Социальное воспитание с позиции государства
(общества)
Социальный смысл воспитания заключается в том, что ребенок го- товится для жизни, а не для какой-то искусственной, оранжерейной среды, это диктует необходимость прежде всего способствовать разви- тию социальных сил ребенка и потенциалов его души, подготовки к жизни в обществе. С позиции государства (общества) проблема соци- ального воспитания направлена на формирование гражданина. Она известна с платоновских времен. Каждое государство на разных исто- рических этапах своего развития преднамеренно или непреднамерен- но осуществляет направленное (социальное) воспитание, которое оно считало необходимым для подготовки подрастающего поколения.
В разные периоды философские и педагогические течения, от- дельные педагоги и философы выдвигали идеи социального воспита- ния. Они легли в основу разработки теории социальной педагогики и были признаны лишь в конце XIX в. В начале XX в. в России они получили развитие в виде социального воспитания.
Выделяются следующие типичные подходы к пониманию сущнос- ти и содержания (направления, раскрывающие содержание) социаль- ного воспитания.
Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 97
Воспитание гражданина (гражданское воспитание), характерное для любого общества, осуществляется под влиянием и контролем го- сударства (В.В. Зеньковский, А.В. Луначарский, Н.Н. Иорданский и др.). Оно ориентируется на потребности государства в воспитании подрастающего поколения, подготовке его к жизни в обществе. Госу- дарство определяет цели, содержание и пути реализации воспитания, создает для этого институты, а также обеспечивает контроль за их вос- питательной деятельностью. Именно через эти институты реализует- ся социально-воспитательная миссия государства.
Под воздействием гражданского воспитания формируется лич- ность с развитым чувством патриотизма и активной позицией по его осуществлению. Подобного рода задачи социального воспитания вы- двигались еще Платоном (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н.э.). В работах «Государство» и «Законы» он обосновал свое видение роли государства в определении содержания воспитания подрастающего поколения и путей его осуществления. Оно заключалось в том, что государство, думающее о своем благополучии, предусматривает на- правленную воспитательную деятельность, обеспечивающую разви- тие социальности молодежи. «Законодатель, — писал Платон, — не должен допускать, чтобы воспитание детей было чем-то второстепен- ным и шло как попало. Напротив, это первое, с чего должен начать законодатель». К таким идеям он пришел, анализируя источники бла- гополучия государств своего времени.
Общественное воспитание, воспитание человека для данного об- щества (Зеньковский, Иорданский и др.). Данное направление сле- дует назвать общественно-государственным, так как ведущая роль в его реализации принадлежит государству и школе. Оно является средством совершенствования общественной жизни и самого госу- дарства. Улучшая систему воспитания подрастающего поколения, оно обеспечивает и соответствующее изменение общества. Более культурное и воспитанное поколение способствует позитивному из- менению общества, в котором оно живет. Общество стремится к тому, чтобы дети стояли на более высокой ступени культурного раз- вития, чем их родители. Каждое новое поколение должно быть лучше предыдущего. Как писал Зеньковский: «Воспитание должно отвечать на запросы времени, должно пойти навстречу нуждам жизни и подготовлять людей нового склада, с иными навыками, с иными понятиями».
Ведущая роль в социальном (общественном) воспитании принад- лежит прежде всего школе. «Школа (как и другие органы воспитания, конечно), — писал Зеньковский, — должна взять на себя задачи соци- ального воспитания, должна готовить не только образованных
7 - 5887
Раздел II. Социальное формирование личности
не только дельных работников, но и граждан, способных к обществен- ной работе, воодушевленных идеалами солидарности».
Это нисколько не устраняет и не отодвигает задач развития инди- видуальных способностей и особенностей ребенка, но только придает этойзадаченовыйсмысл.
Формирование человека в соответствии с социальным идеалом (Иорданский). В этом виделась возможность через новое поколение людей сформировать соответствующее общество. В основе подобно- го социального воспитания лежало положение о направленном раз- витии социальных сил ребенка, формировании качественно нового человека по модели социального идеала и, таким образом, измене- нии общества.
