Занятие 16. УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ

В КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Цель: учить детей управлять своими эмоциями в конфликтных ситуациях, конструктивным способам разрешения конфликтов; формировать осознанное понимание нравственного смысла художественных произведений; развивать понимание чувства обиды, учить выражать его с помощью мимики. Взрослый показывает детям Волшебную книгу, в которую они будут записывать добрые поступки. Беседует с детьми о тех добрых делах, которые они успели совершить, вместе с детьми анализирует их и записывает в Волшебную книгу.

1. К детям приходит мальчик Антошка, он чем-то расстроен.

Взрослый приветствует детей и обращает внимание на Антошку:

— Что случилось? Ты чем-то расстроен?

58
АНТОШКИНА ИСТОРИЯ

Сегодня я вышел во двор и увидел, как ребята играли в убегалки-догонялки.

— Можно мне с вами поиграть? — спросил я ребят. — Чур,

буду убегалка!

— Нет уж, — ответили ребята, — если хочешь, чтобы мы

тебя приняли в игру, сначала побудь догонялкой.

Я обиделся и ушел. Но потом, когда оглянулся и увидел, как весело бегают ребята и как быстро превращаются в убегалку, мне стало грустно, я подумал, что обиделся зря, и решил вернуться...

— Но почему же ты грустишь?

— Потому что я не вернулся, из-за того, что не знал, что сказать ребятам.

Взрослый, успокаивая Антошку, обращается к детям с просьбой ему помочь.

2. Дискуссия с детьми.

— Антошка признался нам, что обиделся на ребят зря. Вы согласны с этим? Почему зря?

(Дети не отказали ему в игре, но есть правило очередности.)

— Приходилось ли вам обижаться?

— На кого вы обижаетесь чаще всего?

— Что вам хочется сделать с обидчиком?

— Хотелось ли вам отомстить обидчику?

— Что вы делали для того, чтобы отомстить?

3. Чтение рассказа В. Осеевой.

ОТОМСТИЛА

Катя подошла к своему столу — и ахнула: ящик был выдвинут, новые краски разбросаны, кисточки перепачканы, на столе стояли лужицы бурой воды.

— Алеша! — закричала Катя. — Алеша! — И закрыла лицо руками, громко заплакала.

Алеша просунул в дверь круглую голову. Щеки и нос у него были перепачканы красками.

— Ничего я тебе не сделал! — быстро сказал он.

Катя бросилась на него с кулаками, но братишка исчез за дверью и через раскрытое окно прыгнул в сад.

— Я тебе отомщу! — кричала со слезами Катя.

Алеша, как обезьянка, вскарабкался на дерево и, свесившись с нижней ветки, показал сестре нос.

— Заплакала! Из-за каких-то красок заплакала!

— Ты у меня тоже заплачешь! — кричала Катя. — Еще как заплачешь!

— Это я-то заплачу? — Алеша засмеялся и стал быстро карабкаться вверх. — А ты сначала поймай меня. Вдруг он оступился и повис, ухватившись за тонкую ветку. Ветка хрустнула и обломилась. Алеша упал. Катя бегом бросилась в сад. Она сразу забыла свои испорченные краски и ссору с братом.

— Алеша! — кричала она. — Алеша!

Братишка сидел на земле и, загораживая руками голову, испуганно смотрел на нее.

— Встань! Встань!

Но Алеша втянул голову в плечи и зажмурился.

— Не можешь? — испуганно спрашивала Катя, ощупывая

Алешины колени. — Держись за меня.

Она обняла братишку за плечи и осторожно поставила его на ноги.

— Больно тебе?

Алеша мотнул головой и вдруг заплакал.

— Что, не можешь стоять? — спросила Катя.

Алеша еще громче заплакал и прижался к сестре.

— Я никогда больше не буду трогать твои краски... никогда... никогда... не буду!

— Из-за чего Катя обиделась на Алешу?

— Как Катя отомстила брату?

— К чему привело желание Кати отомстить брату?

— Что чувствовала Катя, когда Алеша упал с дерева?

— Что чувствовал Алеша?

— Как бы вы поступили в этой ситуации?

Взрослый выслушивает детские мнения, после чего лучший

вариант обыгрывается.

4. Поведенческий тренинг.

Дети распределяются парами и демонстрируют выход из конфликтной ситуации.

Взрослый подводит детей к осознанию нравственной сущности поступков:

— Маленькие дети еще многого не знают, поэтому им нужна помощь.

Дети знакомятся еще с одним правилом доброжелательного поведения:

— Если товарищ не умеет делать то, что ты умеешь, покажи ему, посоветуй, расскажи — вместе будет интереснее.

5. Игра «Падающая башня».

Взрослый предлагает всем вместе поиграть в игру, которая помогает избавляться от злости, обиды и дает возможность повеселиться.

Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника — штурмуя башню, запрыгнуть на нее, издавая победные крики типа: «А-а-а!», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгнет на башню, не разрушив ее стены. Каждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

6. Рисование «Дерево радости».

Взрослый раздает детям контурные изображения дерева и

наборы цветных карандашей. Задача детей — передать «на-

строение» дерева.

— А этот рисунок раскрась так, чтобы получилось дерево

Радости.

Занятие 16. УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ - student2.ru

Занятие 16. УЧИМСЯ УПРАВЛЯТЬ СВОИМИ ЭМОЦИЯМИ - student2.ru



7. В конце занятия дети поют песню:

ПУСТЬ ПАДАЮТ КАПЛИ

Если дождик идет — не значит,

Будто туча от горя плачет.

Просто хочется доброй туче,

Чтоб росли мы быстрей и лучше.

Припев: Пусть падают капли,

А мы веселимся.

Ни капли, ни капли

Дождя не боимся!

Как услышим раскаты грома,

Так вприпрыжку бегом из дома!

Мы с дождем, как и с солнцем, дружим,

Ну-ка, все босиком по лужам!

Припев.

От последней упавшей капли

Вспыхнет радуга пусть внезапно!

На умытой дождем планете

Пусть от радости пляшут дети!

Припев.

Наши рекомендации