Пояснительная записка к проекту Программы

I. СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОС­ТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ МЕТОДАМИ

Государственная программа развития сестринского дела в Российской Федерации разработана в соответствии с приказом Минздрава РФ от 31 декабря 1997 года № 390 "О мерах по улучшению сестринского дела в России".

В настоящее время стало очевидным, что комплекс неблагоприятных демографических, социально-экономических, политических и экологиче­ских факторов, возникших в последние годы в стране, крайне негативно сказался на состоянии здоровья населения.

Повышение спроса на медицинские услуги происходит на фоне все возрастающего дефицита материальных и финансовых ресурсов. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не могут обеспечить на­селение общедоступной бесплатной медицинской помощью.

В сложившейся ситуации сестринский персонал, составляющий са­мую многочисленную категорию работников зравоохранения, и предо­ставляемые имуслуги рассматриваются как ценный ресурс здравоохране­ния для удовлетворения потребностей населения в доступной, приемлемой и экономически эффективной медицинской помощи.

Проводимая в стране под руководством Минздрава России реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, по­вышения качества профессионального образования, впервые в России осуществлена подготовка специалистов с высшим сестринским образова­нием.

В то же время отсутствие правовой основы деятельности специалис­тов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют декларированной, но до настоящего времени так и не реализованной, по­требность практического здравоохранения в использовании имеющегося

сестринского потенциала. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс в соотношении между врачами, и сестринским персоналом, про­должается отток квалифицированных сестринских кадров из государ­ственных учреждений здравоохранения, возрастают нагрузки, неудовлет­воренность персонала и социальная напряженность.

В этой связи в стране назрела крайняя необходимость в продуманной государственной программе реформирования и развития сестринского де­ла. Программа должна основываться на реальных условиях и возможно­стях государственного и муниципального здравоохранения. Основные на­правления, подходы и принципы, заложенные в Программу, должны по­служить ориентиром для программных и иных управленческих действий на региональном и местном уровнях.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ПРОГРАММЕ:

Сестринское дело - это составная часть организационной технологии системы здравоохранения, направленная на решение проблем индивиду­ального и общественного здоровья населения в меняющихся условиях окружающей среды.

Сестринское дело включает в себя деятельность по укреплению здо­ровья, профилактике заболеваний, предоставлению психосоциальной по­мощи и ухода лицам, имеющим физические и (или) психические заболева­ния, а также нетрудоспособным всех возрастных групп. Сестринское дело охватывает физические, интеллектуальные и социальные аспекты жизни в той мере, в которой они влияют на здоровье, возникновение болезни, не­трудоспособность и смерть.

Такая помощь должна предоставляться сестринским персоналом в уч­реждениях здравоохранения и любых других учреждениях, а также на до­му, иными словами, везде, где есть в ней потребность.

Сестринский персонал - это работники, имеющие медицинское обра­зование по специальностм "Сестринское дело", "Акушерское дело", "Лечебное дело" (квалификация фельдшер) и допущенные к профессио­нальной деятельности в установленном порядке.

Разнообразие функций, которые выполняет сестринский персонал, требует понимания факторов, влияющих на здоровье, причин болезней, способов их лечения и реабилитации, а также экологических, социальных и политических условий, в которых осуществляется медицинская помощь и функционирует система здравоохранения.

И. СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Для обесценения последовательности в выполнении, основных на­правлений Программы работа по ее реализации будет выполняться по­этапно в 1998 - 2005 годы.

Первый этап - 1998 - 2000 гг. включает подготовку первоочередных, неотложных мероприятий (создание нормативно-правовой, материально-технической и организационной базы) по реализацию Программы.

Второй этап - 2001 - 2005 гг. включает реализацию экономически эф­фективных форм и методов работы сестринских служб в системе здраво­охранения Российской Федерации.

III. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ.

Программа реализуется за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлекаемых для ее выполнения внебюджетных источников, не противоречащих су­ществующему законодательству.

Финансовое обеспечение решения вопросов, находящихся в со­вместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, осуществляется в основном за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

IV. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЬ ЗА ХОДОМ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Управление и контроль за реализацией Программы осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации. Основные на­правления и положения Программы ежегодно уточняются и контролиру­ются, исходя из хода ее выполнения и эффективности использования средств.

V. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫХ И ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПОСЛЕДСТВИЙ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Медико-социальная и экономическая эффективность Программы бу­дет оцениваться, исходя из показателей эффективности и качества работы сестринских служб/сестринского персонала учреждений здравоохранения, образования и социальной защиты населения, а также их структурных подразделений, в ходе реализации основных направлений, положений и мероприятий Программы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ВВЕДЕНИЕ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.11.97 № 1387 "О мерах по стабилизации и развитию здравоохранения и медицин­ской науки в Российской Федерации" предусмотрено осуществление в от­расли реформы, направленной на повышение качества, доступности, и экономической эффективности медицинской помощи населению в усло­виях формирования рыночных отношений.

Важная роль в реформе здравоохранения, обеспечении доступности и качества предоставляемых населению услуг, усилении профилактической направленности, решении задач медико-социальной помощи отводится специалистам, имеющим среднее медицинское и высшее сестринское об­разование и составляющим многочисленную категорию работников здра­воохранения.

Для рационального и эффективного использования имеющегося кад­рового сестринского потенциала важное значение в сложившейся ситуа­ции приобретает формирование государственной политики в области сестринского дела и повышение ответственности органов власти всех уровней за ее реализацию.

В этой связи в контексте Концепции развития здравоохранения и ме­дицинской науки в Российской Федерации разработана Государственная программа развития сестринского дела с целью конкретизации и реализа­ции ее направлений и положений, связанных со всеми аспектами сестрин­ского дела.

ОСНОВНЫМИ ЗАДАЧАМИ ПРОГРАММЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

- оказание содействия на федеральном уровне и в субъектах Феде­рации органам и учреждениям здравоохранения, образования и науки по созданию оптимальных условий для развития сестрин­ского дела;

- повышение эффективности использования ресурсов в здравоохра­нении;

- развитие новых организационных форм и технологий сестринской помощи;

- совершенствование системы подготовки и использования сестрин­ских кадров;

- обеспечение качества сестринской помощи населению;

- совершенствование системы управления сестринскими службами;

- совершенствование правового регулирования использования сест­ринских кадров в здравоохранении;

- повышение профессионального и социального статуса сестринской профессии;

- обеспечение социальной защищенности сестринского персонала;

- содействие развитию профессиональных сестринских, акушерских, фельдшерских ассоциаций и привлечение их к реализации госу­дарственной политики в области развития сестринского дела.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ОСНОВАНА НА СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПАХ:

- всеобщность, социальная справедливость и доступность медицин­ской помощи населению;

- профилактическая направленность, укрепление здоровья и каче­ство жизни;

- эффективное использование трудовых, материальных и экономи­ческих ресурсов;

- обеспечение качества сестринской помощи населению;

- активное участие населения в решении вопросов здравоохранения;

I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЕСТРИН­СКОГО ПЕРСОНАЛА

В соответствии с Концепцией развития здравоохранения и медицин­ской науки в Российской Федерации (далее Концепция) основными на­правлениями в совершенствовании организации оказания медицинской помощи, ориентированными на переход к менее затратным технологиям, являются развитие первичной медико-санитарной помощи на базе муни­ципального здравоохранения и перераспределение части объемов помощи из дорогостоящего стационарного сектора в амбулаторный.

Первичная медико-санитарная помощь становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи. Особая роль при этом от­водится развитию общей практики/семейной медицины.

Реорганизация стационарного сектора, ориентированная на сокраще­ние длительности госпитального этапа, предусматривает распределение коечной мощности в зависимости от интенсивности лечебно-диагностического процесса и уровня сестринского ухода следующим об­разом:

- интенсивное лечение - до 20 %;

- восстановительное лечение - до 45 %;

- длительное лечение больных хроническими заболеваниями - до 20 %;

- медико-социальная помощь - до 15 %.

Деятельность сестринского персонала характеризуется большим раз­нообразием и включает как проведение высокотехнологичных клиниче-

ских вмешательств так и оказание широкого спектра услуг в рамках пер­вичной медико-санитарной помощи. Значительны также и колебания в степени самостоятельности медсестер при оказании медицинской помощи, принятии решений и выборе тактики действий.

