Характеристика этапов урока
Технологическая карта урока.
Тема:И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце.
Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».
Класс: 5
Предмет: литература
Учитель: Дереглазова Анастасия Евгеньевна
Учебник: Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина. – Москва: Просвещение, 2010 г
Название раздела, темы:Русская литература XIXвека. И.А. Крылов. Басни.
Тема урока:«И. А. Крылов. Краткий рассказ о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Свинья под дубом».
Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока:Знакомство с краткой биографией И.А. Крылова, жанровыми признаками произведения на примере басни «Свинья под дубом», развитие навыков анализа басни как особого литературного жанра.
УУД
· Личностные: развитие познавательной активности учеников; повышение интереса к изучению литературного наследия классиков, формирование у детей доброты, уверенности в себе.
· Регулятивные: формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать; развивать навыки переноса знакомых знаний в новую ситуацию, организация действий самоконтроля.
· Познавательные: формирование умений отличать жанр басни от других жанров, выявление заложенных в произведении вневременных, нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение.
· Коммуникативные: умение выражать свои мысли в оценочном суждении, формирование навыка монологической речи и умения отвечать на поставленные вопросы.
Планируемые результаты:
· Личностные: ориентация в системе моральных норм и ценностей; выявление в басне заложенных вневременных ценностей и их принятие; формирование устойчивого познавательного интереса к изучению литературного наследия классиков.
· Метапредметные: развитие навыков само- и взаимоконтроля, способностей к формулированию собственного мнения и позиции по отношению к изучаемой проблеме, умение работать в группе; умение выделять существенное в тексте. Формирование умения критически мыслить, анализировать, оценивать прочитанное, формирование умения выражать свои мысли в оценочном суждении.
· Предметные:отработка навыков выразительного чтения, развитие навыков самостоятельной работы с текстом; владение литературоведческими терминами «сравнение», «олицетворение», «аллегория», «мораль».
Оборудование:компьютер, проектор, учебник, раздаточный материал.
Методы и приёмы работы:словесный, мотивации учебной деятельности, проблемный, фронтальной организации учащихся, познавательный, эвристический, работа в парне, исследовательский, словесного рисования, наглядный, частично-поисковый групповой, самоанализ.
Межпредметные связи: география, скульптура, архитектура, живопись.
Литература:Литература. 5 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч./ Автор-составитель: В. Я. Коровина.
Ресурсы сети Интернет:
1. Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе (http://www.prosv.ru/ebooks/Eremina_Uroki-liter_5kl_Kniga-uchit/3.html)
2. Коровина В. Я., Збарский И. С. Литература. 5 класс. Методические советы (http://www.prosv.ru/ebooks/Korovina_Literatura_5kl_Metod/2.html#3)
Этап урока | Методы обучения | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД | ||||
Этап 1. Мобилизирующий этап - организация начала урока | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | Психологический настрой детей на урок. -Сегодня замечательное утро! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность Обучающиеся достали «карту успеха», в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал | Л:внимание, уважение к окружающим; К:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Р:саморегуляция | ||||
Этап 2. Самоопределение обучающихся на основе антиципации | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | Проблемная ситуация: Сегодня мы совершим небольшую экскурсию в один из прекраснейших городов мира – Санкт-Петербург. Мы пройдем по его улицам и окажемся в Летнем саду. Прогулявшись по его аллейкам, подойдем к памятнику. Виртуальная экскурсия. | Рассказывают об имеющихся знаниях о Петербурге, памятниках. | П: выбор критериев для классификации материала; К:умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; Л:формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России. Р: целеполагание | ||||
Этап 3. Момент осознания обучающимися недостаточности имеющихся знаний - словарная работа. | Проблемный метод Метод фронтальной организации учащихся | Проблемный вопрос: Случайно ли мы оказались рядом с именно этим памятником? Опишем его. Для чего автор создал этот памятник? Кому установлен памятник? Опишите животных на барельефе памятника? Работа в качестве консультанта на уроке | Обучающиеся дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемые тему и цели урока. Составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. Отвечает ученик, которому было дано домашнее задание создать толковый словарик для работы класса на уроке.Барельеф, невежда, невежа, мораль, басня, аллегория | П: выбор критериев для классификации материала; К:планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; | ||||
Этап 4. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. - проверка домашнего задания | Словесный, познавательный, эвристический | Проверка заполнения маркировочной таблицы “ЗУХ”
|
Беседа по статье.
-Когда, где и в какой семье родился Крылов?
-Где и как он получил образование?
-Где и в связи с чем начал свою трудовую деятельность И. А. Крылов?
–Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой?
-Какие события в его жизни предшествовали этому?
-Каким был первый литературный опыт Крылова?
-Что такое басня? (Тема прошлого урока)
Что такое технологическая карта урока по ФГОС?
В контексте перехода российской системы школьного образования на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения, технологическая карта урока представляет собой современную форму технологической документации, целью которой является проектирование учебного процесса, планирование взаимодействия учителя и учеников. Технологическая карта урока – это представление урока в графической форме (в виде таблицы), которое позволяет структурировать занятие в соответствии с выбранными параметрами.Использование технологической карты урока как современной формы планирования в образовательном процессе позволяет учителю эффективно организовать свою деятельность, наладить эффективный учебный процесс, а также реализовать заложенные во ФГОС второго поколения принципы деятельностного подхода (умение учиться и активно использовать приобретенные навыки), т.е. помочь учащимся достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Помимо этого, составление технологической карты урока дает возможность существенно сократить время, затрачиваемое педагогом на подготовку к занятиям.
Отличия технологической карты и конспекта урока
Основное отличие технологической карты урока от плана-конспекта заключается в том, что последний зачастую лишь отражает ход занятия и не содержит в себе обоснования выбора использованных методов и форм обучения. Из-за наличия только содержательной стороны занятия в плане-конспекте проведение его системного педагогического анализа становится затруднительным. Использование же технологической карты урока позволяет на стадии подготовки к занятию детально проработать его стадии, провести многостороннюю оценку различных видов, методов и средств учебной деятельности для каждого этапа урока. Помимо системного подхода технологическая карта урока дает возможность провести его аспектный анализ. К примеру, такой анализ может включать в себя оценку степени реализации учителем целей занятия, использования способов стимуляции познавательной деятельности, осуществления учителем контроля и оценивания результатов учебной деятельности учащихся.
Структура технологической карты урока
В структуре технологической карты можно выделить три основные части:
- Целеполагание (что необходимо достичь). К данной части технологической карты относятся тема урока, цель урока, планируемый результат, направленность урока в контексте развития личности обучающегося.
- Инструментальная часть (средства, необходимые для достижения цели). Данная часть включает задачи урока, тип урока, комплекс учебно-методических средств.
- Организационно-деятельностная часть (планирование действий). К этой части, в первую очередь, относится план урока в форме таблицы-схемы.
Образец технологической карты урока
- Ф.И.О. учителя: _____________
- Класс: ________________ Дата: ______________Предмет___________________ № урока: ______________________
- Тема урока:_______________________
- Роль урока в изучаемой теме:_______
- Цель урока:________________________
Характеристика этапов урока
Этап урока | Время, мин | Цель | Содержание учебного материала | Методы и приемы работы | Форма организации занятия | Деятельность учителя | Деятельность учеников |