Законы Республики Беларусь
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 29 октября 1991 г. N 1202-XII
(в ред. от 14.06.2005 N 27-З)
ОБ ОБРАЗОВАНИИ
Статья 49. Социальная защита обучающихся и воспитанников
Государство в соответствии с законодательством Республики Беларусь о труде гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, лицам с особенностями психофизического развития, освоившим учебные программы в общеобразовательных учреждениях общего типа, а также лицам с особенностями психофизического развития, освоившим специальные учебные программы.
Обучающимся и воспитанникам, совмещающим производственную деятельность с получением образования в вечерней или заочной форме в учреждениях образования, предоставляются гарантии, установленные законодательством Республики Беларусь о труде.
Иногородние обучающиеся и воспитанники обеспечиваются местами в общежитиях и интернатах в порядке, устанавливаемом республиканскими органами государственного управления, а также временной пропиской.
Льготы на проезд в пассажирском транспорте предоставляются обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь.
Учащиеся сельских общеобразовательных учебно-воспитательных учреждений обеспечиваются бесплатными интернатами, общежитиями, бесплатным подвозом к месту учебы и обратно в порядке, определяемом местными исполнительными и распорядительными органами.
Обучающимся и воспитанникам, проявившим в процессе обучения выдающиеся способности, могут предоставляться специальные стипендии, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются законодательными актами Республики Беларусь.
Обучающиеся и воспитанники, образование которых финансируется за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, имеют право на:
государственную дотацию при найме жилья в случае необеспечения местами в общежитиях и интернатах;
льготные условия питания, медицинского обслуживания в порядке, устанавливаемом актами законодательства;
обеспечение стипендией в порядке, устанавливаемом Министерством образования Республики Беларусь;
иные льготы и материальную помощь, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.
В учреждениях образования содержание детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется на основе государственного обеспечения по нормам, определяемым Правительством Республики Беларусь.
Для лиц с общественно опасным поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие получение ими образования (общего базового, профессионально-технического), профессиональную подготовку, условия для самообразования, а также их медико-социальную реабилитацию.
С целью обеспечения социальной адаптации, оказания социально-педагогической, психологической и иной помощи детям, оказавшимся в экстремальных жизненных ситуациях, создаются социально-педагогические учреждения (социально-педагогические центры, детские социальные приюты и др.) и их подразделения.
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЫЯВЛЕНИЯ И УЧЕТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАЩИТЕ
ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОСТАВШИМИСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ
18. Первичная информация о социальном неблагополучии несовершеннолетнего передается юридическими или физическими лицами в учреждение образования, в котором воспитывается или обучается несовершеннолетний, либо в социально-педагогический центр, либо в управление (отдел) образования по месту жительства несовершеннолетнего.
19. Проверка достоверности поступившей информации проводится по поручению руководителя учреждения образования педагогами социальными, педагогами-психологами учреждений образования, в том числе социально-педагогических учреждений, с участием инспектора по делам несовершеннолетних.
20. Педагогические работники учреждения образования и специалисты управления (отдела) образования местного исполнительного и распорядительного органа (педагог социальный, педагог-психолог, педагоги, инспектор, методист, организатор и др.), инспектор по делам несовершеннолетних, медицинский работник на основании анализа положения несовершеннолетнего составляют индивидуальный план помощи несовершеннолетнему. Несовершеннолетний ставится на учет в учреждении образования.
21. О несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, юридические и физические лица информируют вышестоящие органы и органы опеки и попечительства (о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, - в течение суток).
22. Основанием для признания несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите являются документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения, акты обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего по форме согласно приложению 1, другая достоверная информация о социально опасном положении несовершеннолетнего.
23. Работа по устранению причин и условий, создающих социально опасное положение несовершеннолетнего, ведется в рамках утвержденного комиссией по делам несовершеннолетних местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного индивидуального плана защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего по форме согласно приложению 2.
24. Работа учреждений образования и иных организаций и учреждений с родителями может строиться на основе плана по защите прав несовершеннолетнего по форме согласно приложению 3.
