К трем годам ребенок неплохо говорит. Его успехи напрямую связаны с тем, как часто он общается с другими. И именно в этом возрасте у ребенка чаще всего возникают проблемы с произношением.

Через беседы с ребенком, участие его в семейных разговорах, чтение ему сказок у него происходит становление речи и обогащение его словарного запаса. Посещение различных занятий, на которых ребенок разучивает песенки, стишки, ритмические текстовки, очень полезны, поскольку на них ребенок с удовольствием поет, декламирует, делится впечатлением со сверстниками и пытается быть понятым взрослыми. Случается, что дети запаздывают с развитием речи. Некоторые нарушения артикуляции являются безобидными и временными, с некоторыми приходится обращаться за помощью к специалистам, способным поставить правильное произношение.

Успехи

В детском саду, в начальной школе играя со сверстниками и общаясь с воспитателями и преподавателями, дети учатся говорить. Оказавшись в новом для себя окружении, они как никогда испытывают потребность в общении, умении понять и быть понятыми. В этом возрастном периоде они расстаются с телеграфным стилем изложения и принимаются за освоение синтаксиса. Конечно же, речь их все еще пересыпана грамматическими несуразицами и нелепицами, однако они увереннее спрягают глаголы, чаще используют в своей речи обстоятельства места (в, на, под, за) и времени (сегодня, вчера, завтра). При этом продолжают коверкать отдельные слова с целью упрощения из произношения.

К четырем годам ребенок может точно сформулировать свой вопрос, составить несложную фразу из нескольких членов, подчиненное предложение: «Он убежал, потому что ты злой», «Я покажу тебе мою книгу, когда ты вернешься». Обогатился его словарь. Конечно же, в пять лет речь его несовершенна. Но по достижении этого возраста ребенок усвоил основные приемы произношения и правила построения фразы, достаточной для точного описания нужной ситуации.

Нарушения

Затруднения ребенка со словесной формой общения имеют различную природу. Это может быть физиология, например, деформация нёба, которая обнаруживается довольно рано. Это может быть связано со слухом ребенка. Если у вас есть опасение, что ваш ребенок не достаточно хорошо слышит, следует проверить его слух у специалиста, который поможет устранить этот недостаток. Иногда случается, что у ребенка с вполне нормальным умственным развитием наблюдается дефект речи, не имеющий никакого объяснения и, как правило, исправляемый специальными ортофоническими упражнениями.

Неправильное произношение

Ребенок иногда с трудом произносит отдельные звуки, например, вместо «ж» он произносит «з» и в результате у него получается «зивот», хотя на сомом деле он сказал слово «живот». Подобное искажение, весьма забавляющее взрослых, связано с привычкой ребенка класть свой язык на передние зубы, как он это делал при грудном кормлении. Если оно сохранится до возраста ребенка в четыре года, следует обратиться за помощью логопеда.

Некоторые дети произносят каждый отдельный звук хорошо, но не могут правильно изобразить его в составе целого слова. Подобные нарушения после достижения четырехлетнего возраста следует исправлять, пользуясь услугами специалиста логопеда.

Заикание

Когда ребенок только начинает говорить, он порой либо повторяет слова, либо словно натыкается на отдельные слоги, что внешне похоже на заикание. Подобное псевдозаикание, имеющее чисто физиологическую основу, проходит само по себе не позже трех лет от роду. При этом нет никакого повода для беспокойства. Но не следует придавать этому и большого значения, заставлять ребенка повторять слова.

Действительное патологическое заикание имеет место в силу различных причин. Оно может появиться в любом возрасте, иногда после получения какой-либо травмы. При таком заикании происходит не только «спотыкание» на отдельном слоге или слове, но и на первом слове новой фразы. Если вы заметили такие признаки у своего ребенка, незамедлительно обратитесь за помощью логопеда, потому что от этого зависит успех исправления появившегося дефекта речи.

