Условия успешной организации инновационной и экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении

1. Понятие инновации, педагогической инновации, инновационной деятельности. Педагоги дошкольных учреждений всегда отличались восприимчивости ко всему новому. Развитие общеобразовательной практики способствует проявлению творческого, инновационного потенциала всех работников системы дошкольного образования.

Инновация – это:

Ø созданные и практически использованные (доведенные до потребителя) новые и усовершенствованные виды продукции, технологий или услуг, а также организационные решения административного, производственного, коммерческого или иного характера, обеспечивающие экономический эффект (социальный, экологический или иной эффект); результат инновационной деятельности (В.М. Анищик, А.В. Русецкий, Н.К. Толочко);

Ø объект, внедренный в производство в результате проведенного научного исследования или сделанного открытия, качественно отличный от предшествующего аналога (Б.Г. Медынский, С.В. Ильдеменов);

Ø результат научно-исследовательской и научно-технической деятельности, являющийся объектом интеллектуальной собственности и направленный на совершенствование в любой сфере деятельности общества (О.А. Мызрова);

Ø конечный результат инновационной деятельности, получившей воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или услуги, внедренный в практику (О.А. Мызрова).

Педагогическая инновация – это:

Ø целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных (содержание, методы) компонентов и самой образовательной системы в целом;

Ø процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т. п.);

Ø поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление (П.И. Пидкасистый).

Инновационная деятельность – это:

Ø вид деятельности, связанный с трансформацией идей в новый усовершенствованный продукт (О.А. Мызрова);

Ø деятельность по разработке, освоению, использованию и распространению новшеств, проверенных в ходе эксперимента идей, теорий, технологий, гипотез (О.И. Тавгень, А.И. Добриневская).

В настоящее время в сферу инновационной деятельности включены уже не отдельные дошкольные учреждения и педагоги-новаторы, а практически каждое дошкольное учреждение.

2. Управление инновационными процессами в дошкольном учреждении. О дошкольных учреждениях, занимающихся инновационной деятельностью, обычно говорят, что они работают в режиме развития. Развитие всегда связано с созданием новой практики образования, а последняя обязательно требует экспериментов, творчества, рационализации, модернизации известных ранее подходов, технологий, нового соединения их элементов или же рождения принципиально новых подходов к практике образования и управления, не имеющих ни аналогов, ни прототипов. В ходе экспериментирования одновременно происходит два процесса: проверка предполагаемой идеи и вызревание, рождение новой идеи, новой модели или эффективной образовательной технологии.

Эксперимент (от латинского experimentum – проба, опыт) – это научно обоснованный опыт, проверка идеи, гипотезы, модели, технологии в новых условиях, это метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.

Эксперимент в дошкольном учреждении – это:

Ø целенаправленный поиск оптимальных путей развития, достижения нового качества образования (информированности, самостоятельности, инициативы, воспитанности, адаптивности, социализации, учебных и социальных компетенций, новых знаний и способов работы) при сохранении здоровья участников педагогического процесса через изменение его ведущих составляющих: целей, структуры, организации, управления, содержания образования, технологий и т. п.;

Ø выяснение сравнительной эффективности применяемых в учебно-воспитательном процессе программ, методов, приемов, технологий, средств обучения.

Этапы подготовки и проведения эксперимента по реализации инновационных проектов (по А.И. Добриневской):

Ø диагностический – это анализ состояния, затруднений, противоречий; выявление проблемы и обоснование ее актуальности;

Ø прогностический – это определение целей, задач, формулирование гипотезы, ожидаемых результатов, составление программы эксперимента;

Ø организационный – это обеспечение условий для реализации программы, подбор кадров, специальная их подготовка; определение экспериментальных и контрольных объектов; распределение функциональных обязанностей; принятие управленческих решений; разработка соответствующих методических материалов; организация консалтинга;

Ø практический – это входной контроль, мониторинг процесса и промежуточных результатов, корректировка используемых технологий, анализ итогов;

Ø обобщающий – это соотнесение достигнутого с целями, описание хода и результатов эксперимента, оформление материалов;

Ø внедренческий – это ознакомление с итогами эксперимента всего коллектива, использование их другими педагогами.

Управление инновационной и экспериментальной деятельностью в дошкольном учреждении предполагает четкое распределение и регулирование обязанностей и отношений всех участников поиска.

3. Условия успешной организации инновационной и экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении. Успешность и действенность инновационной работы, ее влияние на развитие дошкольного учреждения от создания следующих условий:

1. Компетентность и готовность к изменениям как администрации, так и всех (или большинства) участников педагогического процесса.

2. Должна быть разработана и задействована информационная система, без искажения передающая информацию о сути, состоянии и результатах инновационных процессов по всем внутренним и внешним каналам коммуникации.

3. Очень важным условием успешного начала, продолжения и завершения инновационного процесса является отсутствие силовых решений.

4. Мотивация сотрудников на принятие инноваций.

5. Управленческие решения по введению новшеств не должны быть слишком поспешными и эмоциональными.

6. Стимулирование развития инновационного процесса в дошкольном учреждении.

7. Введение новшеств не является замкнутым процессом с заранее заданными параметрами и жесткой структурой действий, это открытый процесс. Следовательно и осуществлять его надо открыто, с постоянным определением и корректировкой как исходных обстоятельств, так и желаемых конечных результатов.

8. Достаточно просто назвать или продекларировать преимущества и возможности той или иной инновации, но очень важно, чтобы:

Ø постоянно озвучивалась значимость и подтверждалась полезность и актуальность данного новшества на конкретных примерах;

Ø не оставались без внимания как удачи, так и затруднения, проблемы;

Ø видение настоящего и будущего дошкольного учреждения у заведующего, его команды и большинства педагогов совпадали;

Ø конкретные программы и инновационные проекты (организационные, структурные, содержательные, технологические и др.) учитывали реальные условия и превращались в действия.

9. Привлечение научных консультантов, формирование временных творческих коллективов и групп по разработке новшеств.

10. Осуществлению любых серьезных изменений в дошкольном учреждении непременно должна предшествовать замена парадигмы управления учебно-воспитательным процессом на новую, активно разделяемую (или, как минимум, пассивно признаваемую). Следовательно, нужна большая, многоэтапная подготовительная работа.

11. Находясь в инновационном режиме, многие вещи реально можно понять только тогда, когда ты видишь, слышишь, как это делает кто-то другой, значит, нужно параллельно изучение опыта коллег. Еще более важно иметь возможность обсудить с опытным специалистом, за счет чего достигаются положительные результаты, по каким причинам что-то не получается.

12. Иногда то, что является новым для одного дошкольного учреждения, давно освоено и результативно работает в другом. Тогда сотрудничество с этим учреждением поможет быстрее провести нужные изменения и выйти на новые рубежи. Однако лучше всего, если обновление носит не «догоняющий» характер, а хотя бы, если не опережает, то идет в ногу со временем.

Таким образом, в организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенность в решении задач. Не следует спешить и форсировать события. Руководитель – стратег развития своего учреждения, создает целый комплекс условий для получения положительных результатов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое «инновация», «педагогическая инновация», «инновационный процесс»?

2. Назовите этапы подготовки и проведения эксперимента по реализации инновационных проектов в дошкольном учреждении.

3. Перечислите основные условия успешной организации инновационной и экспериментальной деятельности в дошкольном учреждении.

Литература: 1, 15, 26 (осн.), 6, 7, 12 (доп.).

Лекция 14

Наши рекомендации