В соответствии с установленными Концепцией приоритетами необ­ходимо обеспечить развитие и совершенствование деятельности сестрин­ского персонала в следующих направлениях:

- первичная медико-санитарная помощь с акцентом на профилакти­ческую работу;

- лечебно-диагностическая помощь, в том числе обеспечение интен­сивного стационарного лечения и ухода;

- реабилитационная помощь и медико-социальная помощь хрониче­ски больным, старикам и инвалидам;

- медико-социальная помощь инкурабельным больным и уми­рающим (обеспечение паллиативной и хосписной помощи).

Особая роль сестринского персонала в условиях первичной медико-санитарной помощи и семейной медицины заключается в использовании современных технологий профилактики, в том числе по формированию медицинской активности населения.

Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здо­рового образа жизни, профилактика заболеваний, отравлений и несчаст­ных случаев, половое воспитание, планирование семьи и безопасное мате­ринство.

На сестринский персонал возлагается обязанность обеспечить обуче­ние населения приемам оказания неотложной помощи и методам ухода за больными и нетрудоспособными лицами, что позволит облегчить решение ряда медико-социальных проблем силами населения и самих пациентов, а также повысит эффективность деятельности специальных служб в услови­ях чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Требуется расширить участие сестринского персонала в новых орга­низационных формах внебольничной помощи: дневных стационарах, цен­трах амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, консульта­тивно-диагностических службах и службах ухода на дому.

Обеспечение доступности медицинской помощи сельскому населению требует сохранения и в дальнейшем расширения сети ФАПов. Необходимо принятие мер по улучшению материально-технического обеспечения ФАПов и здравпунктов, развитию передвижных форм лечебно-диагностической и консультативной помощи с широким привлечением сестринского персонала.

В связи с реструктуризацией коечного фонда стационаров по интен­сивности лечебно-диагностического процесса важное значение приобрета-

ет профилизация деятельности и рациональное использование сестринско­го персонала. Возрастает потребнорть в кадрах, умеющих работать на со­временной медицинской аппаратуре, обеспечивающих мониторинг со­стояния пациента, владеющих сестринским процессом, основами психоло­гии, обеспечивающих всесторонний комплексный уход и реабилитацию пациента.

Сокращение длительности госпитального этапа предусматривает ин­тенсификацию сестринского процесса в стационаре.

Следует распространить практику ведения планов сестринского ухода и документирования деятельности сестринского персонала.

Подлежит перепрофилированию часть дорогостоящих стационарных коек в сестринские (отделения и дома сестринского ухода) для оказания долговременной помощи хронически больным, старикам и инвалидам. Эти меры позволят сократить затраты при сохранении объема и качества пре­доставляемой населению медико-социальной помощи.

Требует дальнейшего развития и совершенствования служба патро­нажной помощи, разнообразных видов помощи на дому.

Необходимо принятие действенных мер по развитию паллиативной и хосписной помощи, являющейся по своему содержанию новым этапом гу­манистической медико-социальной помощи инкурабельным больным.

Определяющая роль в организации всех направлений деятельности сестринского персонала принадлежит руководителям сестринских служб различных уровней, начиная со старших сестер отделений лечебно-профилактических учреждений и кончая главными специалистами по сестринскому делу органов управления здравоохранением субъектов Рос­сийской Федерации. Особое внимание следует уделить формированию ад­министративно-управленческого направления сестринского дела.

Развитие и совершенствование основных направлений деятельности сестринского персонала должно сопровождаться научным обеспечением. Кроме того, для успешной реализации намеченных направлений должна быть четко продумана и обеспечена система взаимодействия и сотрудни­чества сестринского персонала с врачами, другими специалистами и служ­бами.

II. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ СЕСТРИН­СКОГО ПЕРСОНАЛА.

В условиях децентрализации системы здравоохранения, развития ры­ночных отношений и перехода к бюджетно-страховой медицине стало очевидным, что качество и безопасность медицинской помощи, а также эффективность предоставляемых населению медицинских услуг в значи-

тельной степени зависят от организации и системы управления медицин-

м

скри помощью.

Серьезным ограничением существующей системы оказания населе­нию медицинской помощи является отсутствие общих принципов и под­ходов к организации работы сестринского персонала. В настоящее время отсутствует единая система управления сестринскими службами на всех уровнях, что негативным образом сказывается на качестве и эффектив­ности работы сестринского персонала.

Необходимо создание многоуровневой системы управления сестрин­скими службами с рациональным распределением задач и полномочий сестер-руководителей, начиная с главного специалиста по сестринскому делу Минздрава РФ, органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и кончая старшей сестрой отделения учреждения здравоохранения.