Он вообще не говорит или говорит очень мало

Консультация врача требуется в срочном порядке и в том случае, если по достижении ребенком трех лет он пользуется всего несколькими словами, не употребляет местоимения «я» и совсем не составляет фразы. Проблема может быть менее явной: ребенок говорит, но на мало вразумительном наречии, его фразы очень коротки, избегает длительного общения со сверстниками и совсем не разговаривает со взрослыми. Страдания из-за таких проблем в общении могут спровоцировать у него и нарушения в понятливости.

Отмеченные выше нарушения могут быть простым проявлением задержки развития. При этом разговорная речь оказывается позади прочих очевидных успехов. Они часто проходят сами собой, но иногда вызывают излишние осложнения в жизни ребенка, как то отношение к нему со стороны сверстников в школе.

Изредка случаются более значительные проблемы с речью, которые связаны либо с серьезными психологическими травмами, либо с умственной недостаточностью. Лишь специалист логопед может поставить правильный диагноз, поэтому с обращением за подобной помощью ни в коем случае не следует затягивать.

Безопасность

В возрасте от трех до десяти лет ребенок приобретает полную свободу перемещения и становится независимым. С этих пор он может все сделать сам, а вам нужно довести до его сознания, что при этом он может и пораниться.

В возрасте трех лет ребенок уже в состоянии самостоятельно перебраться и забраться куда угодно и воспользоваться при этом достижениями собственной независимости. Он решает для себя возможным совать свой нос куда ему вздумается. Будьте начеку, у него не хватает ни опыта, ни навыков для того, чтобы трезво оценить доступность затеянного и последствия совершаемого. Учить, наставлять, объяснять и предохранять ребенка от возможных рискованных шагов — ваша прямая обязанность.

Повседневность

• Никогда не оставляйте ребенка, не достигшего возраста 10 лет, одного дома без присмотра, иначе вы можете столкнуться с такими происшествиями как: падение через окно, отравление, ожоги, пожар.

Меры предосторожности

• Если у вас низкие подоконники, установки одних лишь ограждений явно недостаточно. Установите на окна металлическую сетку, либо дополнительную плексигласовую переборку, хорошо закрепленную на стенках.

• Поставленные друг на друга кроватки должны быть оборудованы оградкой со всех четырех сторон. Не позволяйте забираться наверх детям младше семи лет и баловаться на верхней кровати. Последствия всегда очень тяжелы (переломы конечностей, сотрясение мозга и т. п.).

• Если вы укладываете ребенка в пристройке типа антресоль, позаботьтесь о том, чтобы ограждение не было низковатым. Постарайтесь ему растолковать, что спать ему нужно спокойно, чтобы оттуда не свалиться.

• При просмотре ребенком телевизионных передач и видеофильмов проследите, чтобы комната, в которой это происходит, была в достаточной степени освещена, а ребенок находился бы от экрана на расстоянии десятикратного размера его диагонали. Через каждые полчаса он должен сделать перерыв в просмотре и в общей сложности не проводить перед экраном несколько часов подряд. Переутомление глаз и повышенная возбудимость вплоть до конвульсий могут стать негативным результатом подобных просмотров.

• Оборудуйте шкафы и полки, где хранятся токсичные препараты и бытовая химия надежными запорами, требующими использования обеих рук для их открывания, что становится доступным детям старше пяти лет.

• Еще раз пересмотрите электрику: установите чувствительные выключатели, которые отключат электропитание при малейшей проблеме.

• Позаботьтесь о том, чтобы все замки были в отличном состоянии, и не было бы риска их заклинивания. Случается, дети нечаянно закрываются и оказываются затем не в состоянии выбраться из ловушки самостоятельно (в ванной, в туалете). Ключи все же лучше убирать подальше и советуйте малышам не запираться.

Подвал и амбар

• Не позволяйте ребенку ходить туда в одиночку.

• Убирайте инструмент в недоступное для ребенка место.

В саду

• Не оставляйте ребенка в саду без присмотра. Даже в возрасте 6–7 лет он должен всегда находиться в поле вашего зрения, вы должны знать, что с ним все в порядке.

• Не оставляйте ребенка играть на берегу пруда.

• Не допускайте, чтобы ребенок подходил к жаровне для шашлыков.

• Не позволяйте малышу играть рядом с мусорной ямой.

• Очень опасной вещью является гаражная дверь. Автоматическая дверь должна быть оснащена системой безопасности.

