Повернись направо, повернись налево.
Для этого упражнения понадобится большой мяч. Желательно, чтобы в игре принимали участие несколько ребят. Педагог подает команду водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо (налево, вперед и т.д. — в соответствии с вашей командой) и только после этого поворачивается в ту же сторону. На значительно более поздних этапах можно предложить кидать и ловить мяч разными руками, двумя руками. Еще более сложной является задача, услышав команду «Направо!», развернуться и кинуть мяч влево.
Спрятанный рисунок.
Ребенку предлагаются упражнения, где в изображениях или целом сюжете намеренно перепутаны детали, специально заложены явные несоответствия. Здесь же можно привлечь разнообразные упражнения по выделению фигуры из фона, переднего и заднего планов и т.п.
Составление и работа с картами и планами (комнаты, квартиры и т.д.).
Развитие такого рода навыков начинается с формирования ориентировки на листе бумаги и графического воспроизведения направлений.
При необходимости можно провести аналогию листа бумаги с вертикальным домом, у которого есть верх, низ, все углы, потом положить дом на лист бумаги и обозначить этажи и подъезды
Нарисуй предлог.
Предложить ребенку действием изобразить или нарисовать (не написать!) предлог «на» любым удобным для него способом. То же самое проделать с остальными предлогами, определяющими положение одного предмета относительно другого
Кто кого съел?
В великом русском языке кроется много возможностей для загадывания загадок: «Заяц съеден волком. Кто кого съел?», «Маша выше Коли, но ниже Пети. Кто самый высокий?», «Чем отличается мамина дочка от дочкиной мамы?», «Оля старше Сережи и моложе Кати. Где на рисунке Оля, Катя, Сережа?», «Миша, глядя на муравейник, сел на пень, а сорока, сев на ветку, рассматривала ежа. Кто где сидел и кто куда смотрел?»
Все эти задания сначала необходимо давать в наглядном плане.
Занятие 20
Растяжки
Струночка.
Ребенок должен почувствовать пол головой, шеей, спиной, плечами, руками, ягодицами и ногами, а затем описать свои ощущения. Например, пол может быть твердым, мягким, холодным, гладким, бугристым; шее или ногам неудобно и т.д.
Руки вытянуть за головой, ладони «смотрят» вверх; ноги вместе, носки оттянуты. Взрослый берет одну руку ребенка и немного растягивает ее (другая рука лежит расслаблено), затем другую. То же - с ногами. После этого ребенок выполняет растяжки самостоятельно.
На четвереньках
На пол выкладывается лента, вдоль которой продвигается ребенок. Слева от ленты кладутся кружки того же цвета, что и браслет на руке ребенка, справа от ленты кладутся кружки белого цвета. Ребенок перемещается на четвереньках вперед и назад, с одновременным передвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки он должен ставить на кружки: левую руку — на цветной кружок, правую - на белый.
Диспетчер и самолет.
При наличии просторного помещения можно попросить ребенка вообразить себя самолетом, а взрослого — диспетчером, прокладывающим самолету путь с поворотами. Потом - поменяться ролями.
Найди правый рукав
Попросить ребенка определить правый и левый рукава, карманы, штанины на одежде, лежащей в различных положениях. А также предложить ему найти левый и правый отпечатки босой ноги, ботинок
Поставь фигуру в угол.
Предложить ребенку поместить или нарисовать определенные фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем и т.д. Определить, какие углы еще не заполнены. Ребенок сам заполняет их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу».
Зашифрованное послание
Предложить ребенку «прочитать» нарисованное им самим или изображенное вами послание с любыми предлогами.
Нарисовать несколько подобных фраз с разными предлогами. Предложить ребенку самому придумать и написать аналогичные послания с известными ему предлогами.
Чудо-звуки
Прослушать с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализировать и обсудить услышанные звуки (сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию.
Занятие 21
Линейные растяжки.
Ребенок (сначала с помощью взрослого) «растягивает» все тело, потягиваясь одновременно двумя руками и ногами; затем — только правой (рука, бок, нога), потом — только левой стороной тела. Спина при этом не должна напрягаться и выгибаться. Спросите ребенка о том, вытянулась ли его спина, руки и/или ноги.