Повышению качества сестринской помощи будет способствовать осуществление комплекса мероприятий по стандартизации, аккредитации, лицензированию и сертификации.

Разработка и внедрение стандартов профессиональной деятельности сестринского персонала как в амбулаторно-поликлинических, так и в больничных условиях, должны обеспечить четкую организацию работы сестринских служб.

Требуется создание информационных систем, позволяющих исполь­зовать сопоставимые данные о повышении качества помощи населению.

С целью рациональной организации работы и оценки качества оказы­ваемой сестринским персоналом помощи потребуется компьютеризация учреждений здравоохранения и создание соответствующих информацион­но-аналитических систем.

Культура сестринского дела, этические нормы поведения, уважение прав пациента должны стать основой профессиональной деятельности сестринского персонала во всех организационных формах.

III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ Вопросы кадровой политики должны решаться с учетом изменений, происходящих во всех сферах здравоохранения. Необходимо совершен­ствовать систему планирования, прогнозирования и мониторинга подго­товки и занятости, сертификации и аттестации сестринского персонала.

При формировании перспективной кадровой политики должны быть разработаны современные подходы к решению вопросов занятости в здра­воохранении и распределению ресурсов с учетом потребности населения и новых принципов организации медицинской помощи.

Неравномерность в обеспечении населения сестринскими кадрами, сложившийся дисбаланс в соотношении врача и сестринского персонала, требует существенной корректировки кадровой политики на федеральном, региональном и местном уровнях.

В этой связи необходима реорганизация системы планирования и распределения кадрового потенциала, которая должна изменить соотно­шение врач/сестринский персонал в сторону увеличения последнего, с пе­редачей сестринскому персоналу части функций, выполняемых в настоя­щее время врачами.

Важнейшими направлениями кадровой политики должны стать фор­мирование научно обоснованных подходов к расчету потребности, плани­рованию, подготовке и использованию сестринского персонала, обеспече­ния рационального соотношения и взаимодействия с другими работника­ми здравоохранения и обеспечения системы социально-экономического стимулирования кадров.

Особое внимание следует уделить созданию эффективной системы сертификации и аттестации, позволяющей обеспечить соответствующий уровень профессиональной готовности и квалификации специалистов, га­рантирующий качество предоставляемых населению медицинских услуг.

Следует формировать банк унифицированных тестовых заданий для совершенствования сертификации и аттестации в соответствии с номен­клатурой специальностей.

Совершенствованию кадровой политики будет также способствовать:

- повышение гарантий социальной защиты;

- обеспечение перспектив профессионального роста, развития и ка­рьеры;

- регулирование системы оплаты труда специалистов с учетом уров­ня образования, сложности, объема и качества оказываемой помо­щи;

- широкое использование контрактной системы найма;

- установление и индексирование заработной платы сестринского персонала в размере не ниже прожиточного минимума;

- разработка тарифов на сестринские услуги;

- обеспечение безопасных и благоприятных условий труда.

Система оплаты труда сестринского персонала должна быть рефор­мирована с целью достижения максимально возможного соответствия размера вознаграждения объему и качеству выполненной работы, создания экономических стимулов к повышению эффективности труда и рацио­нального использования ресурсов, необходимых для производства услуг.

В области обеспечения охраны труда сестринского персонала необхо­димо:

- разработать нормативные документы по безопасности труда в уч­реждениях здравоохранения;

- организовать обучение по вопросам охраны труда руководителей и сотрудников учреждений здравоохранения, учащихся профессио­нально-образовательных учреждений;

- проводить единую политику по установлению компенсаций и льгот за особые условия труда медицинских работников.

IY.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В СЕСТРИНСКОМ ДЕЛЕ.

В основе формирования качественно нового уровня сестринской по­мощи населению лежит совершенствование профессиональной подготов­ки, развитие научных исследований в области сестринского дела и исполь­зование их результатов в практическом здравоохранении.

Требования к квалификации, аттестации и сертификации сестринско­го персонала являются основой для создания профессионально-образова­тельных программ подготовки и последипломного образования кадров в соответствии с классификатором специальностей в системе здравоохра­нения.

Система профессионального образования должна обеспечить диффе­ренцированную подготовку сестринских кадров в зависимости от потреб­ностей населения и рынка услуг и гарантировать соответствующую ква­лификацию и компетентность в решении профессиональных задач.