На улице

• После шести лет ребенка следует обучать правилам поведения на улице, чтобы избежать возможных происшествий.

• Он должен знать, что, переходя улицу, необходимо посмотреть налево и направо и убедиться в том, что на ней нет движущихся автомобилей.

• Ребенок должен знать, что улицу можно переходить, когда светофор красный, а маленький человечек зеленый.

• Постарайтесь приучить его к звуковым предупреждающим сигналам, ребенок должен понимать, что такой сигнал свидетельствует о приближающейся опасности.

• Если ваш ребенок ходит в школу самостоятельно (что позволено детям старше 8 лет), заучите вместе с ним маршрут, несколько раз пройдите его с ним, объясняя по дороге все возможные препятствия. Добейтесь от него, чтобы он ходил ровным шагом, не опаздывая и не спеша.

• Ребенок не должен останавливаться между двумя машинами на остановке, задерживаться на входе в гараж или на стоянку автомобилей.

На велосипеде

• Не позволяйте ребенку кататься по улице зигзагами, чтобы избежать наезда на него машины.

• На перекрестке, где ему нужно поворачивать налево, он должен слезать с велосипеда и переходить перекресток по переходу.

• На спуске он не должен пускать велосипед во весь опор, поскольку это может закончиться опасным падением в случае неожиданного торможения.

• Следите за тем, чтобы его велосипед всегда был в исправном состоянии. Тормоза должны быть крепкими и должна работать динамо. На спицах и на педалях должны быть наклеены светоотражающие пластины.

• Если ребенку нужно ехать на велосипеде в темное время суток, наденьте на него светлую одежду. Нашейте на его курточку и ранец отражающие полоски.

• Велосипед для триала не подходит для езды по городу, поскольку на нем нет освещения и у него чересчур тугие тормоза.

В машине

• Вплоть до 3–4 лет ребенок должен сидеть в специальном кресле и тщательно пристегнутым.

• С 4 до 10 лет ребенок достаточно крепко пристегивается ремнями безопасности без риска удушения.

• В любом возрасте ребенок должен садиться и вылезать из машины только со стороны тротуара.

Игровые площадки

• На игровой площадке ребенок все время должен находиться в поле вашего зрения.

• Приучите ребенка не начинать катиться с горки до тех пор, пока предыдущий малыш не доехал до конца и поднялся на ноги.

• Объясните ребенку, что забираться на турникет и слезать с него только после полной остановки.

• Качели должны качаться ровно. Внимательно следите за ребенком, чтобы он не опрокинулся.

• Если ребенок не может сам взобраться на стенку, не помогайте ему. В противном случае он может и упасть.

Купание

• Во время каникул не позволяйте ребенку купаться одному или с друзьями где бы то ни было: в пруду, озере, речке, бассейне без присмотра кого-нибудь взрослого.

• Соблюдайте запреты для купания, обозначенные табличками, вывесками и т. п.

• Научите ребенка заходить в воду постепенно и не перегреваться на солнце до купания во избежание обмороков.

• Ребенок, не умеющий или плохо умеющий плавать должен заходить в воду с нарукавными поплавками. Он должен оставаться на том месте, где достает ногами до дна. Не тащите его собой на большую глубину, даже если на нем надеты плавсредства.

Детский сад

С посещения детского сада начинается настоящее отдаление ребенка от семьи. Основательно меняются его игры и занятия, становится иным круг общения, и в зависимости от уровня садика начинается его подготовка к школе.

Перед тем как в шесть лет окунуться в школьный мир, ваш ребенок в течение трех лет успешно посещает детский сад, в котором с помощью профессиональных педагогов и соответствующих уровню его развития занятий он получает необходимые для этого основные знания и навыки.

Главным назначением школьного образования является подготовка ребенка к жизни. Она предлагает ему «научиться учиться», опираясь на опыт и поддержку его окружения. Обучая этим навыкам, школа борется против культурного неравенства, предоставляя им право одинакового выбора их будущего социального статуса. По этой причине она и называется обязательной и начинается для детей по достижении ими возраста шести лет.

Наши рекомендации