Критерии оценки качества семинарского занятия


1. Критерии оценки содержания семинарского занятия

·
соответствие тематическому плану и учебной программе курса;

·
качество пиана семинарского занятия (полный, детальный перегруженный и т.п.);

·
отчетливость постановки цели семинарского занятия;

·
обсуждение дискуссионных вопросов;

·
рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;

·
раскрытие органического единства теории и практики;

·
профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;

·
соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике, материал, изложенный частично, материал, изложенный полностью и т.п.);

·
реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.

^ 2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:

·
дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;

·
логическая последовательность построения семинара;

·
использование методов активизации мышления студентов;

·
использование приемов закрепления полученной информации;

·
использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;

·
использование технических средств обучения и наглядных пособий.

^ 3. Критерии оценки организации семинарских занятий:

·
соответствие семинарского занятия учебному расписанию;

·
соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия тематическому плану и учебной программе;

·
наличие плана семинарского занятия;

·
четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);

·
четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);

·
посещаемость семинара студентами;

·
дисциплина на семинарском занятии;

·
подготовка студентов к семинарскому занятию;

·
рациональность распределения времени на семинарском занятии;

·
наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;

·
соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);

·
наличие необходимых средств наглядности и технических средств материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;

·
мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;

·
побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний сделанных по ходу семинарского занятия;

·
микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;

·
подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;

·
согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов,

·
управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);

·
постановка задания к следующему семинарскому занятию.

^ 4. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

·
знание предмета;

·
убежденность;

·
стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);

·
характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.),

·
умение вызвать и поддержав дискуссию:

·
культура речи, дикция;

·
внешний вид;

·
отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);

·
отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).


^ 5. Критерии оценки результативности семинарских занятий:

·
степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);

·
степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе

·
семинарского занятия;

·
степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;

·
степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;

·
информационно-познавательная ценность семинарского занятия;

·
воспитательное воздействие семинарского занятия.


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ


1. Критерии оценки содержания практического занятия:

·
соответствие темы и содержания занятия тематическому плану курса, учебной программе,

·
четкость и ясность цели и задач занятия,

·
раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач,

·
целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса наличия учебников, учебных пособий и других источников,

·
точность и достоверность приведенной информации,

·
отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства, экономики и производства;

·
профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов;

·
согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов;

·
реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

^ 2. Критерии оценки методики проведения практического занятия:

§
дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения,

·
структурированность содержания занятия наличие вводной, основной и заключительной частей,

·
аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения,

·
ясность и четкость требований к результатам работы,

·
логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний,

·
демонстрация приемов выполнения заданий,

·
последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач,

·
использование приемов активизации внимания студентов

·
использование приемов закрепления информации в ходе занятия,

·
использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы,

·
обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами,

·
аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия,

·
соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность, и т.п.),

·
учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий,

·
рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов

^ 3. Критерии оценки организации практического занятия:

o
соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, тематическому плану курса, учебному расписанию,

o
четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т п ),

·
четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т п ),

·
посещаемость занятия студентами,

·
подготовленность студентов к занятию,

·
дисциплина во время занятия,

·
рациональное распределение времени на занятии,

·
наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ

·
наличие у каждого студента индивидуального рабочего места,

·
использование обратной связи со студентами,

·
наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов,

·
соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинета требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т п.);

·
технологичность занятия.

^ 4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе практического занятия:

·
осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения,

·
оказание помощи студентам в выполнении заданий;

·
использование приемов активизации внимания и деятельности студентов,

·
оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей,

·
дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий-, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.

^ 5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:

·
знание предмета, профессиональная компетентность,

·
убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;

·
эмоциональность, увлекательность изложения материала,

·
умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия,

·
способность устанавливать контакты со студентами,

·
уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т п

·
стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и тп).

·
стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т п );

·
органичность включения в самостоятельную работу студентов во время занятия,

·
внешний вид,

·
манера поведения, умение держаться перед аудиторией,

·
культура речи, дикция.

^ 6. Критерии оценки результативности практического занятия:

·
степень реализации цели и задач работы;

·
степень выполнения заданий работы,

·
степень соответствия результатов работы заданным требованиям,

·
степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков,

·
степень воспитательного воздействия на студентов,

·
информационно-познавательная ценность.


^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ


1. Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции

^ 2. Критерии оценки содержания лекции:

·
соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса,

·
научность, соответствие современному уровню развития науки,

·
точность используемой научной терминологии,

·
информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами, ^/

·
реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений,

·
реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей,

·
связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью,

·
соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику пересказывается учебник и т п )

^ 3. Критерии оценки методики чтения лекции:

·
дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала,

·
структурированность содержания лекции наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции,

·
акцентирование внимания аудитории на основных положениях и вы водах лекции,

·
рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного программного, контекстного деятельностного и др.),

·
логичность, доказательность и аргументированность изложения,

·
ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых,

·
соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами,.

·
использование методов активизации мышления студентов,

·
использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т л, подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции),

·
использование записей на доске, наглядных пособий,

·
использование раздаточного материала на лекции,

·
использование технических средств обучения

^ 4. Критерии оценки организации лекции:

·
соответствие лекции учебному расписанию,

·
четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т п),

·
четкость окончания лекции (конец .речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку),

·
посещаемость лекции студентами,

·
дисциплина на лекции,

·
рациональное распределение времени на лекции,

·
соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и

·
требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т п),

·
наличие необходимых средств наглядности и технических средств.

^ 5. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:

·
осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций,

·
оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т п),

·
просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции),

·
использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т п ),

·
разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее),

·
согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов

^ 6. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:

·
знание предмета,

·
убежденность,

·
эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная),

·
степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом),

·
культура речи,

·
речевые данные, дикция,

·
внешний вид;

·
манера поведения, умение держаться перед аудиторией;

·
контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);

·
отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т п );

·
отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п).

^ 7. Критерии оценки результативности лекции:

·
степень реализации плана лекции (полная, частичная);

·
степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;

·
информационно-познавательная ценность лекции,

·
воспитательное воздействие лекции.

Наши рекомендации