Аттестация студентов по итогам практики

УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА

(ЗНАКОМСТВО С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ)

Основная образовательная программа подготовки бакалавра

по направлению 43.03.02 (050400) «Психолого-педагогическое образование»

Профили «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология и педагогика начального образования», «Психология образования», «Специальная психология и педагогика»

Заочное отделение

Нижний Тагил

Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры психологии и педагогики дошкольного и начального образования «___» _______ 2016 г., протокол № ___

Заведующий кафедрой ПиПДиНО ___________ /Е.С. Зубарева/

Программа рассмотрена и утверждена на заседании ученого совета Факультета психолого-педагогического образования НТГСПИ «___» _______ 2016 г., протокол № ___.

Декан ФППО ___________ /М.В. Ломаева/

Составитель: Петрова С.С., к.п.н., доцент кафедры ПиПДиНО.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Согласно ФГОС ВО, учебная практика является начальным этапом подготовки студентов к выполнению профессиональной деятельности педагога/педагога-психолога/социального педагога и способствует формированию профессиональных компетенций будущего бакалавра психолого-педагогического образования. Практика «Знакомство с профессиональной деятельностью» направлена на получение студентами первичных психолого-педагогических умений, подготовку их к осознанному и углубленному изучению психолого-педагогических и предметных дисциплин по избранной специальности.

Учебная практика является частью раздела практика ФГОС ВО подготовки по направлению «Психолого-педагогическое образование» по профилям «Психология и педагогика начального образования», «Психология и педагогика дошкольного образования», «Психология образования» «Специальная психология и педагогика».

В соответствии с учебным планом практика для студентов проводится во втором семестре.

1.1. Место учебной практики в структуре основной образовательной программы:

Программа практики базируется на освоении студентами содержания теоретических дисциплин: «Общая и экспериментальная психология» (с практикумом); «Теория обучения и воспитания» и является основой для изучения дисциплин Модуля 2 «Психология и педагогика развития детей».

1.2. Цель учебной практики –сформировать у студентов представления о специфике профессии педагога/педагога-психолога в процессе изучения особенностей организации его деятельности в образовательных учреждениях.

1.3. Задачи учебной практики:

1) адаптация студентов к реальным условиям работы в образовательном учреждении;

2) повышение профессиональной мотивации;

3) освоение профессиональной этики;

4) ознакомление студентов с основными задачами и содержанием работы педагога/педагога-психолога образовательного учреждения;

5) овладение умениями оформления и ведения профессиональной и специальной документации педагога/педагога-психолога;

6) формирование способности к самоанализу и рефлексии своей практической работы (способов и результатов своих профессиональных действий).

1.4. Ожидаемые результаты:

В результате прохождения учебной практики студент:

а) знает:

- основные нормативные документы, регламентирующие деятельность педагога/педагога-психолога;

- должностные обязанности и права педагога/педагога-психолога/социального педагога;

- квалификационные умения педагога/педагога-психолога по разрядам оплаты труда;

- примерный этический кодекс педагога/педагога-психолога;

- основные направления деятельности педагога/педагога-психолога;

б) умеет:

- определять основные задачи и анализировать содержание деятельности педагога/педагога-психолога в образовательном учреждении;

- грамотно оформлять результаты учебно-исследовательской деятельности;

в) способен:

- к рефлексии способов и результатов своих профессиональных действий;

г) готов:

- эффективно взаимодействовать с субъектами образовательного процесса.

1.5. Вклад учебной практики в формирование профессиональных компетенций:

Процесс прохождения учебной практики направлен на формирование и развитие общей для всех видов профессиональной деятельности компетенции, заключающейся в способности студента понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики (ОПК-8).

1.6. Принципы отбора содержания практики:

- принцип соответствия содержания практики актуальным потребностям практической сферы деятельности;

- принцип фундаментализации, обеспечивающий осознание студентами единства научного познания и практической преобразующей деятельности;

- принцип гуманитаризации, рассматривающего данный вид практики как подготовку будущего специалиста к работе с субъектами образовательного процесса;

- принцип развития, определяющий становление личности будущего педагога-психолога как субъекта профессиональной деятельности;

- принцип соответствия содержания практики имеющейся методической и материальной базе образовательных учреждений.

2. СВЕДЕНИЯ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАКТИКИ

Сроки проведения практики. Учебная практика «Знакомство с профессиональной деятельностью» проводится во втором семестре. Продолжительность практики – две недели.

План организации учебно-исследовательской практики

Вид практики Курс Семестр Продолжительность Календарные сроки Форма оценки
Учебная практика I Две недели Февраль - март Дифференцированный зачет

Базами практики для студентов могут быть дошкольные образовательные организации, школы, гимназии, детские дома, социально-реабилитационные центры и др. образовательные учреждения, в которых предусмотрена штатным расписанием должность педагога/педагога-психолога.