Создание и развитие государственной системы многоуровневой под­готовки сестринских кадров является важным шагом совершенствования профессионального образования и необходимым условием обеспечения качества сестринской помощи населению. Система включает четыре про­фессионально-образовательных уровня, каждому из которых соответству­ет обязательный минимум содержания и продолжительности подготовки по специальности (Государственный образовательный стандарт):

- базовый (основной) уровень в колледжах и училищах;

- повышенный (углубленный) уровень в колледжах;

- высшее сестринское образование в ВУЗах;

- послевузовское образование (интернатура, ординатура и аспиран­тура)

Необходимо обеспечить преемственность и интеграцию между всеми уровнями подготовки кадров.

Повышенный уровень образования должен обеспечить подготовку квалифицированных специалистов сестринского дела, имеющих углуб-

ленную клиническую подготовку и готовых к оказанию широкого спектра услуг в условиях первичной медико-санитарной помощи.

Особое внимание необходимо уделить развитию высшего сестрин­ского образования, формирующего потенциал для научных исследований в области сестринского дела и обеспечивающему высококвалифицирован­ные управленческие и педагогические кадры, призванные в значительной степени определить уровень и качество сестринской помощи в нашей стране в будущем.

Необходимо также развитие и совершенствование форм послевузов­ского образования в интернатуре, ординатуре и аспирантуре для специа­листов с высшим сестринским образованием и обязательной их ориента­цией на клиническую практику.

Совершенствование профессионального образования предусматри­вает развитие педагогических технологий и учебно-методического обес­печения специалистов по всем уровням и формам обучения. Необходимо обеспечить условия для повышения квалификации и получения более вы­сокого уровня образования работающим без отрыва специалистам.

Содержание профессионально-образовательных программ всех уров­ней должно гибко реагировать на потребности населения и рынка меди­цинских услуг.

Следует распространить практику формирования органами управле­ния здравоохранения целевых заказов на подготовку специалистов с за­ключением ими соответствующих договоров с учебными заведениями и абитуриентами.

Обеспечение качества подготовки специалистов в значительной сте­пени состоит в решении проблем материально-технического и учебно-методического обеспечения, укомплектованности образовательных уч­реждений квалифицированными педагогическими кадрами и создании со­временных учебных баз практики, соответствующих основным направле­ниям развития амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи.

В связи с этим требуется принятие действенных мер по поддержке го­сударственной системы профессионального сестринского образования, подготовке и повышению квалификации педагогических и администра­тивно-управленческих кадров, созданию и распространению учебной ли­тературы, развитию информационных систем и обеспечению доступа к ба­зам данных, а также повышению ответственности базовых учреждений здравоохранения за практическую подготовку сестринского персонала.

Необходимо совершенствовать систему итоговой государственной ат­тестации выпускников медицинских образовательных учреждений в соот­ветствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

В международных отношениях в сфере подготовки сестринских кад­ров следует:,

- восстановить профессиональные связи с государствами участниками СНГ;

- развивать работу по заключению международных соглашений Рос­сийской Федерации о взаимопризнании дипломов и других доку­ментов о профессиональной подготовке, а также о сотрудничестве образовательных учреждеий, стажировке и подготовке специалис­тов за рубежом по принципу обмена;

- активно участвовать в международных проектах и программах ВОЗ.

Министерство здравоохранения Российской Федерации рассматри­вает развитие научных исследований в области сестринского дела и при­кладных с ним дисциплин в качестве приоритетных направлений развития медицинской науки.

Основными задачами научных исследований в сестринском деле яв­ляется:

- разработка научных подходов к развитию и совершенствованию сестринского дела;

- разработка обоснованных норм, критериев и стандартов сестрин­ской практики;

- разработка новых форм организации и методов работы сестрин­ского персонала;

- апробация эффективности эксперементальных моделей сестрин­ской практики.

Развитие научных исследований в области сестринского дела будет осуществляться на основе следующих принципов:

- интеграция с ислледованиями в других областях медицинской нау­ки;

- формирование прочных связей между наукой, практикой и образо­ванием;

- содействие развитию самостоятельности сестринской практики;

- государственная поддержка научных коллективов, вносящих большой вклад в развитие сестринского дела, использование вне­бюджетных источников финансирования, в том числе междуна­родных проектов, фондов и др.;

- законодательное закрепление правовых механизмов развития сестринского дела;

- создание постоянно действующего мониторинга научных исследо­ваний, проведение экспертизы научных программ и обеспечение этического контроля за исследованиями.

