Обучение родителей ведению дневника наблюдений за ребенком
Такое обучение подразумевает:
♦ объяснение родителям, каким образом заполняются графы дневника;
К сожалению, единая форма дневника в настоящее время только разрабатывается. Каждый специалист, работающий с ребенком, использует и предлагает родителю ту форму, которая ему удобна.
♦ тренинг необходимых навыков (например, описания поведения, оценки определенных его параметров по заданной шкале и т.п.). В связи с этим обучение проводится и несколько этапов, с
привлечением специалистов, работающих с ребенком.
Разработка домашних программ занятий с детьми и обучение родителей их выполнению
Эта форма работы включает в себя:
♦ определение (специалистами совместно с родителями) тех достижений и навыков, которые они хотят сформировать у ребенка на данном этапе;
♦ обсуждение с родителями разработанной специалистами программы;
♦ наблюдение родителей за проведением программы специалистом;
♦ тренинг проведения программы родителями и учреждении (организации)12;
♦ тренинг проведения программы родителями и домашних условиях под наблюдением специалиста;
♦ обучение родителей заполнению определенной формы отчетности по проведению программы;
♦ контроль специалиста за дальнейшим проведением родителями домашней программы, при необходимости - дополнительное обучение родителей или изменение программы.
12Некоторые, общие для программ многих детей, элементы, можно отрабатывать с родителями на групповых тренингах (например, формирование и закрепление у ребенка навыков самообслуживания, организация учебной ситуации в домашних условиях.
Тренинги
На наш взгляд, участие родителей в тренингах - необходимое условие эффективности их сотрудничества со специалистами. Использование такой формы работы позволяет решить несколько задач:
♦ создать у родителей установку на исследование и коррекцию своего, конкретного, взаимодействия с ребенком; родители часто запрашивают информацию об аутизме вообще и точные методические указания, как обращаться с аутичными детьми. Они уходят от конкретного, каждодневного общения с ребенком (которое болезненно для них, так как часто обнаруживает неэффективность привычных паттернов поведения, что воспринимается родителями как собственная несостоятельность), перенося акцент на накопление знаний об аутизме, освоение методики. Это также попытка перенесения ответственности: родитель теперь будет отвечать за точное исполнение рекомендованной методики, а ответственность за достижения ребенка возлагается при этом на психолога (педагога);
♦ помочь родителям осознать и уточнить свои представления о собственной роли в развитии ребенка и возможностях помощи ему; освоение ориентировочной основы отрабатываемых на тренингах способов поведения безусловно, требует сформированности у родителей определенных представлений;
при разработке тренинговых программ тренер учитывает необходимость соответствующей работы;
♦ помочь родителям сформировать навыки, необходимые для выполнения рекомендаций специалистов (например, навыки наблюдения за поведением ребёнка, дозирования помощи и поощрения и т.п.); часто родители, консультируясь у специалистов, удовлетворяются пониманием их рекомендаций, считая проблему решенной с этого момента. У них не вызывает сомнений, что они смогут выполнить эти рекомендации. Когда им не удается достичь запланированного результата, они приходят в недоумении к психологу, который легко может убедиться, что родители выполняли рекомендации лишь формально правильно; у них не было соответствующих умений и навыков, чтобы воплотить сам смысл рекомендации, исходя из конкретных условий;
♦ закрепить мотивацию к активному участию в психокоррекционном процессе. Родители стимулируются к тому, чтобы на практике, в конкретном взаимодействии с ребенком и другими членами семьи, реализовывать новые представления и применять отработанные навыки. Результат такой работы ощутим для родителей: они успешно справляются с ситуациями, которые раньше воспринимались как проблемные. С каждым новым успехом растет вера в свои силы и психотехнику как средство разрешения «трудных» жизненных ситуаций.
Тренинги, проводимые в коррекционном учреждении, можно разделить на две группы по сферам применения отрабатываемых навыков.
