Пояснительная записка. программы для начальной школы

Программы для начальной школы

РУССКИЙ ЯЗЫК

Классы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В основу настоящей программы положена программа обуче­ния русскому языку в массовой школе. В данной программе изу­чаются те же разделы и темы, которые предлагаются для работы на уроках русского языка в начальных классах массовой школы: обучение грамоте, грамматика и правописание, литературное чте­ние, внеклассное чтение.

Основное содержание этих разделов составляет развитие речи, которое придает процессу изучения русского языка четкую прак­тическую направленность и нацеливает на то,, чтобы научить де­тей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школь­никам доступные их возрасту и пониманию первоначальные зна­ния о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.

Одновременно с развитием основных видов речевой деятель­ности в начальной школе для детей с нарушением зрения, как и it массовой школе, предполагается решение таких важных вопро­сов, как:

формирование важнейших нравственных и эстетических пред­ставлений;

развитие логического и образного мышления;

освоение нового вида деятельности — учебной;

развитие интереса к учебным занятиям, к книге.

Наряду с содержанием и задачами, общими для обучения рус­скому языку нормально видящих младших школьников, данная программа содержит специальные задачи, направленные на кор­рекцию вторичных отклонений в развитии, обусловленных нару­шением зрения. Весь процесс обучения детей с неполноценным (рением замедлен по своему Темпу, так как построен в основном на сукцессивном способе получения информации (на использова­нии осязания или нарушенного зрения).

Особенностью речи слепых и слабовидящих детей является вербализм, т.е. употребление слов без достаточного понимания их содержания. Вербализм, в свою очередь, приводит к формально­му заучиванию и изложению знаний, приобретаемых из речевого общения и прочитанных книг.

Другие отрицательные последствия нарушения зрения выра­жаются в затрудненной ориентировке в макро - и микропростран­стве, неточной координации движений, замедленном выполнении действий, неразвитости осязания и мелкой моторики рук, в не­умении рационально пользоваться остаточным зрением. Все это неблагоприятно отражается на работе с дидактическим материа­лом, на овладении навыками чтения и письма: по системе Брайля — для слепых, плоскопечатным шрифтом — для слабовидя­щих детей, детей с амблиопией и косоглазием.

Учитывая все эти особенности детей с нарушением зрения, в программе предусмотрено большее, по сравнению с массовой школой, количество учебных часов на подготовительный пери­од, обучение грамоте, на изучение отдельных тем и разделов, перераспределение материала по времени (например, перенос темы «Склонение имен существительных» из 4-го класса в 3-й), более углубленная и целенаправленная пропедевтическая подго­товка к системному изучению русского языка в дошкольном пе­риоде.

В настоящей программе полностью реализуется принцип коррекционной направленности обучения, конкретизированы пути и средства коррекции недостатков сенсомоторного, умственного и речевого развития детей с нарушением зрения, В связи с этим в

ней предусмотрено:

обучение правильным способам организации познавательной деятельности, а именно целенаправленному восприятию предме­тов и явлений окружающего мира с помощью осязания, слуха и

остаточного зрения;

формирование с помощью педагога мыслительных операций сравнения, анализа и обобщения, развитие образного и логичес­кого мышления, а также связной речи;

самое широкое применение специальных средств наглядности

в учебном процессе;

преодоление вербализма в речи детей, формализма в усвое­нии знаний с целью обогащения конкретных представлений об окружающей действительности, о человеке, природе и общест­ве.

Составной частью обучения русскому языку в начальных клас­сах является формирование и совершенствование графических навыков (чистописание). Необходимо добиваться, чтобы письмо детей было четким, аккуратным, понятным. Правильное написа­ние рукописных букв, усвоенное детьми в период обучения гра­моте, должно в дальнейшем закрепляться на всех уроках грамма­тики, правописания и развития речи.

Задача раздела «Грамматика, правописание и развитие речи» заключается в том, чтобы выработать у детей умение владеть устными и письменными формами речи, развивать интерес к род­ному языку.

В содержание программы по грамматике и правописанию вхо­дят разделы: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная

речь».

Формирование навыков чтения также является одной из важ­нейших задач начального обучения, так как чтение служит сред­ством обучения, воспитания и развития детей с нарушением зре­ния.

Основными задачами уроков чтения являются: обучение собственно чтению (сознательному, выразительному, беглому и правильному) вслух и про себя;

формирование простейших умений полноценно воспринимать на слух и в собственном чтении художественную и научно-попу­лярную, научно-познавательную литературу в эмоциональном, об­разном и логическом единстве;

нравственное и эстетическое воспитание детей на основе фор­мирования образных представлений, отношения к прочитанному; развитие интереса к книгам, к самостоятельному чтению и выбору книг;

соблюдение при чтении режима зрительной нагрузки. В младших классах дети с нарушением зрения изучают эле­менты композиции, знакомятся с сюжетом, составлением плана, пересказывают текст, выделяют простейшие последовательные и причинные связи, учатся ориентироваться в учебной книге, вы­являют свое отношение к событиям и поступкам героев.

Внеклассное чтение в УВК является составной частью обуче­ния чтению и развитию речи и имеет своей целью ознакомить детей с лучшими произведениями литературы. Следует учитывать разный возрастной уровень воспитанников, формировать интерес к книгам, к дальнейшему самостоятельному выбору и чтению книг. Чтение воспитателями вслух детям книг, доступных для вос­приятия и осмысления каждой возрастной группой детей, нахо­дящихся в УВК, позволит развить речь, интерес к чтению, обога­тить общее и умственное развитие детей с нарушением зрения. Начиная со 2-го класса дети переходят к самостоятельному чте­нию книг, предложенных учителем или воспитателем, в 3—4-м классах выбор книг может осуществлять сам ученик.

В программе выделены основные требования к знаниям и уме­ниям дошкольников и младших школьников. Они систематизиро­ваны и развиваются ступенчато, усложняясь от класса к классу. При этом учитываются психологические особенности и возмож­ности восприятия учебного материала детьми с нарушением зре­ния.

Наши рекомендации