Модуль 2.Педагогическая деятельность.
Уэ-1. Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики. Сущность педагогической деятельности. Характеристики и уровни педагогической деятельности. Основные виды педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Стили педагогической деятельности. Профессионально-значимые качества личности педагога, пути их развития и совершенствования. Педагогические способности. Самодиагностика педагогических способностей в профессиональной деятельности. Творчество в профессиональной деятельности педагога: диагностика творческих способностей.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития/ В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006.
2. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М. : AcademiA, 2007.
3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебное пособие – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
4. Дука Н.А. Введение в педагогическую деятельность : Учеб. пособие / Н.А. Дука. - Омск : Полиграфический центр, 2004
5. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность : Учеб. пособие / В.С. Кукушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д. : МарТ, 2005.
6. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007.
7. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность : практикум: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.
8. Сластенин В. А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений. — М.: Издательский центр "Академия", 2007.
Уэ-2. Профессиональная компетентность педагога. Профессиональное самопознание и саморазвитие.
Компетентностный подход в системе образования. Понятие профессиональной компетентности в деятельности учителя (сущность, структура, содержание, развитие компетентности). Профессиональная компетентность и педагогическое мастерство. Перспективы развития педагогических профессий в новых социально-экономических и информационных условиях. Самопрезентация профессиональной компетентности педагога.Профессиональное становление педагога. Личностное и профессиональное становление. Факторы профессионального становления. Этапы становления профессиональной деятельности педагога. Образовательно-профессиональный путь студента педагогического вуза.
Противоречия и кризисы профессионального становления. Понятие личностной профессиональной перспективы. Карьера педагога. Педагогический имидж.
Литература:
1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития/ В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006.
2. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М. : AcademiA, 2007.
3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебное пособие – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
4. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой - СПб.: Изд.РГПУ им.Герцена, 2004.
5. Михайлова Н.Н. Педагогика поддержки : Учеб. пособие для студ. и преподавателей высш. пед. учеб. заведений / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. - М. : МИРОС, 2002.
6. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007.
7. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность : практикум: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.
8. Педагогика: Большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. - Минск Современное слово, 2005.
9. Сенько Ю. В. Педагогика понимания : учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования / Ю. В. Сенько, М. Н. Фроловская. - М. : Дрофа, 2007.
10. Щуркова Н.Е. Практикум «Основы педагогической техники». – М, 2003.
УЭ-3. Правовые нормы реализации педагогической деятельности и образования.
Основные документы законодательства, регулирующие отношения в области образования (Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"). Конвенция ООН «О правах ребенка». Нормативно-правовое обеспечение развития системы российского образования. Закон «Об образовании». Принципы государственной политики в области образования. Правовой статус и назначение государственных образовательных стандартов в РФ. Образовательные учреждения (организации). Организационно-правовые формы образовательных учреждений (организаций). Педагогические работники образовательного учреждения (организации): основания и условия ведения педагогической деятельности; права, обязанности и ответственность педагогических работников образовательного учреждения (организации). Правовые основы частной педагогической деятельности. Аттестация учителя.
Нормативно-правовые акты:
- Конституция Российской Федерации, от 12.12.1993 г.
- Конвенция о правах ребенка.
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3226-1 «Об образовании»
4. Проект федерального закона «Об образовании в Российской федерации» редакции 01.12.2010г.
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
- Федеральный закон от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
- Указ Президента РФ от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
Литература:
1. Балыхин Г.А и др. Система образования в России: объекты и субъекты правоотношений, формы и методы гос. Регулирования. - М.: Изд-е Гос. Думы, 2009.
2. Буслов Е.В., Кудрявцев Ю.А., Сырых В.М., Шкатулла В.И. Правовое регулирование образовательной деятельности: Учебное пособие.- М., 2005.
3. Локальные акты, регламентирующие деятельность школы. Методическое пособие. / автор-составитель Огарков А.А. –М. : Педагогическое общество России, 2005
4. Шкатулла В.И. Образовательное право: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2010.
5. Барабанова Е.В. Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании / Е.В. Барабанова//«Право и образование» . - 2006. - № 3. - С. 22-26.
