Условия реализации программы. Пояснительная записка
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
Основная общеобразовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Орловский учебно-воспитательный комплекс» (далее - Программа) является нормативно - управленческим документом, обосновывающим выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации. Она представляет собой модель процесса воспитания и обучения детей, охватывающую все основные моменты их жизнедеятельности с учетом приоритетности видов детской деятельности в каждом возрастном периоде.
Основная общеобразовательная программа МБОУ Орловский УВК разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Законом РФ «"Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- Конвенцией о правах ребенка ООН;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 №26;
- «Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утверждено приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655, № 16299 от 08 февраля 2010 г Министерства юстиции РФ);
- «Федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (утверждено приказом Минобрнауки России от 20.07.2011 № 2151, № 22303 от 14 ноября 2011 г Министерства юстиции РФ);
- Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования»;
- «Федеральными государственными требованиями к образовательным учреждениям в части охраны здоровья воспитанников (утверждено приказом Минобрнауки от 28.12.10г. №2106);
- «Крымский веночек» региональная программа и методические рекомендации по межкультурному образованию детей дошкольного возраста в Крыму (утверждена решением коллегии МОН АРК № 6-4 от 22.08.2004 г.).
Принципы и подходы к формированию основной
Общеобразовательной программы
Программа сформирована в соответствии с принципами и подходами, определёнными Федеральными государственными требованиями:
- содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Цели и задачи программы
Основной цельюявляется формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, а также создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Для решения поставленных целей коллектив МБОУ Орловский УВК решает следующиезадачи:
1. Охрана жизни и укрепление здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; воспитание потребности в здоровом образе жизни, развитие физических качеств и обеспечение уровня физической подготовленности и состояния здоровья ребенка.
2.Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья).
3. Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ дошкольного и начального общего образования; формирование предпосылок учебной деятельности.
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, обеспечивающих интеллектуальное, художественно-эстетическое и социально - личностное развитие детей.
5. Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка.
7. Разработка оптимальной модели образовательного процесса и создание активной образовательной среды, обеспечивающей развитие специфических для дошкольного возраста видов деятельности: игровой, познавательно - исследовательской, продуктивной, двигательной.
8. Взаимодействие с семьями по повышению компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития детей, охраны и укрепления их здоровья с использованием активных формы вовлечения родителей в образовательный процесс через организацию продуктивного взаимодействия педагогов, детей, родителей на основе общего дела.
9. Развитие вариативных форм дошкольного образования, расширение спектра предоставляемых дополнительных образовательных услуг с целью повышения качества и доступности дошкольного образования.
Условия реализации программы
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия:
- уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
- использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
- построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
- поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
- поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
- возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
- защита детей от всех форм физического и психического насилия[1];
- поддержка учреждением и педагогами родителей дошкольников в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.
Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Обогащение содержания воспитательно-образовательного процесса осуществляется за счет введения региональной программы «Крымский веночек».
Программа включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требованийФедерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).