Такой подход существовал в педагогике вообще и в России в част- ности. Еще в XVIII в. Руссо провозгласил в своих произведениях идею создания нового «человека» вне влияния окружающей среды во всей целостности его неразрушенной природы, что дало бы возмож- ность сформировать «новую породу» людей. Главный недостаток кон- цепции Руссо в том, что он не смог соединить личный опыт ребенка с имевшимся (накопленным) социальным опытом. Он предлагал
«урезанное» (ограниченное) социальное воспитание.
Во времена Екатерины II был приглашен И.И. Бецкой (1704—
1795), который разработал проект, предусматривающий с помощью воспитания дворянской молодежи сформировать качественно новое общество. Для чего предполагалось создание закрытых учебных заве- дений, изолированных от влияния семьи и общества. Такие учебные заведения были открыты. Бецкой разработал организационные осно- вы их существования, специальные учебные программы. Они имели выпускников, однако число их было не так значительно, чтобы ока- зать существенное влияние на развитие российского общества. В то же время определенное воздействие на общество они оказали. Этот проект был обречен, так как в условиях сохранения крепостничества невозможно было добиться качественных общественных изменений.
В 1920-е и последующие годы также ставилась задача с помощью социального воспитания формировать людей нового типа — строите- лей нового общества. Такое воспитание имело классовый, партийный характер, идеалом его являлось всестороннее гармоничное развитие человека. Оно предусматривало как направленное воспитание подрас- тающего поколения, становление определенного типа человека, так и перевоспитание взрослых людей (членов семьи, членов трудовых и ученических коллективов и пр.). Для реализации идеи социального воспитания в Советской России стали действовать соответствующий институт и академия. Государство через институты социального вос-
Глава 8. Социальное воспитание: сущность и содержание 99
питания обеспечивало активное влияние на формирование различных категорий людей.
В рамках данного подхода социальное воспитание предусматривало также создание социально активной личности, приоритетом жизнедея- тельности которой является общественное (Зеньковский, Иорданский и др.). Основная задача социального воспитания заключалась в разви- тии социальной активности, «вкуса» к социальной деятельности, духа солидарности, способности подниматься над личными, эгоистическими замыслами.
Основным средством социального воспитания в государстве была образовательная система, представлявшая собой орудие государствен- ной власти для достижения социальных целей. Была образована Ака- демия социального воспитания. Она стала научно-педагогическим центром, обосновав содержание и пути реализации идеи социального воспитания. Образовательные учреждения (дошкольные, массовая школа, высшая школа) осуществляли ту цель в воспитании подраста- ющего поколения, которую ставила перед ними государственная власть. В учебных заведениях изучалась теория и практика социаль- ного воспитания. В 1923 г. вышло первое учебное пособие, подготов- ленное Иорданским.
Навязывание, пропаганда и внедрение определенных нравственных ценностей, идеалов, образа жизни народам других стран. Такой подход ориентирован преимущественно на детей, подростков, молодежную среду, отдельные личности. Он осуществлялся и осуществляется через средства массовой информации, негосударственные учрежде- ния, организации, отдельных личностей — эмиссаров, принявших предлагаемые идеалы, ценности и образ жизни. Истоки такого подхо- да надо искать в Средних веках. В тот период практиковалась актив- ная деятельность эмиссаров христианства по пропаганде и активному внедрению учения Христа в сознание масс, расширению числа веру- ющих и распространению его учения в различных странах мира. Она реализовывалась не только словом, но и оружием. С этой целью со- здавались и специальные объединения, сообщества. В 1534 г., напри- мер, был создан иезуитский орден — воинов Христа.
В современных условиях это направление находит выражение в деятельности средств массовой информации, различных эмиссаров, общественных движений и организаций по пропаганде и утвержде- нию американских идеалов, ценностей и образа жизни, религиозных учений в разных странах мира, в том числе и в России. Примером такой деятельности является вовлечение людей различного возраста в систему ценностей и образ жизни сект. Подобные секты нередко имели деформирующий, зомбирующий характер, негативно сказыва-
100 Раздел II. Социальное формирование личности
ющийся на здоровье, поведении и материальном положении людей. Во многих странах мира деятельность таких религиозных организа- ций поставлена вне закона (запрещена).
Данный подход как одно из направлений социального воспитания в литературе не раскрывается. Он представлен как культурная, идео- логическая или религиозная экспансия.
Таково содержание социального воспитания с позиции государст- ва. Государство (общество) создает институты, призванные обеспе- чить реализацию социальных установок в воспитании подрастающего поколения.