Функции по опеределению и координации важнейших направлений развития научных исследований в области .сестринского дела будет осу­ществлять научный совет, входящий в состав проблемой комиссии по сестринскому делу Минздрава РФ.

V. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ, АССО­ЦИАЦИЙ И СОЮЗОВ

Важная роль в развитии сестринского дела отводится профессиональ­ным сестринским объединениям, ассоциациям и союзам. Необходимо обеспечить эффективную поддержку профессиональным организациям в связи с начальным этапом их формирования на местном, региональном и государственном уровнях и отсутствием в этой связи необходимого отече­ственного опыта.

В целях содействия развитию профессиональных организаций и ассо­циаций необходимо пропагандировать опыт работы действующих ассо­циаций с привлечением средств массовой информации, профессиональных газет и журналов.

Следует активнее привлекать представителей профессиональных ас­социаций к обсуждению актуальных проблем здравоохранения и сестрин­ского дела, разработке нормативно-распорядительной документации, рег­ламентирующей деятельность сестринского персонала, работе лицензион­ных, сертификационных и аттестационных комиссий.

Важное значение для развития профессиональных организаций имеет сотрудничество с национальными и международными сестринскими орга­низациями, с профессиональными медицинскими организациями, а также общественными непрофессиональными организациями, выступающими за обеспечение здоровья населения, защиту профессиональных прав и инте­ресов работников здравоохранения.

Приоритетной задачей национальной ассоциации медсестер России становится присоединение к Международному Совету медсестр (МСМ) и полноправное участие в работе Совета медсестер.

VI.MEXAHH3M РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Для реализации программы по каждому разделу определяются кон­кретные мероприятия с указанием сроков их выполнения, ответственных исполнителей, размеры средств, необходимых для выполнения мероприя­тий.

Руководство по выполнению программных мероприятий осуществля­ет межведомственная рабочая группа, созданная Минздравом России по согласованию с заинтересованными Министерствами и ведомствами, Ас­социацией медицинских сестер России.

ИСТОРИЯ СЕСТРИНСКОГО ДЕЛА

УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ

Студенты должны ЗНАТЬ:

- историю создания и задачи ВОЗ,организаций Красного Креста и Красного Полумесяца;

- заслуги Флоренс Найтингейл в сестринском деле;

- историю создания и задачи сестринских общин в России;

- примеры самоотверженности и героизма русских сестер милосер­дия;

- сущность и основные направления реформы сестринского дела в России;

- историю создания и задачи Ассоциации российских медсестер.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

1. Охарактеризуйте выражение: "Изменения - цена прогресса". При­ведите известные Вам примеры из истории сестринского дела.

2. Ваше отношение к такому определению сестринской специаль­ности: "медсестра - та, которая питает, лелеет и защищает; подго­товлена для заботы о слабом".

3. Назовите факторы, оказавшие влияние на развитие современного сестринского дела в России.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Перед великим умом я склоняю голову,

перед сердцем великим - колени.

Гете

Полная история сестринского дела охватывает тысячелетия. Не слу­чайно сестринское дело иногда называют самым древним искусством и самой юной профессией. В ходе развития цивилизации о больных и страждущих всегда заботились тем или иным образом. Документ античной Египетской культуры "Семь заповедей истинного милосердия" гласит: "Накорми голодного, дай воды жаждущему, одень голодранца, приюти больного, захорони мертвого".

На развитии гуманитарной мысли отразилось влияние религий. Ес­ли индуизм проповедовал индивидуальный поиск своей судьбы, то буд­дизм явился с миссией сострадания, защиты слабых, с призывом к взаимо­помощи. Особенно много для ухода за больным сделало христианство, ибо в основе христианской идеи - внимание и справедливость к личности, жа­лость к человеку. Эти чувства всегда были присущи человеку. В течение веков изменилось лишь понятие о том, кто наши ближние. Сначала под ближними понимались родственники, соседи, друзья, земляки, люди одно­го с тобой вероисповедания и национальности, но чем цивилизованнее становится мировое сообщество, тем ближе подходим мы к новому прин­ципу родства, выдвинутому христианством: ближний всякий, кто создан по образу и подобию Божию.