К первой группе можно отнести тренинги «специальных» навыков, которые родитель будет применять, в основном, во взаимодействии с ребенком (например, осуществляя разработанные специалистами домашние программы): оценивание поведения ребенка по оговоренным параметрам по заданной шкале, дозирование помощи и поощрения И т.п. Таким навыкам родители обучаются, в основном, индивидуально - специалистами, которые занимаются с ребенком и
составляют домашние программы. Для отработки наиболее базовых из них (необходимых для проведения каждой программы, независимо от ее конкретного наполнения) можно собрать группу родителей. Преимущества групповой работы общеизвестны. Отметим лишь, что обратную связь от других родителей члены группы воспринимают точнее и с меньшим сопротивлением, чем отзывы специалистов. Для работы такой группы необходимо, однако, соответствующее техническое обеспечение: комната с зеркалом Гезелла или установленной в ней телекамерой. Повышенная сензитивность аутичных детей к присутствию людей, особенно посторонних, не позволяет группе непосредственно наблюдать за взаимодействием специалиста или родителя с ребенком.
К другой группе относятся тренинги более «общих», широкоприменимых навыков: рефлексии своего поведения и эмоционального реагирования, различения описания поведения и его интерпретаций и оценок, отслеживания невербальной коммуникации, разведения содержания коммуникации и позиции, с которой она осуществляется т.п. Эти навыки родители начинают применять во взаимодействии со всеми членами семьи и другими людьми. Как показывает практика, они создают необходимую основу для формирования навыков «специальных» (так, чтобы научиться оценивать поведение ребенка по определенным параметрам, нужно прежде всего отличать реальное поведение ребенка от собственных интерпретаций, уметь точно описывать его). Отрабатывать их можно без участия детей, в непосредственном взаимодействии членов группы.
13 Часто эмоциональная реакция группы на действия или высказывания родителя оказывается эффективнее долгих разъяснений специалиста. Так, на группе одна из мам жаловалась: «Моя дочь очень стереотипна, с трудом меняет намерения. Например, однажды она не успела закончить рисунок перед сном и на следующий день, едва проснувшись, требовала подать ей краски. А ведь она должна по утрам сначала сок пить». Дружный взрыв хохота ясно продемонстрировал маме, чье поведение группа считает стереотипным.
В начале работы тренинговой группы тренер выясняет ожидания и опасения участников, объясняет смысл предстоящей работы. На этом этапе большое место занимает работа по коррекции представлений родителей.
Собственного отработка навыка проводится по обычной схеме: выделение14 и описание требуемого навыка (задание его ориентировочной основы), демонстрация навыка ведущим, попытка одного из членов группы выполнить отрабатываемый навык, отчет родителя о выполнении, обратная связь от других членов группы и тренера, следующая попытка участника с учетом высказанных замечаний, его отчет, обратная связь и т.д.
После необходимого количества циклов упражнение выполняет следующий участник. В обязанности тренера входит задание ориентировочной основы отрабатываемого навыка, обеспечение содержательности и оптимального баланса позитивной и негативной обратной связи для каждого участника.
Некоторые упражнения можно проводить «по кругу»: члены группы выполняют поочередно по одной попытке, после каждого «круга» проводится обсуждение.
Необходимо уделить специальное внимание перенесению сформированных навыков в другие условия. Для этого можно использовать моделирование ситуаций и ролевой тренинг, домашние задания и видеотренинг.
Родители получают возможность в атмосфере групповой поддержки и предоставления обратной связи проанализировать привычные паттерны своего взаимодействия с ребенком и расширить
14 Вопрос о том, какие навыки будут отрабатывать участники, решается в зависимости от конкретных задач и условия работы группы. Ведущий может директивно задать их или предложить членам группы коллективно решить этот вопрос, исходя из насущных проблем в общении с детьми.
репертуар таких паттернов. Среди результатов такой работы наиболее важным представляется обретение родителями большей свободы во взаимодействии как с членами семьи, так и с другими людьми, и, как следствие, снижение напряженности и тревоги в социальных ситуациях повышение родительской компетентности, самооценки в этой области и снятие депрессивного эмоционального фона, который наблюдается у многих родителей.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
РОДИТЕЛЕЙ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ
НАВЫКАМ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ
И РАЗВИВАЮЩЕЙ ИГРЫ