млн. рублей;

увеличения объемов финансового обеспечения мероприятия по предоставлению субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008–2018 годах на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008–2018 годах на приобретение тренажеров для российских воздушных судов (постановление Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 года № 1073)» (на 1 192,1 млн. руб. в 2018 году, на 2 094,9 млн. руб. в 2019 году к параметрам Закона № 415–ФЗ и на 2 437,1 млн. руб. в 2020 году по сравнению с уровнем Законопроекта на 2019 год в связи с ростом объемов производства самолетов «Сухой Суперджет 100» и выводом на рынок самолета МС–21);

увеличения бюджетных ассигнований в рамках объединенного мероприятия по предоставлению субсидии российским компаниям на компенсацию части затрат на реализацию проектов по созданию сети авиационных сервисных центров, оказывающих поддержку по системе 24/365 на глобальном уровне, а также изготовителям воздушных судов на возмещение части затрат на формирование первоначального склада запасных частей покупателей воздушных судов, обеспечение средствами наземного обслуживания, переподготовку авиационного персонала для воздушных судов нового типа, поставленных в 2016–2022 годах на 103,2 млн. руб. в 2018 году, на 201,8 млн. руб. в 2019 году относительно параметров Закона № 415–ФЗ и на 1 184,4 млн. руб. в 2020 году по сравнению с уровнем Законопроекта на 2019 год;

уточнением объемов бюджетных ассигнований на осуществление взноса в уставный капитал ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация» в целях последующего взноса в уставный капитал специализированной компании – дочернего общества в целях реализации механизма гарантии остаточной стоимости» (уменьшение в 2018 году на 1 020,0 млн. руб., в 2019 году на 1 178,2 млн. руб. по сравнению с параметрами Закона № 415–ФЗ и увеличение в 2020 году на 391,3 млн. руб. по сравнению с параметрами Законопроекта на 2019 год);

уменьшением объемов финансового обеспечения мероприятия по предоставлению субсидии организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области самолетостроения, на компенсацию затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным с предоставлением в 2010 году государственных гарантий Российской Федерации» в 2020 году на 1 846,1 млн. рублей по сравнению с параметрами Законопроекта на 2019 год в связи с уточнением потребности организаций авиационной промышленности в уплате купонного дохода по облигационным займам.

по основному мероприятию «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области самолетостроения» приоритизацией финансирования НИОКР в рамках государственной программы (сокращение на 459,5 млн. руб. в 2018 году, на 265,5 млн. руб. в 2019 году по сравнению с параметрами Закона № 415–ФЗ и на 2 069,2 млн. руб. в 2020 году к уровню Законопроекта на 2019 год).

Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Вертолетостроение» на 550,0 млн. руб. в 2018 году, на 650,0 млн. руб. в 2019 году относительно параметров Закона № 415–ФЗ и на 50,0 млн. руб. в 2020 году по сравнению с параметрами Законопроекта на 2019 год обусловлено началом реализации мероприятия по предоставлению субсидии российским лизинговым компаниям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2016–2019 годах на закупку воздушных судов с последующей их передачей российским авиакомпаниям по договорам лизинга (аренды), а также указанным компаниям и производителям воздушных судов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2016–2018 годах на приобретение тренажеров для российских воздушных судов в рамках основного мероприятия «Государственная поддержка российских организаций вертолетостроения» за счет перераспределения с основного мероприятия «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационных агрегатов и приборов» подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы».

Сокращение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Авиационное двигателестроение» обусловлено:

по основному мероприятию «Государственная поддержка российских организаций отрасли авиационного двигателестроения» перераспределением финансирования:

на иные приоритетные направления развития авиастроения в связи с отсутствием потребности в финансированиимероприятия по предоставлению субсидии российским организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области авиационного двигателестроения, на компенсацию процентов по долгосрочным кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» на рефинансирование ранее привлеченных кредитов (уменьшение в 2018–2019 годах по сравнению с параметрами Закона № 415–ФЗ на 1 000,0 млн. рублей ежегодно);

с мероприятия по предоставлению субсидии организациям авиационной промышленности, осуществляющим деятельность в области двигателестроения, на возмещение затрат на уплату купонного дохода по облигационным займам, привлеченным в 2015–2016 годах с предоставлением государственных гарантий Российской Федерации» на основное мероприятие «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационного двигателестроения» (в объеме 293,7 млн руб. в 2018 году и в 2019 году по сравнению с параметрами Закона № 415–ФЗ), а также на иные приоритетные направления развития авиастроения (уменьшение в 2020 году на 776,0 млн. рублей относительно параметров Законопроекта на 2019 год).

Сокращение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы» обусловлено перераспределением финансирования с основного мероприятия «Выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ в области авиационных агрегатов и приборов» в целях перехода на новую форму доведения средств исполнителям в рамках подпрограммы «Авиационная наука и технологии», а также в целях обеспечения источниками финансирования вышеназванного нового мероприятия по поддержке реализации вертолетной техники в рамках подпрограммы «Вертолетостроение».

Увеличение параметров финансового обеспечения подпрограммы «Авиационная наука и технологии» связано с началом реализации нового мероприятияпо предоставлению субсидии российским организациям на возмещение части затрат на выполнение научно–исследовательских и опытно–конструкторских работ по приоритетным направлениям развития авиационной промышленности» (с объемами финансирования 1 705,1 млн. руб. в 2018 году, 1 491,2 млн. руб. в 2019 году и 7 136,1 млн. руб. в 2020 году) в целях изменения механизма финансирования НИОКР (в форме субсидий) за счет перераспределения с основного мероприятия «Выполнение научно–исследовательских работ в целях развития науки и технологий в авиастроении и технологической и инженерной инфраструктуры, в том числе на базе инновационных территориальных кластеров», а также с мероприятий по выполнению НИОКР в рамках подпрограммы «Авиационные агрегаты и приборы» и других подпрограмм.

Увеличение объемов финансирования подпрограммы «Комплексное развитие отрасли» обусловлено ростом потребности в финансировании мероприятия по предоставлению субсидии российским производителям самолетов, вертолетов и авиационных двигателей на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и в государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» в 2008–2011 годах на техническое перевооружение, а также части затрат на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, заключенным с 2006 года (постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 91)» за счет менее приоритетных направлений развития авиастроения.

Наши рекомендации