Критерии оценки качества семинарского занятия
1. Критерии оценки содержания семинарского занятия
·
соответствие тематическому плану и учебной программе курса;
·
качество пиана семинарского занятия (полный, детальный перегруженный и т.п.);
·
отчетливость постановки цели семинарского занятия;
·
обсуждение дискуссионных вопросов;
·
рассмотрение обсуждаемых вопросов с позиций современных достижений науки, техники, культуры и искусства;
·
раскрытие органического единства теории и практики;
·
профессиональная направленность семинарского занятия, связь обсуждаемого материала с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью;
·
соотношение семинарского занятия с содержанием учебника (рассматривается материал, которого нет в учебнике, материал, изложенный частично, материал, изложенный полностью и т.п.);
·
реализация в содержании семинарского занятия внутри и междисциплинарных связей.
^ 2. Критерии оценки методики проведения семинарского занятия:
·
дидактическая обоснованность и правильность выбора используемой формы проведения семинара;
·
логическая последовательность построения семинара;
·
использование методов активизации мышления студентов;
·
использование приемов закрепления полученной информации;
·
использование эффективных методов контроля за ходом и результатами выполнения студентами заданий семинарского занятия;
·
использование технических средств обучения и наглядных пособий.
^ 3. Критерии оценки организации семинарских занятий:
·
соответствие семинарского занятия учебному расписанию;
·
соответствие продолжительности (количества часов) семинарского занятия тематическому плану и учебной программе;
·
наличие плана семинарского занятия;
·
четкость начала семинарского занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию и т.п.);
·
четкость окончания семинара (завершение семинара, время окончания, соблюдение установленной продолжительности занятия семинара по отношению к звонку и т.п.);
·
посещаемость семинара студентами;
·
дисциплина на семинарском занятии;
·
подготовка студентов к семинарскому занятию;
·
рациональность распределения времени на семинарском занятии;
·
наличие необходимого количества сборников планов семинарских занятий и других учебных изданий, обеспечивающих самостоятельную работу студентов при подготовке к семинару;
·
соответствие аудитории, в которой проводится семинарское занятие, существующим нормам и требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т.п.);
·
наличие необходимых средств наглядности и технических средств материалов, отражающих результаты самостоятельной работы с литературой до семинара и в ходе его проведения;
·
мобилизация, организация и активизация деятельности студентов в ходе вступительного слова;
·
побуждение студентов к высказыванию, выступлению, анализ выступлений и замечаний сделанных по ходу семинарского занятия;
·
микровведение и микрозаключение до и после каждого вопроса семинара;
·
подведение итогов, корректировка недостатков, оценка работы студентов, советы по улучшению подготовки студентов, ответы на вопросы студентов в ходе заключительного слова;
·
согласование рассматриваемого на семинарском занятии материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов,
·
управление группой: способность устанавливать контакт со студентами (преподаватель взаимодействует со всеми студентами, опирается в работе на нескольких студентов, оставляя пассивными других, и т.п.);
·
постановка задания к следующему семинарскому занятию.
^ 4. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
·
знание предмета;
·
убежденность;
·
стиль проведения семинара (оживленный, с постановкой острых вопросов, возникающей дискуссией, монотонный, рутинный);
·
характер выступления преподавателя в ходе семинара (убедительность, неубедительность, конструктивность, степень обобщения материала и т.п.),
·
умение вызвать и поддержав дискуссию:
·
культура речи, дикция;
·
внешний вид;
·
отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т.п.);
·
отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п.).
^ 5. Критерии оценки результативности семинарских занятий:
·
степень реализации плана семинарского занятия (полная, частичная);
·
степень полноты и детальности рассмотрения основных вопросов в ходе
·
семинарского занятия;
·
степень реализации умений студентов рассуждать, дискутировать, убеждать, отстаивать свои взгляды;
·
степень сформированности у студентов приемов и методов самостоятельной работы с литературой;
·
информационно-познавательная ценность семинарского занятия;
·
воспитательное воздействие семинарского занятия.
^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
1. Критерии оценки содержания практического занятия:
·
соответствие темы и содержания занятия тематическому плану курса, учебной программе,
·
четкость и ясность цели и задач занятия,
·
раскрытие в ходе занятия органического единства теории и практики при решении конкретных задач,
·
целесообразность включения теоретического материала с позиций содержания лекционного курса наличия учебников, учебных пособий и других источников,
·
точность и достоверность приведенной информации,
·
отражение современного уровня развития науки и техники, культуры и искусства, экономики и производства;
·
профессиональная направленность занятия, связь с профилем подготовки студентов;
·
согласованность заданий с содержанием других форм аудиторной и самостоятельной работы студентов;
·
реализация внутрипредметных и межпредметных связей.
