Нравственного развития младших школьников

Воспитание является одной из основных категорий педагогики. Изначально сама педагогика определялась как «наука о воспитании».

«Мы полагаем, - пишет Е.В. Бондаревская, - что «воспитание следует рассматривать как родовое понятие в системе педагогического знания, поскольку педагогика всегда определялась как наука о воспитании подрастающих поколений».

Как указывает А.В. Мудрик, «термин «воспитание» впервые используется в славянских текстах в 1056 г. в Остромировом Евангелии. Этот термин широко употребляется в бытовом словаре в значении «вскармливать, взращивать», а с XVI в. – в значении «наставлять».

В одном из первых печатных руководств по воспитанию детей в семье, «О воспитании чад» (1609), автор пишет, что родители ответственны за воспитание детей в семье и за выбор учителей. Воспитание нужно начинать в «раннем возрасте». Привычки, привитые с детства, определяют поведение человека на протяжении всей жизни. Плоды хорошего воспитания, передаваемые из поколения в поколение, окажут влияние на нравственность народа, на его характер.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или изменяет цели и задачи школьного образования. Тем не менее, неизменным, по моему мнению, должно оставаться стремление педагога способствовать умственному и нравственному развитию детей.
В основе умственного воспитания лежит овладение знаниями. Окружающая жизнь - основной их источник для детей. Ребенок приобретает знания самостоятельно и под руководством взрослых, в повседневной жизни и на занятиях. Знания, приобретенные детьми самостоятельно, часто хаотичны, бессистемны, случайны. Многие дети, обладая значительным запасом знаний, даже в возрасте 6-7 лет не владеют обобщающими понятиями, не могут самостоятельно установить связи и зависимости между простейшими явлениями. Определение объема знаний для детей разного возраста, их характера и усложнение от группы к группе, т. е. разработка программы по ознакомлению детей с окружающим, является важной задачей педагогических исследований.

Попытка определить объем этих знаний впервые была предпринята Коменским. В известной книге «Материнская школа» он указал, какие знания надо дать детям в возрасте до 6 лет. Фридрих Фребель определил круг знаний о цвете, величине, форме, направлениях движения, которые дети должны были получить под руководством воспитателя, занимаясь с «дарами» - специально созданными для этого дидактическими пособиями.

Отбор сведений об окружающем для программы обучения осуществляется с учетом их воспитывающего характера, научной достоверности, конкретности и доступности детям дошкольного возраста. Само содержание знаний, усваиваемых детьми, должно быть воспитывающим.
Современная педагогическая наука считает, что основными показателями умственного развития являются усвоение системы знаний, накопление их фонда, развитие творческого мышления и овладение способами познавательной деятельности, необходимыми для приобретения новых знаний.

Одной из задач умственного воспитания является систематизация знаний. Система знаний - это совокупность знаний об определенных предметах или явлениях, достигаемая путем установления существенных связей, порядка между частями целого на основе определенных закономерностей, принципов и правил.
Благодаря системности знания человека становятся более действенными, подвижными, он может быстрее использовать их при решении практических или познавательных задач. К. Д. Ушинский писал: «Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями. Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто». Системность усваиваемых знаний активизирует умственную деятельность ребенка, так как сама система складывается в результате аналитико-синтетической мыслительной деятельности и обеспечивает более быстрое и осознанное усвоение новых знаний. Система знаний у детей не остается неизменной. Она постоянно углубляется и расширяется в процессе обучения и по мере накопления жизненного опыта.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль «Мораль (лат. точез — нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а также само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека». Он считал: «Нравственный — противоположный телесному, плотскому, духовный, душевный. Нравственный быт человека важнее быта вещественного». «Относящийся к одной половине духовного быта, противоположный умственному, но сопоставляющий общее с ним духовное начало, к умственному относится истина и ложь, к нравственному — добро и зло. Добронравный, добродетельный, благонравный, согласный с совестью, с законами правды, с достоинством человека с долгом честного и чистого сердцем гражданина. Это человек нравственный, чистый, безукоризненной нравственности. Всякое самоотверженное есть поступок нравственный, доброй нравственности, доблести»

С годами понимание нравственности изменилось. У Ожегова С.И. мы читаем: «Нравственность — это внутреннее, духовное качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами».

В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Василий Александрович считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает».

Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения. На каждом этапе обучения ребенка доминирует своя сторона воспитания. В воспитании младших школьников, считает Ю.К.Бабанский, такой стороной будет нравственное воспитание: дети овладевают простыми нормами нравственности, научатся следовать им в различных ситуациях. Учебный процесс тесно связан с нравственным воспитанием. В условиях современной школы, когда содержание образования увеличилось в объеме и усложнилось по своей внутренней структуре, в нравственном воспитании возрастает роль учебного процесса. Содержательная сторона моральных понятий обусловлена научными знаниями, которые учащиеся получают, изучая учебные предметы. Сами нравственные знания имеют не меньшее значение для общего развития школьников, чем знания по конкретным учебным предметам.

Одна из задач нравственного развития — правильно организовать деятельность ребенка. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и методов деятельности, что в свою очередь влияет на условие нравственных норм и ценностей организации. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития.

Итак, если нравственное развитие есть специфический процесс педагогического воздействия на учащихся в целях формирования у них тех или иных качеств, то это воздействие должно направляться на формирование у учащихся потребностей в той или иной сфере деятельности и поведения, на развитие и сознание правил поведения, на выработку практических умений и навыков и укрепление волевой сферы. А воздействие будет эффективным, если педагог будет знать особенности нравственного развития младших школьников.


Наши рекомендации