Значение анализа для литературного развития у младших школьников
Понимание младшими школьниками читаемого текста должно сочетаться с переживанием литературного произведения. «Эмоциональное понимание» художественного текста - это основа нравственного прозрения, духовного обогащения и самовоспитания личности.
Поскольку цель литературного образования связана с формированием и развитием культуры понимания литературных источников как явлений искусства, нравственным воспитанием школьников, следует определиться в понятии «культура». В характеристике личности есть такое общепризнанное понятие - «культурный уровень»[24,с.48].
Это понятие отражает степень приобщения к общемировым ценностям, идеям, объем и качество усвоенных знаний. Когда мы говорим о ценностях, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю существования. Следовательно, следует говорить о ценностных ориентациях, то есть об отражении в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.
По определению лингвистов, художественный текст – это эстетическое средство опосредованной коммуникации, цель которой есть изобразительно- выразительное раскрытие темы, представленное в единстве формы и содержания и состоящее из речевых единиц, выполняющих коммуникативную функцию.
Художественная организация текста проявляется не только в его внешней организации с помощью ритма, рифмы, но и в целенаправленном отборе языковых средств, а также во внутренней организации семантической структуры слова [2,с.15].
Рассуждая о соответствии формы и содержания, верного в философском смысле, но далеко не достаточно точно отражающего отношение структуры и идеи в художественном тексте, Ю.М. Лотман для наглядного представления предложил вообразить себе связь жизни и сложного биологического механизма живой ткани[11,с.26].
Восприятие художественного текста – не простое «пересаживание» его содержания в сознание читателя, не прямолинейное «извлечение» готовой информации, а творческий акт, сложный процесс художественного воссоздания действительности. Художественное слово побуждает нас к сотворчеству с писателем.
Так осуществляется дальнейшее, все расширяющееся познание человеком окружающего его мира. Так благодаря взаимодействию языковых, мыслительных, эмоциональных и волевых процессов происходит творческое воссоздание читателем реальности, изображаемой в произведениях художественной литературы.
Каждый урок литературного чтения – это всегда знакомство с новым художественным произведением. А поскольку это произведение есть высказывание, обладающее целостностью, то за ним всегда стоит автор. Ему принадлежит замысел, по которому создается задуманное произведение.
Автор выбирает объект описания и показывает его с помощью композиционно-жанровых форм по-особому, индивидуально.
По своей природе художественное произведение направлено на адресата – читателя, который и станет воспринимающим звеном, вступающим в диалог с автором. Диалог – качественная характеристика урока. Диалог – это «услышанность» каждого собеседника, «ответность» в противовес «безответности». Работа с текстом имитирует внутренний процесс рождения, осознание мысли и выражение ее в слове.
Понимание – результат мышления и его цель. Для этого следует использовать разные приемы, активизирующие мышление, ставящие ученика в позицию открывателя: это и метод «медленного чтения» применяемый с целью наблюдения за развитием действия, поведением действующих лиц произведения, и словесное, музыкальное, графическое его иллюстрирование; разные виды творческой интерпретации текста (от работы над репликой персонажа до составления диафильма, развернутой драматизации), стилистический эксперимент, используемый для понимания поэтики писателя[10,с.22].
Анализ текста и его читательская интерпретация, освоение смысла текста - это работа серьезная, вдумчивая, напрягающая не только мысль, но и чувство, воображение и фантазию читателя. Содержание художественного произведения не переходит, как вода, переливающаяся из одного кувшина в другой, из произведения в голову читателя. Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем — по ориентирам, данным в самом произведении .
Обучение чтению есть главная и первостепенная задача учителя. Но учить читать литературное произведение надо сразу правильно. Обучать чтению – значит обучать думать над «чужой» речью, закодированной в литературном произведении.
Начинающего читателя привлекает в книге, когда он начинает ее читать, не теория, а недостающий ему и совершенно необходимый для личностного становления накопленный человечеством и заключенный в книгах социально-нравственный опыт - и художественный, и познавательный, и реальный, в том числе и само умение и желание думать над текстом .
Поэтому учитель начальных классов должен владеть всеми необходимыми литературоведческими категориями, чтобы осознавать их в процессе подготовки к уроку чтения и помогать ребенку «вычерпывать» из литературных произведений весь заключенный там опыт. Знание литературоведческих основ учения о литературно-художественном произведении должно подготовить учителя к тому, чтобы безошибочно определять тот методический прием, с помощью которого будет раскрыто литературное содержание[1,с.35].
Анализ образной языковой структуры текста направлен на понимание и осмысление его глубинного содержания, того подтекста, который составляет сущность художественного произведения как явления словесного искусства. В связи с этим он предполагает синтез полученных сведений, позволяющих сделать вывод об идейно-эстетическом содержании произведения, об отношении художника к изображаемой им действительности.
Каждый текст по своей структуре и поэтому требует особого, индивидуального подхода. Поэтому при анализе художественного текста необходимо найти главную черту – детерминанту структуры, которая позволит понять суть произведения, то есть методика анализа должна определяться особенностями художественной формы с учетом детского восприятия произведения.
Процесс обучения на уроке литературного чтения носит, безусловно, антропоцентрический характер, в центре его личность ученика как главная ценность.
Деятельность его организуется учителем и должна быть направлена на поиски смысла общечеловеческого и личностного. Результатом такого обучения должен быть человек культуры, учащийся самостоятельно мыслить, способный к диалогу и культурной коммуникации с различными субъектами общения.