Обучить ребенка управлять этими эмоциями. Эти две способности возникают у детей к 3 годам.

Билет №22 1.Становление эмоций и личности в раннем возрасте. Развитие эмоциональной сферы, формирование социальных переживаний, их роль в процессе социализации в дошкольном возрасте.

В формировании эмоций у ребенка определяющую роль играют реакции родителей – одобрение или неодобрение поведения ребенка. Складывается потребность всегда получать и сохранять положительную оценку взрослого, удовлетворяющую самолюбие ребенка, что говорит о возникновении первых зачатков чувства собственного достоинства. Ребенок имитирует эмоции родителей, подражает экспрессивным средствам выражения чувств, демонстрируемых родителем.Первые навыки распознавания эмоций дети демонстрируют еще в младенчестве, в частности они реагируют на эмоциональную речь матери. В раннем детстве происходит дальнейшее развитие умения различать эмоции. В ряде исследований было выявлено, что дети успешно различают мимические выражения эмоций радости, гнева, печали и страха. Ребенок начинает различать эмоциональные состояния по их внешнему проявлению, через мимику, жесты, позу. Накопление собственного опыта, понимание своих эмоцийпомогает ребенку понять, когда другому больно или когда другой голоден. В возрасте 2-3 лет дети оказывают самостоятельно посильную помощь пострадавшему, утешают плачущего, привлекают к участию в удовольствии, нередко делятся сладостями, игрушками. Возрастает избирательное отношение к товарищам, выражаясь в явных предпочтениях.По мнению А.В. Запорожца и А.А. Люблинской, для детей раннего возраста характерно запаздывание эмоциональных реакций на ситуацию. Сами эмоции характеризуются неустойчивостью, кратковременностью, импульсивностью. В раннем детстве эмоции ребенка недеференцированы (также недеференцированно мышление, так как ребенок не может отделить главный признак от второстепенного) Он часто не различает эмоции радости и гнева. (напр.впечатление от радости он может расплакаться). К 3 годам он должен различать три эмоции: радость, страх, гнев.Линия развития эмоций осуществляется, по теории А.В.Запорожца, в ходе социализации в двух направлениях:

Обучить правилам выражения эмоций, принятым в данном обществе

Обучить ребенка управлять этими эмоциями. Эти две способности возникают у детей к 3 годам.

Эмоции оказывают сильное влияние на все поведение ребенка: под влиянием переживаний (положительных и отрицательных) он может терять аппетит, плохо спать, часто плакать). Ребенок действует под влиянием сиюминутно возникшей эмоции.

Особое место в эмоциональном развитии ребенка раннего возраста занимает развитие отношений со сверстниками. Дети начинают пристально интересоваться друг другом, наблюдают, обмениваются игрушками. Общение детей друг с другом в раннем возрасте имеет форму эмоционально-практического взаимодействия. Решающая роль в процессе формирования общения со сверстником принадлежит взрослому. В отношении сверстников зарождаются чувства: соперничество, элементы зависти, ревность. Малыш стремится завлечь вниманием взрослого и протестует, когда оно делится между детьми или оказывается другому ребенку. Дети могут соревновать друг с другом в достижениях, что обуславливает развитие мотивации достижения. При систематическом побуждении взрослого ребенок начинает распространять на сверстника чувство симпатии. Обострение кризиса трех лет приводит к проявлению таких негативных эмоций как тревога, негативизм, агрессия; Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что формирование эмоций ребенка раннего дошкольного возраста является важнейшим условием успешности самореализации его как личности.

2. Современные образовательные программы дошкольного образования: сравнительный анализ

Современные программы для дошкольных образовательных учреждений классифицируются на : вариативные и альтернативные; базовые, федеральные, региональные, муниципальные; основные и дополнительные; примерные; комплексные и парциальные программы.

Программа «Детство» А.Г.Гогоберидзе, Т.И.Бабаева — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Основная идея программы – социализация ребенка, т.е. вхождение ребенка в культуру через осознание им своих возможностей и способностей.«Чувствовать — Познавать— Творить». Планирование по данной программе отличается гибкостью, в самой Программе нет условных схем, таблиц и пр., что дает простор для креативности педагогов. Программа «Радуга» Л.Д. Гусарова -это первая инновационная программа дошкольного образования, получившая рекомендацию Министерства образования. Она рассчитана на работу с детьми от двух до семи лет и охватывает все сферы жизнедеятельности детей. Одной из основных задач программы является «сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у них привычки к здоровому образу жизни». Программа «Истоки» М.А.Рунова. В отличие от программ «Детство» и «Радуга» программа «Истоки» уделяет внимание воспитанию и развитию детей младенческого возраста (от рождения до 1 года). Содержание программы ориентировано на детей раннего (от 1 года до 3 лет) и дошкольного (младший — 3-5; старший — 5-7) возраста. В программе представлены два раздела: «Физическое развитие» и «Здоровье». Программа «От рождения до школы»Веракса (он) , Комарова, Васильева- на первый план выдвинута развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Я использую: Программа музыкального развития у детей дошкольного возраста «Ладушки» основная задача: «Введене ребёнка в мир музыки с радостью и улыбкой» (Каплунова И.М., Новоскольцева И.А. –СПБ -2000г. «Ритмическая мозаика»-А.И. Буренина –СПб-2010г. «Тутти»- А.И. Буренина –СПб-2013г. «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ДОШКОЛЬНИКАМ» ( Л. Д. Глазырина); Программа Театр - творчество - дети" (Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович). Программа «Музыкальные шедевры « О.Радынова – репертуар основан на использовании подлинных образцов мировой музыкальной классики.

Наши рекомендации