Условия реализации требований ФГОС ДО в дошкольном учреждении.
Так как ФГОС ДО призван решать проблемы, связанные с повышением качества образования, главное внимание должно быть направлено на обеспечение надлежащих условий для развития личности дошкольников, активизацию инновационной деятельности и на изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса.
Одним из важных условий успешного введения ФГОС является организация развивающей предметно-пространственной среды.
У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: потребность в общении, в движении, в познании. Среда группы должна удовлетворять этим потребностям.
Стандарт требует, чтобы развивающая предметно-пространственная среда была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы, а организация образовательного пространства и разнообразие материалов должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными материалами;
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики;
● эмоциональное благополучие;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей. Развивающая среда не может быть построена окончательно, так как завтра она уже перестает стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
● наличие полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие различных пространств (уголков), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Следует помнить, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы.
5) Доступность среды предполагает свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Предметная развивающая среда подбирается с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Также воспитатель через организацию предметной среды должен решать задачи создания зоны ближайшего развития. Для этого педагог подбирает материалы, предназначенные детям данного возраста, но кроме них включает примерно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами:
во – первых, в каждой группе есть дети, опережающие сверстников в развитии, и чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание;
во – вторых, детское экспериментирование с новым, более сложным материалом открывает перспективу саморазвития.
По сравнению с обычной семейной обстановкой, среда в детском саду должна быть интенсивно развивающей, провоцирующей возникновение и развитие познавательных интересов ребёнка, его волевых качеств, эмоций, чувств.
Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса.
План работы является обязательной педагогической документацией воспитателя. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые необходимо соблюдать при планировании:
· объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;
· выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с примерной общеобразовательной программой, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетным направлением образовательного процесса ДОУ;
· четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;
· выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.
План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.
И еще: любой план не является действенным без методического сопровождения, которое может быть представлено в виде перспективных планов, методических указаний, книг, картотек.
Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен учитывать следующие принципы:
· принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
· комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
· принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
· обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки;
· планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Такими событиями могут стать российские и международные праздники (День семьи, День матери, День доброты, День Земли и др.) или важные события в жизни коллектива (День знаний, День рождения города, Новый год и т. д.). А также это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах" и т.д.)
Алгоритм комплексно-тематического планирования:
ü Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель.
ü Отбирается содержание образовательного материала для разных образовательных областей.
ü Продумываются формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач.
ü Планируется развивающая среда, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенной темы.
ü Продумывается процесс обсуждения результатов проживания с детьми события недели.
По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным видом планирования в работе с детьми дошкольного возраста. Такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний. Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений, и «проживает» тему не спеша, успевая осмыслить и прочувствовать ее.