25. При получении информации о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей, орган опеки и попечительства:
в течение трех суток со дня получения информации организует проверку достоверности поступившей информации об отсутствии попечения родителей (истребование и изучение соответствующих документов), проведение обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;
обеспечивает защиту прав и интересов несовершеннолетнего до решения вопроса о его устройстве, обеспечивает при необходимости его временное устройство.
26. Отсутствие попечения родителей подтверждается документами:
копиями свидетельств о смерти;
копиями решений суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав, признании их безвестно отсутствующими или недееспособными, объявлении умершими;
актом организации здравоохранения и органа внутренних дел об оставлении ребенка в организации здравоохранения, актом органа внутренних дел об обнаружении брошенного ребенка;
документами из органов внутренних дел о розыске родителей и иными документами, предусмотренными законодательством.
27. Комиссии по делам несовершеннолетних местных исполнительных и распорядительных органов в соответствии с Положением о порядке образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних признают несовершеннолетних нуждающимися в государственной защите и выносят эти решения на утверждение местного исполнительного комитета.
В случае необходимости комиссии по делам несовершеннолетних могут запрашивать дополнительные сведения, информацию у органов, учреждений и организаций системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Приложение 1
УТВЕРЖДАЮ
Директор ___________________
(инициалы,
____________________________
фамилия)
____________________________
(дата)
АКТ
обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего
1. Дата обследования ___________________________________________
2. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего __________________
3. Возраст, год рождения, место рождения _______________________
4. Адрес, телефон: _____________________________________________
(если прибыл откуда-то - указать постоянное
____
место жительства)
5. Сведения о родителях (имеет одного (обоих) из родителей,
место жительства родителей, возраст, занимаемая должность или
занятие, место работы, стаж работы, заработок, состоит ли в браке)
____
6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании
несовершеннолетнего ________________________________________________
7. Состав семьи (фамилия, имя, отчество, родственные отношения,
возраст, занятость и др.) __________________________________________
8. Сведения о несовершеннолетнем:
а) занятие (учреждение образования, группа (класс), не получает
общее базовое образование) _________________________________________
б) успеваемость _______________________________________________
в) занятость в свободное время ________________________________
г) режим дня и условия проживания несовершеннолетнего _________
д) кто осуществляет уход за несовершеннолетним ________________
е) состояние здоровья несовершеннолетнего (жалобы на состояние
здоровья, имеются ли отклонения в развитии, учет у врачей узкой
специальности и др.) _______________________________________________
ж) организация отдыха (каникулярное время, летнее) ____________
9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими
членами семьи ______________________________________________________
10. На несовершеннолетнего выплачивается пенсия _____________
пособие _______ алименты _______ получает заработную плату _________
11. Имеет имущество (да, нет) (при наличии имущества
составляется опись, при наличии денег указываются номера документов,
сумма, место хранения) _____________________________________________
12. Кто является нанимателем данного жилого помещения
(собственником либо членом организации граждан-застройщиков) _______
13. Проживают в данном жилом помещении ________________________
14. Размер и благоустройство жилья ____________________________
15. В какой помощи нуждается несовершеннолетний (семья)
(социальной, правовой, педагогической, психологической,
материальной) ______________________________________________________
16. Выводы и мотивированное заключение с указанием
целесообразной помощи несовершеннолетнему __________________________
_______________________ __________________
(должность, подпись) (И.О.Фамилия)
Приложение 2
УТВЕРЖДЕНО
Постановление
комиссии по делам
несовершеннолетних
"__" ________ N ____
Индивидуальный план защиты прав и законных интересов
несовершеннолетнего
Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего _________________________
Возраст, вид занятий _______________________________________________
Адрес места жительства: ____________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей или других законных представителей,
место работы _______________________________________________________
Основные показатели и характеристика социально опасного положения
несовершеннолетнего ________________________________________________
Вид помощи | Меро- приятия | Сроки реали- зации | Ответственный за оказание помощи (с указанием должности, места работы) | Результаты, выводы |
Социальная | ||||
Материальная | ||||
Педагогическая | ||||
Психологическая | ||||
Коррекционная | ||||
Медицинская | ||||
Правовая | ||||
Иной вид помощи |
Подписи ответственных: _____________
Приложение 3
ПЛАН
по защите прав несовершеннолетнего
Цель __________________________________________________________
Участники <*>:
1. Фамилия, имя, отчество родителей или других законных
представителей _____________________________________________________
____
2. Администрация учреждения образования в лице руководителя ___
____
3. Администрация социально-педагогического центра в лице
директора __________________________________________________________
4. ____________________________________________________________
и т.д.