Студенты распределяются в образовательные учреждения по три-четыре человека. В процессе практики студенты подчиняются правилам внутреннего распорядка учреждения, на базе которого организована практика и утвержденному графику работы (с учетом длительности рабочего дня – шесть часов).

Руководство практикой от базового образовательного учреждения осуществляется сотрудниками учреждений (групповые руководители практики на местах), преподавателем-методистом, руководителем практики.

Каждый студент ведет дневник, где фиксируются результаты выполненных заданий.

Учебная практика организуется в три этапа.

Подготовительныйэтап:

- участие в установочной конференции по практике в вузе;

- знакомство с задачами и организацией практики, конкретными требованиями к выполнению программы практики, сроками выполнения учебных заданий на каждом из этапов.

Основной этап:

- знакомство с администрацией, педагогами/педагогом-психологом, преподавателями образовательного учреждения;

- изучение режима работы образовательного учреждения, кабинета или рабочего места педагога/психолога и отчетной документации педагога/педагога-психолога;

- подготовка материалов для выполнения учебных заданий.

Заключительный этап:

- оформление отчетной документации по практике;

- сдача и защита отчетной документации;

- участие в итоговой конференции по практике.

Содержание деятельности студентов в период учебной практики

Содержание учебной практики составляют общие задания и вариативные задания, зависящие от базы практики и профиля обучения. В ходе практики проводятся установочная конференция. По итогам практики каждым студентом оформляется дневник практики.

Задание 1. Совместно с педагогом (на основе его годового плана) составить план студента-практиканта на отчетный период, включающий задания программы практики. Оформить в виде таблицы:

Индивидуальный план работы (пример)

Дата Содержание работы Задачи Форма отчетности
…. Установочная конференция по практике Ознакомление с целью, задачами и содержанием практики Оформление дневника учебной практики
…. Беседа с представителями администрации и педагогом-психологом ОУ, изучение нормативных документов 1) Ознакомление со структурой и спецификой работы учреждения, характеристикой контингента детей; 2) Описание основных задач и содержания работы педагога-психолога ОУ - Характеристика ОУ - Схема «Основные задачи и содержание работы педагога-психолога ОУ» - Копия должностных инструкций - …

Индивидуальный план должен быть заверен групповым руководителем (педагогом в организации). Копия плана предоставляется преподавателю-методисту на кафедру, руководящую учебной практикой.

Задание 2. В процессе беседы с представителями администрации и педагогом, курирующим практику в организации ознакомиться со структурой и спецификой работы учреждения, характеристикой контингента детей. Описать в дневнике структуру учреждения, круг проблем, решаемых специалистами.

Примерные вопросы:

- название учреждения, на базе которого организована практика;

- задачи, решаемые образовательным учреждением;

- модель деятельности образовательного учреждения (планирование и организация работы, структура и стиль управления, кадровое обеспечение, основные направления и содержание работы);

- нормативные документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и специалистов, работающих в нем;

- категории детей, которым оказывается психологическая и социально-педагогическая помощь;

- основные функции психологической службы в образовательном учреждении.

Форма отчетности: характеристика образовательного учреждения (составляется в свободной форме).

Задание 3.Изучить нормативные документы, регламентирующие работу педагога (воспитателя, педагога-психолога, социального педагога или учителя начальных классов соответственно) (должностные права и обязанности в данной ОО; квалификационную характеристику умений педагога по разрядам оплаты труда и др.). Проанализировать должностную инструкцию педагога в ОУ.

Формой отчетности является соответствующие заданиям записи в дневнике:

1. оформление схемы (таблицы) «Основные задачи и содержание работы педагога/педагога-психолога/социального педагога»;

2. составление циклограммы деятельности педагога на 1 неделю. Сделать выводы о функциях педагога, которые реализуются в полной мере, о тех, которые реализуются недостаточно.

Задание 4.Ознакомиться с документацией педагога: журналы, программа, планы, конспекты и др. Изучить требования к плану работы педагога в учреждении образования.

Ознакомиться с годовым планом работы педагога/педагога-психолога/социального педагога. Проанализировать (на основании беседы с педагогом) соответствие плана работы общим требованиям:

- соответствие целям и задачам образовательного учреждения;

- нормам расхода времени на каждый вид деятельности;

- соблюдение приоритета прав и интересов ребенка (в соответствии с Конституцией РФ, ФЗ РФ «Об образовании в РФ», «Конвенцией о правах ребенка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектов РФ);

- наличие разных направлений и форм деятельности;

- соответствие подобранных методов и методик целям исследования;

- сроки выполнения;

- предполагаемые результаты.