^ 2. Критерии оценки методики проведения практического занятия:
§
дидактическая обоснованность формы проведения занятия и использования соответствующих ей методов обучения,
·
структурированность содержания занятия наличие вводной, основной и заключительной частей,
·
аргументированность состава заданий работы и обоснование методики и последовательности их выполнения,
·
ясность и четкость требований к результатам работы,
·
логичность, доступность и убедительность изложения теоретических основ работы, методических указаний,
·
демонстрация приемов выполнения заданий,
·
последовательный перевод студентов от выполнения заданий под контролем преподавателя к самостоятельному решению задач,
·
использование приемов активизации внимания студентов
·
использование приемов закрепления информации в ходе занятия,
·
использование эффективных методов контроля хода и результатов выполнения заданий работы,
·
обеспечение возможности самоконтроля хода выполнения работы студентами,
·
аналитичность и дифференцированность подведения итогов работы в конце занятия,
·
соответствие объемов заданий регламенту занятия (недогруженность, перегруженность, и т.п.),
·
учет индивидуальных особенностей студентов и использование индивидуального подхода к студентам, к их возможностям восприятия и выполнения заданий,
·
рациональное сочетание методов коллективной и индивидуальной работы студентов
^ 3. Критерии оценки организации практического занятия:
o
соответствие темы и объема часов, отводимых на занятие, тематическому плану курса, учебному расписанию,
o
четкость начала занятия (задержка во времени, вход преподавателя в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т п ),
·
четкость окончания занятия (наличие заключения, подведение итогов, время окончания занятия, прощание со студентами и т п ),
·
посещаемость занятия студентами,
·
подготовленность студентов к занятию,
·
дисциплина во время занятия,
·
рациональное распределение времени на занятии,
·
наличие в необходимом количестве описаний лабораторных (практических) работ
·
наличие у каждого студента индивидуального рабочего места,
·
использование обратной связи со студентами,
·
наличие в необходимом количестве требуемых технических, наглядных и других обеспечивающих средств, комплектов учебных материалов,
·
соответствие учебной лаборатории, специализированного кабинета требованиям организации занятия (достаточность площади, оформление, эргономичность оборудования, наличие индивидуальных рабочих мест и т п.);
·
технологичность занятия.
^ 4. Критерии оценки руководства работой студентов в ходе практического занятия:
·
осуществление текущего контроля за выполнением заданий и подготовкой отчетов по результатам их выполнения,
·
оказание помощи студентам в выполнении заданий;
·
использование приемов активизации внимания и деятельности студентов,
·
оценка состояния выполнения заданий и оперативное принятие решений по устранению возникших у студентов трудностей,
·
дифференцированная оценка работы студентов по итогам выполнения заданий-, выдача рекомендаций по улучшению показателей работы студентов.
^ 5. Критерии оценки педагогических данных преподавателя:
·
знание предмета, профессиональная компетентность,
·
убежденность в целесообразности темы работы с позиций профессионального роста студента;
·
эмоциональность, увлекательность изложения материала,
·
умение мобилизовать внимание аудитории, вызвать интерес к выполнению заданий, создать творческую атмосферу занятия,
·
способность устанавливать контакты со студентами,
·
уровень взаимодействия со студентами (со всеми студентами, с несколькими студентами и т п
·
стиль отношения к студентам (внимательное, требовательное, равнодушное, неуважительное и тп).
·
стиль отношения студентов к преподавателю (уважительное, ироничное, равнодушное и т п );
·
органичность включения в самостоятельную работу студентов во время занятия,
·
внешний вид,
·
манера поведения, умение держаться перед аудиторией,
·
культура речи, дикция.
^ 6. Критерии оценки результативности практического занятия:
·
степень реализации цели и задач работы;
·
степень выполнения заданий работы,
·
степень соответствия результатов работы заданным требованиям,
·
степень сформированности у студентов необходимых умений и навыков,
·
степень воспитательного воздействия на студентов,
·
информационно-познавательная ценность.
^ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ЛЕКЦИИ
1. Анализ качества лекции предполагает оценку содержания, методики чтения, организации лекции, руководства работой студентов на лекции, лекторских данных преподавателя, результативности лекции
^ 2. Критерии оценки содержания лекции:
·
соответствие темы и содержания лекции тематическому плану и учебной программе курса,
·
научность, соответствие современному уровню развития науки,
·
точность используемой научной терминологии,
·
информативность, раскрытие основных понятий темы, сочетание теоретического материала с конкретными примерами, ^/
·
реализация принципа органической связи теории с практикой, раскрытие практического значения излагаемых теоретических положений,
·
реализация внутрипредметных и междисциплинарных связей,
·
связь с профилем подготовки студентов, их будущей специальностью,
·
соотношение содержания лекции с содержанием учебника (излагается материал, которого нет в учебнике, разъясняются особо сложные вопросы дается задание самостоятельно проработать часть материала по учебнику пересказывается учебник и т п )
^ 3. Критерии оценки методики чтения лекции:
·
дидактическая обоснованность используемого вида лекции и соответствующих ему форм и методов изложения материала,
·
структурированность содержания лекции наличие плана, списка рекомендуемой литературы, вводной, основной и заключительной части лекции,
·
акцентирование внимания аудитории на основных положениях и вы водах лекции,
·
рациональное сочетание методических приемов традиционной педагогики и новых методов обучения (проблемного программного, контекстного деятельностного и др.),
·
логичность, доказательность и аргументированность изложения,
·
ясность и доступность материала с учетом подготовленности обучаемых,
·
соответствие темпов изложения возможностям его восприятия и ведения записей студентами,.
·
использование методов активизации мышления студентов,
·
использование приемов закрепления информации (повторение, включение вопросов на проверку понимания, усвоения и т л, подведение итогов в конце рассмотрения каждого вопроса, в конце всей лекции),
·
использование записей на доске, наглядных пособий,
·
использование раздаточного материала на лекции,
·
использование технических средств обучения
^ 4. Критерии оценки организации лекции:
·
соответствие лекции учебному расписанию,
·
четкость начала лекции (задержка во времени, вход лектора в аудиторию, приветствие, удачность первых фраз и т п),
·
четкость окончания лекции (конец .речи, прощание со студентами, время окончания лекции по отношению к звонку),
·
посещаемость лекции студентами,
·
дисциплина на лекции,
·
рациональное распределение времени на лекции,
·
соответствие аудитории, в которой проводится лекция, современным нормам и
·
требованиям (достаточная вместимость, возможность использования технических средств, оформление и т п),
·
наличие необходимых средств наглядности и технических средств.
^ 5. Критерии оценки руководства работой студентов на лекции:
·
осуществление контроля за ведением студентами конспекта лекций,
·
оказание студентам помощи в ведении записи лекции (акцентирование изложения материала лекции, выделение голосом, интонацией, темпом речи наиболее важной информации, использование пауз для записи таблиц, вычерчивания схем и т п),
·
просмотр конспектов лекций студентов (до, во время, после лекции),
·
использование приемов поддержания внимания и снятия усталости студентов на лекции (риторические вопросы, шутки, исторические экскурсы, рассказы из жизни замечательных людей, из опыта научно-исследовательской, творческой работы преподавателя и т п ),
·
разрешение задавать вопросы лектору (в ходе лекции или после нее),
·
согласование сообщаемого на лекции материала с содержанием других видов аудиторной и самостоятельной работы студентов
^ 6. Критерии оценки лекторских данных преподавателя:
·
знание предмета,
·
убежденность,
·
эмоциональность, манера чтения (живая, увлекательная, монотонная, скучная),
·
степень использования опорных материалов при чтении лекции (обращение к конспекту или тексту лекций, свободное владение материалом),
·
культура речи,
·
речевые данные, дикция,
·
внешний вид;
·
манера поведения, умение держаться перед аудиторией;
·
контакт со студенческой аудиторией (хороший, недостаточный, отсутствует);
·
отношение преподавателя к студентам (внимательное, в меру требовательное, равнодушное и т п );
·
отношение студентов к преподавателю (уважительное, ироническое, равнодушное и т.п).
^ 7. Критерии оценки результативности лекции:
·
степень реализации плана лекции (полная, частичная);
·
степень полноты и точности рассмотрения основных вопросов, раскрытие темы лекции;
·
информационно-познавательная ценность лекции,
·
воспитательное воздействие лекции.