Срок выполнения плана "__" ___________ ____ г.
Обязательства сторон:
1. Фамилия, имя, отчество (мать) обязуется: ___________________
2. Фамилия, имя, отчество (отец) обязуется: ___________________
3. Другие родственники: _______________________________________
____
4. Администрация учреждения образования обязуется: ____________
____
и т.д.
С содержанием ознакомлены и согласны: ___________ _________________
(подпись) (И.О.Фамилия)
Приложение 4
Карта персонифицированного учета
Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего | |
Дата постановки на учет | |
Дата и место рождения | |
Гражданство | |
Место жительства | |
Место учебы (работы) | |
Фамилии, имена, отчества, год рождения, гражданство, место жительства и (или) место пребывания, место работы родителей или других законных представителей | |
Причины и условия социально опасного положения несовершеннолетнего | |
Иная необходимая информация |
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 24 апреля 1992 г. N 1629-XII
(в ред. Закона Республики Беларусь от 09.07.1997 N 56-З)
ОБ ОБЩИХ НАЧАЛАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В
РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Статья 7. Особенности правового статуса молодежи в Республике Беларусь
Государство обеспечивает молодым гражданам специальные юридические и социально-экономические гарантии, компенсирующие обусловленные возрастом недостатки их социального статуса.
Не допускается возложение на молодых граждан каких бы то ни было дополнительных обязанностей, если иное не предусмотрено законодательством Республики Беларусь, по сравнению с обязанностями, установленными для остальных граждан.
Особой защитой государства пользуются несовершеннолетние.
Неполный объем дееспособности несовершеннолетних, а равно специальный порядок осуществления их прав может устанавливаться только законом и исключительно в интересах этих граждан.
Предусмотренные законом принудительные меры воспитательного характера применяются к несовершеннолетним гражданам только по решению суда.
Государственные органы и должностные лица, педагогические работники и работники социальных служб не могут использовать в отношении несовершеннолетних меры воздействия, основанные на публичном распространении сведений о совершенных несовершеннолетними деяниях, за исключением случаев, когда названные меры являются видом уголовного наказания или административного взыскания либо относятся к принудительным мерам воспитательного характера, применяемым по решению суда.
Статья 13. Социальные службы для молодежи
Для реализации государственной молодежной политики и обеспечения молодым гражданам гарантий, предусмотренных законодательством, могут создаваться социальные службы для молодежи, деятельность которых осуществляется под руководством государственного органа по делам молодежи и исполкомов местных Советов депутатов.
(часть 1 статьи 13 в ред. Закона Республики Беларусь от 09.07.1997 N 56-З)
(см. текст в предыдущей редакции)
Социальные службы для молодежи осуществляют следующие функции:
информирование молодых граждан об их правах и возможностях во всех сферах жизни;
консультирование несовершеннолетних, других молодых граждан и их родителей; психологическая, педагогическая, наркологическая и юридическая помощь;
социальная помощь молодой семье;
помощь молодым гражданам, оказавшимся в особо неблагоприятных условиях в силу неудовлетворительного состояния их здоровья, инвалидам, а также лицам, находящимся и окончившим пребывание в государственных детских учреждениях, и безнадзорным несовершеннолетним гражданам;
социальная работа в специальных учебно-воспитательных учреждениях для несовершеннолетних правонарушителей;
помощь в адаптации молодых граждан, освобожденных из мест лишения свободы и вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений;
иные функции по оказанию помощи и созданию условий для развития молодежи, предусмотренные законодательством Республики Беларусь.
К деятельности в системе социальных служб для молодежи допускаются лица, имеющие соответствующее образование и профессиональную подготовку либо прошедшие аттестацию в установленном порядке.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Октября 1994 г. N 3317-XII