Если Клеопатра, чтобы удовлетворить свое любопытство, приказы­вала убивать и вскрывать беременных рабынь через разные промежутки времени после зачатия, то учение Христа подчеркивало непреходящую ценность каждого отдельно взятого человека, вне зависимости от его по­ложения на социальной лестнице. Христиане верили, что спасение в за­гробной жизни будет зависеть от доброго отношения друг к другу в этой жизни, отсюда внимание и забота о болящих.

В одном древнем патерике (сборнике изречений святых и повествова­ний об их подвигах) рассказывается, как некий послушник спросил старца:

- Авва, один брат шесть дней ничего не ест и только на седьмой при­нимает немного пищи, а другой ухаживает за больными. Чей подвиг вы­ше?

Старец ответил:

- Если тот брат, который строго постится, за ноздри себя подвесит, все равно не сравнится с тем, который ухаживает за больными.

Слово "милосердие" совсем недавно так редко употреблялось у нас, что его вполне можно было бы отмечать в словарях, как устаревшее. Меж­ду тем этим словом обозначалось важнейшее качество души. Милосердие

было отличительным свойством русского народа. Все знали, что это слово означает любовь, исходящую от милующего сердца.

Исторически сложилось так, что если врачами чаще являлись мужчи­ны, то выхаживанием больных занимались главным образом женщины. Это объяснимо. Для большинства мужчин, как и для Онегина "Боже мой, какая скука С больным сидеть и день и ночь, Не отходя ни шагу прочь! Полуживого забавлять, Ему подушки поправлять, Печально подносить лекарство."

У женщин, в силу ее душевной организации, эта "скука" может пре­вратиться в единственную радость и цель жизни.

Византийско-татарское влияние наложило свою печать на судьбы русских женщин: оно не дало им возможности посвятить себя какой бы то ни было гражданской деятельности; "одному мужчине исключительно принадлежали интересы общественные". Большинству женщин приходи­лось выбирать: терем или монастырь.

Но все же у женщин-затворниц не могло быть убито и заглушено то, что составляет основную черту женственности - человеколюбие и состра­дание. Помощь ближнему являлась той отдушиной, которая помогала су­ществовать в затхлой и мертвящей атмосфере теремной жизни.

Мирские женщины осуществляли уход за домочадцами: помогали при рождении, растили детей, ухаживали за больным членом семьи, ока­зывали первую помощь при бытовых травмах и ранениях, утешали и ободряли умирающих. Так постепенно сложился фольклорный образ "сестра-мать".

Среди женщин Московской Руси была глубоко развита частная бла­готворительность, она составляла "главное, коренное, неизменное дело всей ее жизни", освященное самим Домостроем, этим житейским кодексом домостроевской Руси, поучавшим: "Церковников, и нищих, и скорбных, и больных, и убогих призывай в дом свой и по силе накорми, и напои, и обо­грей, и помоги..."

Свято исполняли женщины это поучение, в особенности московские царицы. Одно из первых упоминаний о стационарном лечебном учрежде­нии на Руси относится к середине X века, когда княгиня Ольга образовала больницу, где уход за больными был поручен женщинам.

Много делали для больных монастыри. Монахи часто приглашались для ухода за больными на дому, а в тяжелых случаях больных отправляли в монастырские больницы. Так сложился второй фольклорный образ: "сестра - божий работник".

Еще до татарского нашествия в летописи упоминаются больницы в Киеве, Переславле Южном, Смоленске, Вышгороде, Чернигове, Новгоро­де, Пскове, на Волыни, в Галицкой Руси и другие. Больничные здания размещались за монастырскими стенами, к ним примыкали портомойни, бани, огороды, кладбища. Труд "служебников больничных" был очень тя­желым. Богатые были обязаны заботиться о безбедном существовании больниц, неимущие больные за дни, проведенные в больнице, отрабаты­вали на пашне, на промыслах, в извозе. Таким образом они воздавали богу за исцеление "молением и трудом".

Сестры-монахини ухаживали за больными бескорыстно, так как счи­талось что взимание платы за уход отнимает священный характер работы сестры милосердия. Очень характерна надпись над входом в монастыр­скую больничную палату: "Все, чтобы угодить тебе, Господи, ничего -чтобы удовлетворить себя." Даже настоятельницы монастырей ежедневно посещали палаты, чтобы "иметь счастье послужить больным". При этом монахини совершенно созн<

Наши рекомендации