Государственная молодежная политика как условие успешного развития человеческого и профессионального потенциала современной молодежи
Молодежь – стратегический ресурс любого общества. Данная социально-демографическая группа является наиболее активной, мобильной, нацеленной на повышение своего социального статуса. Молодые люди лучше приспособлены к внедрению инновационных проектов и технологий в различных сферах. Молодежь выступает главным субъектом демографических процессов.
Перспективы развития молодежи в значительной степени зависят от регулирования со стороны государства, от его молодежной политики. Согласно принятому в законодательстве определению, государственная молодежная политика (ГМП) – это деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив [4]. Спецификой ГМП, ее отличительной особенностью является то, что она предполагает активное участие молодежи в жизни общества, создает условия для предоставления молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем, возлагает на молодых людей и их объединения реальную ответственность, вовлекает молодежь в созидательные процессы, в активную общественнополезную деятельность [2, c.4].
Становление ГМП в Российской Федерации происходило на протяжении 1990-х годов. Основными вехами этого процесса стали:
1) Указ Президента Российской Федерации «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (1992);
2) Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» (1993 г.);
3) Федеральный закон «О государственной поддержке детских и молодежных объединений в Российской Федерации» (1995 г.).
Если в первой половине 1990-х гг. становление законодательной базы реализации ГМП на федеральном уровне шло достаточно активно, то во второй половине 1990-х гг. оно существенно замедлилось и не привело, в конечном итоге, к принятию Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации». Президент Б.Н. Ельцин наложил на закон вето [2, с.5; 3, с.106-107]. Однако это замедление восполнялось нормотворческой активностью в субъектах Российской Федерации: 60 субъектов РФ имеет собственное законодательство в области молодежной политики (Например, Закон Тюменской областной Думы «О молодежной политике в Тюменской области» от 06.02.1997 г. №72) [2, с.5;7].
Нормотворческая активность на федеральном уровне в осуществлении ГМП в начале 2000-х гг. сменилась программно-целевым подходом, а одним из основополагающих механизмов исполнения молодежной политики стала реализация целевых программ (ФЦП). Среди них можно выделить президентскую программу «Молодежь России» и различные программы, принятые на уровне субъектов РФ [2, с.5; 7].
В 2006 году была утверждена «Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации», а вместе с ней и скромное финансирование – 82 млн. в год [6, с.17].
В связи с ограниченностью средств, выделяемых на реализацию программ, серьезной деформацией управленческих структур, ответственных за реализацию ГМП, из-за отсутствия четко сформулированных целей и приоритетов в молодежной политике у государства не получилось в полном объеме решить многочисленные задачи, стоявшие в области самореализации молодого поколения, защиты его прав и интересов.
Таким образом, процесс формирования законодательства о ГМП оказался непоследовательным и сумбурным. Все представители субъектов РФ говорят, что нельзя развивать нормативную базу молодежной политики, если нет федерального закона [2, с.5; 5, с.11]. Так как в государстве нет четко очерченного свода правил и системы мер относительно молодежной политики, трудно говорить о каких-то серьезных результатах и внушительном успехе в развитии человеческого и профессионального потенциала современной молодежи.
Предпринимаемые государственными и муниципальными органами меры по реализации молодежных проектов и программ по трудоустройству, решению жилищных проблем, развитию разносторонних способностей молодых людей оказываются недостаточно эффективными еще потому, что они охватывают лишь малую, «избранную» и незначительную в процентном соотношении часть молодежи. Кто не попал в программу - остался «за бортом».
Несмотря на наличие в нашей стране большого количества молодежных объединений и организаций, в том числе и политической направленности, среди них мало объединений, созданных самой молодежью для реализации собственных интересов.
Проблемной областью правового регулирования в сфере ГМП остается выработка механизма представительства законных интересов молодежи перед государством и обществом, расширения участия молодежи в государственном управлении.
В существующих официальных «концептуальных разработках» о ГМП очень много абстрактного, оторванного от молодежной практики, как отмечают современные авторы, молодежная политика – эклектична и расплывчата [1, с. 58].
В целом можно выделить следующие проблемы государственной молодежной политики, которые до сих пор остаются актуальными: 1) отсутствие скоординированности с другими сферами государственной политики, приводящей к определенной искусственной замкнутости молодежной проблематики относительно других направлений деятельности государства (социальная политика, кадровая политика, вопросы обеспечения и соотношения социализации и воспитания и др.); 2) преобладание в практической сфере реализации ГМП «мероприятийного» подхода; 3) недостаточный уровень кадрового и финансового обеспечения ГМП; 4) отсутствие на федеральном уровне и в большинстве субъектов РФ системы диагностики и комплексного социального мониторинга состояния молодежной сферы; 5) недостаточная разработанность нормативной базы; 6) отсутствие механизма привлечения молодежи к формированию и реализации ГМП [2, с.6].
Таким образом, в настоящее время государственная молодежная политика в Российской Федерации по-прежнему пребывает в состоянии своего становления. Развитие потенциала – это важнейшее из того, что могут сделать сегодня для молодых и вместе с ними взрослые люди (и в первую очередь, государство), подготовив практикой собственных дел молодежь к жизнедеятельности в условиях формирующегося постиндустриального, информационного общества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Гыргенова Б. Историография государственной молодежной политики в России // Власть. – 2008. - № 3. – С. 57-59.
2. Динес В., Третьяк В. Государственная молодежная политика: современное состояние и перспективы // Власть. – 2005. - № 8. – С. 3-9.
3. Меркулов П. Опыт нормативно-правового регулирования молодежной политики в постсоветской России // Власть. – 2013. - № 1. – С. 106-108.
4. Постановление Верховного Совета РФ «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» от 03.06.1993 № 5090-1 // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. – 1993. - № 25. – ст. 903.
5. Румянцев В. Год молодежи: верхняя палата подвела итоги полугодия // Российская Федерация сегодня. – 2009. - № 14. – С. 10-11.
6. Сычева Л. Отцы и дети // Российская Федерация сегодня. – 2009. - № 13. – С. 17.