Описать структуру плана, сделать вывод о его соответствии требованиям к плану работы педагога в ОУ.

Форма отчетности: характеристика плана работы педагога ОУ в дневнике.

Задание 5.Описать рабочее место (кабинет) педагога, опираясь на общие требования:

- расположение кабинета в пространстве ОУ, относительно других помещений;

- площадь кабинета;

- оформление кабинета (цвет стен, штор, мебели, роспись картин и т.д.);

- оборудование кабинета;

- наличие рабочих зон (пространство взаимодействия с детьми, пространство взаимодействия со взрослыми, пространство для планирующей деятельности психолога);

- методическое обеспечение (обеспеченность профессиональными комплектами П/Д, специальная литература и т.п.).

Сделать вывод о соответствии рабочего кабинета стандартным требованиям.

Форма отчетности: описание в дневнике рабочего места педагога (аналитическая справка). Разработать свой проект кабинета педагога (представить в виде плоскостного макета).

Задание 6. Посетить не менее пяти групповых занятий, уроков, НОД, форм совместной деятельности и др. педагога с детьми. Выполнить подробный конспект-анализ занятий. Проанализировать занятия по любой из схем анализа в рамках ФГОС (ДО и НО соответственно).

Форма отчетности: анализ посещенных занятий в дневнике .

Аттестация студентов по итогам практики

Аттестация студентов-практикантов проводится следующим образом. В соответствии с общими требованиями студент по результатам практики получает оценку, которая должна быть внесена в его зачетную книжку.

По результатам учебно-исследовательской практики каждый студент предъявляет следующие формы итоговой отчетности:

1. Дневник учебно-исследовательской практики является средством профессионального самообразования студента. Состояние ведения дневника учитывается при выставлении итоговой отметки по практике.

В дневнике:

- индивидуальный план студента-практиканта на отчетный период;

- краткая характеристика ОО;

- схема (таблица) «Основные задачи и содержание работы педагога ОО»;

- циклограмма деятельности педагога;

- характеристика и анализ годового плана работы педагога ОО;

- описание рабочего кабинета педагога ОО;

- не менее пяти конспектов посещенных занятий педагога с детьми, с анализом;

2. Бланк-отчет по практике, заверенный руководителем образовательного учреждения (групповой руководитель выставляет оценку за практику; студент заполняет графу самоотчета).

Основными критериями оценки практики студентов являются следующие:

- наличие и качество обобщенных материалов по проводимым мероприятиям и исследованиям (программы, конспекты, диагностический инструментарий должны быть представлены в виде приложений);

- уровень и глубина анализа психолого-педагогической деятельности, обоснованность содержательной части работы (оценивается не формальная констатация фактов, а их логичность, доказательность, обоснованность);

- отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность);

- проявление независимости в суждениях, собственной позиции, творчества;

- умение реализовать личностно ориентированную модель взаимодействия с детьми, коллегами и родителями;

- четкое и грамотное оформление работы в соответствии с требованиями, указанными для каждого задания;

- своевременность предоставления отчетной документации руководителю практики.

При недифференцированном зачете оценка «зачтено» ставится студентам, результаты проверки отчетной документации которых соответствуют требованиям, установленным для оценок «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

Оценка «не зачтено» ставится студенту, не выполнившему программу учебной практики и соответствует оценке «неудовлетворительно».

Оценка «отлично» ставится студенту, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, обнаружил умения осуществлять анализ психолого-педагогической деятельности, проявлял самостоятельность и творческий подход в выполнении заданий, педагогический такт и педагогическую культуру в общении с субъектами образовательного процесса.

«Хорошо» ставится студенту, который полностью и своевременно выполнил профессионально-деятельностные задания, предъявляемые программой, обнаружил умения осуществлять анализ психолого-педагогической деятельности, проявлял инициативу в работе, но не смог вести творческий поиск или не проявил потребности в творческом росте.

«Удовлетворительно» ставится студенту, который выполнил программу, но не проявил умения осуществлять анализ психолого-педагогической деятельности (в содержании отчета имеются неточности, отмечается формальная констатация фактов). Студент сдал не в срок отчетную документацию.

«Неудовлетворительно» ставится студенту, который не выполнил программу учебно-исследовательской практики, обнаружил неумение осуществлять анализ психолого-педагогической деятельности. Качество отчетной документации не соответствует критериям полноты и глубины анализа. Студент проявил недобросовестное отношение к учебно-исследовательской деятельности (нарушение дисциплины, безответственность и т.п.), сдал не в срок отчетную документацию.

Наши рекомендации