6. Козырин А.Н. Нормативно-правовое регулирование в России (в свете вхождения России в Болонский процесс) / А.Н. Козырин // Юридическое образование и наука. 2006. № 4.
7. Смолин, О.Н. Управление учреждением образования в контексте образовательной политики: правовой аспект / О. Н. Смолин // Право и образование. – 2006. – № 2. – С. 5-13.
8. Спасская, В.В. Современная система российского законодательства об образовании. - Право и образование. – 2006. – № 5. – С. 5-21.
УЭ-4. Основы просветительской деятельности.
Сущность, принципы и направления просветительской деятельности. Виды просветительских программ. Понятие базовой культуры личности. Культурно-просветительская деятельность – миссия педагога. Организация культурного пространства. Организация разносторонней, социально приемлемой культурно-досуговой деятельности детей и подростков. Популяризация педагогических знаний среди учащихся в вопросах самовоспитания. Субъектная позиция педагога в культурно-просветительской деятельности.
Литература:
1. О просветительской деятельности. Модельный закон. Приложение к постановлению МПК от 10.12.2000 № 11-14 Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
2. Закон о просветительской деятельности в Томской области от 25.09.2008
3. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность: теория и практика организации. -М.:Аспект Пресс, 2006.
4. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития/ В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006.
5. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М. : AcademiA, 2007.
6. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности.- М.: Профиздат, 2002.
7. Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах : учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.
8. Наумчик В.Н. Социально-культурная деятельность: словарь.- Минск, 2008.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2008.
УЭ-5. Система отечественного образования. Социальное партнерство в образовании.
Современная система образования в РФ, ее структура, основные характеристики. Основные направления обновления российского образования. Образовательные учреждения, их виды и типы. Особенности современного университетского образования. Характеристика системы образования Омского региона. Социальное партнерство. Основные характеристики и принципы социального партнерства. Социальное партнерство как средство повышения качества образования. Подходы к развитию социального партнерства в сфере образования.
Литература:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3226-1 «Об образовании»
2. Проект федерального закона «Об образовании в Российской федерации» редакции 01.12.2010г.
- Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»
- Авво, Б. В.Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Под ред. А. П. Тряпициной. – СПб. : Каро, 2005.
5. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М. : AcademiA, 2007.
- Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ : учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. - М.: Научная книга, 2009.
7. Михеев В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика. – М., 2001.
8. Педагогика: семья - школа - общество: монография. / Под ред. О. И. Кирикова. - Воронеж : ВГПУ, 2007.
9. Реморенко И. М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность // Новый город: образование для изменения качества жизни /
И. М. Реморенко. М.; СПб.: Югорск, 2003.
- Синицына Г.П., Михайлова В.Е.Образовательное партнерство учреждений общего и дополнительного образования// Дополнительное образование.-2005.-№7.-С.30-33.
УЭ-6. Основы профессиональной коммуникации педагога.
Сущность понятий «общение» и «коммуникация». Коммуникативная компетентность педагога. Интеркультурная коммуникация. Профессиональная коммуникация в сфере образования. Профессиональная Интернет-коммуникация. Сущность педагогического общения. Функции и средства общения. Стили общения и стили педагогического руководства. Технология педагогического общения. Культура взаимоотношений в сфере «педагог - учащиеся», «педагог - родители», «педагог – педагог».
Литература:
1. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М.: AcademiA, 2007.
2. Воробьева, Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования [Текст] / Н. А. Воробьева // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - март 2009, ART 1314 . - CПб., 2009г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1314.htm.
3. Дука Н.А. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / Н.А. Дука. - Омск : Полиграфический центр, 2004
4. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства / А.И. Каптерев. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004.
5. Колянов А.Ю. Коммуникативный подход к проблеме профессиональной деформации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bj.pu.ru/
6. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие / В.С. Кукушин. - 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д. : МарТ, 2005.
7. Матьяш О.И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование / О.И. Матьяш // Сибирь. Философия. Образование. - 2002. - 6. - С.37-47
8. Минкина В.А. Информационная культура и способность к рефлексии / В.А. Минкина // Высшее образование в России. - 1995. - 4. - С. 27–36.
9. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007.
10. Орлов А.А. Введение в педагогическую деятельность : практикум: учеб. пособие для студ. пед. вузов, обуч. по спец. "Педагогика и психология" / А. А. Орлов, А. С. Агафонова. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.
11. Окунев А.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика. – СПб., 2006.
12. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие / автор-сост. А. К. Быков. - М. : Сфера, 2006.
13. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - М. : AcademiA, 2005.
14. Тренинг педагогического общения : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / А. П. Панфилова. - М.: AcademiA, 2006.
15. Янкина Н. В. Формирование готовности студента университета к интеркультурной коммуникации: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. — 120.
Основные понятия (тезаурус)
Структура педагогической науки, методология и методы педагогической науки, категории педагогики (образование, обучение, воспитание), образовательная парадигма, педагогический ценности, педагогическая информация, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность, педагогическое творчество, профессиональное развитие и самоопределение педагога, карьера педагога, профессиональные педагогические роли, просветительская деятельность, базовая культура личности, культурно-просветительская программа, система образования, образовательные учреждения, социальное партнерство в образовании, педагогическое общение, интеркультурная коммуникация.
Организация самостоятельной работы студентов.
К заданиям для самостоятельной работы студентов по данному курсу относятся:
· работа с лекционным материалом и подготовка к семинарским занятиям;
· выполнение заданий для самостоятельной работы в соответствии с учебными элементами курса;
· написание эссе, аннотаций;
· подготовка и проведение микроисследования по изучению различных аспектов деятельности педагога;
· подготовка к участию в диалогических формах занятий (дискуссии, проблемные обсуждения, деловых играх и т.п.);
· работа со словарями и справочной литературой, учебными пособиями, журналами и педагогическими изданиями;
· работа с электронными базами данных, материалами сайтов, ресурсами, связанными с проблемами образования и педагогической науки.
Самостоятельная работа организуется в соответствии с технологической картой курса, методическими рекомендациями по выполнению заданий для самостоятельной работы, которые представлены в УМК по дисциплине «Педагогика».
№ Модуля, № УЭ | «Продукт» самостоятельной работы | Компетенции |
Модуль 1. Педагогическая наука УЭ-1. Педагогика как гуманитарная наука, ее структура и категориальный аппарат | Таблица Эссе | ОК-1 |
УЭ-2. Методология педагогической науки и деятельности | Когнитивная схема | ОК-1 |
УЭ-3. Организация и методы пед. исследований | Аналитическая справка | ОК-7 |
УЭ-4. Современная педагогическая информация и способы ее освоения | Таблица | ОК-1 |
Модуль 2 Пед.агогическая деятельность УЭ-1. Педагогическая деятельность, ее сущность и ценностные характеристики | Аннотация | ОПК-1 |
УЭ-2. Профессиональная компетентность педагога. Профессиональное самопознание и саморазвитие | Профессиональный кодекс | ОК-7 ОПК-1 |
УЭ-3. Правовые нормы реализации пед. деят-ти и образования | Лист самооценки | ОК-13 |
УЭ-4. Основы просветительской деятельности | Фрагмент беседы | ОПК-3 ПК-9 |
УЭ-5. Система отечественного образования. Социальное партнерство в образовании | Презентация проекта | ПК-11 |
УЭ-6. Основы проф. коммуникации (в т.ч. в поликульт. образов. среде) | Правила речевого поведения | ОПК-3 |
Учебно-методическое и информационное обеспечение курса
а) основная литература (по двум модулям):
1. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Под ред. А. С. Роботовой. - 4-е изд., перераб. - М.: AcademiA, 2007. (117 экз.)
2. Кукушин В.С. Введение в педагогическую деятельность. – М., 2005 (131 экз.), 2010 (1 экз.).
3. Никитина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика: Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по педагогич. спец. / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. - 3-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2007. (11 экз)
4. Орлов А.А., Агафонова А.С. Введение в педагогическую деятельность: Практикум. – М.: Академия, 2008 (25 экз.).
5. Педагогика: Учеб. пособие для студ. вузов / Под ред. П. И. Пидкасистого. - М. : Высшее образование, 2007. (60 экз.)
6. Подласый И.П. Педагогика: учебник / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп. - М. : Юрайт : Высшее образование, 2010. (51 экз.)
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для вузов. 3-е изд. – М., Академия, 2007 (101 экз.), 2008 (110 экз.).
б) дополнительная литература:
1. Конституция российской Федерации, от 12.12.1993 г.
2. Конвенция о правах ребенка
3. Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3226-1 «Об образовании»
4. Проект федерального закона «Об образовании в Российской федерации» редакции 01.12.2010г.
5. О просветительской деятельности. Модельный закон. Приложение к постановлению МПК от 10.12.2000 № 11-14 Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан.
6. Авво, Б. В.Социальное партнерство в условиях профильного обучения: учебно-методическое пособие для администрации и учителей общеобразовательных учреждений [Текст] / Под ред. А. П. Тряпициной. – СПб. : Каро, 2005.
7. Андреев В.И. Педагогика : учеб. курс для творческого саморазвития: Учеб. пособие для студ. вузов / В. И. Андреев. - 3-е изд. - Казань : Центр инновационных технологий, 2006.
8. Анисимов В.В. Общие основы педагогики : учеб. для студ. вузов, обучающихся по спец. Педагогика - Общие основы педагогики / В. В. Анисимов, О. Г. Грохольская, Н. Д. Никандров. - М. : Просвещение, 2006.
9. Асмолов А.Г., Кондаков А.М. Образование России: от «культуры полезности» - к «культуре достоинства» // Педагогика. – 2004, №7. С. 3-11.
10. Барабанова Е.В. Проблемы и перспективы развития законодательства об образовании / Е.В. Барабанова//«Право и образование» . - 2006. - № 3. - С. 22-26.
11. Бордовская Н.В. Педагогика. – СП., 2008 (30 экз.).
- Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Социальная педагогика" ; "Педагогика" / Н.М.Борытко; под ред. В.А.Сластенина, И.А.Колесниковой. - 2-е изд., стер. - М. : AcademiA, 2008.
- Борытко Н.М. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учебное пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология", "Социальная педагогика", "Педагогика" / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - М.: AcademiA, 2008. - 320с. (экз.37).
- Борытко Н.М. Педагогика: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. – М.: AcademiA, 2009 (экз.9).
15. Волынкин В.И. Педагогика в схемах: учебное пособие – Ростов-н/Д: Феникс, 2007.
16. Воробьева, Н. А. Структура профессиональной коммуникации в сфере образования [Текст] / Н. А. Воробьева // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. - март 2009, ART 1314 . - CПб., 2009г. - URL: http://www.emissia.org/offline/2009/1314.htm
17. Голованова Н.Ф. Общая педагогика : учеб. пособие для вузов / Н. Ф. Голованова. - СПб.: Речь, 2005.
18. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : Учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. "Педагогика и психология" / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 5-е изд., испр. - М. : AcademiA, 2008.
- Коджаспирова Г.М. Педагогика в схемах, таблицах и опорных конспектах: учебное пособие / Г. М. Коджаспирова. - 3-е изд. - М. : АЙРИС ПРЕСС, 2008.
20. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005.
21. Колянов А.Ю. Коммуникативный подход к проблеме профессиональной деформации. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bj.pu.ru/
22. Компетентностный подход в педагогическом образовании: Коллективная монография/ Под ред. проф. В.А.Козырева и проф. Н.Ф.Радионовой - СПб.: Изд.РГПУ им.Герцена, 2004.
- Коржуев А.В. Научное исследование по педагогике : теория, методология, практика / А. В. Коржуев, В. А. Попков. - : Академический проект ; М. : Трикста, 2008.
- Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: перспективы общественно-активных школ [Текст]: учеб. пособие / Г. Б. Корнетов. - М. : Научная книга, 2009.
- Краевский В.В. Методология педагогики: Новый этап: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по педагогическим спец. / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. - 2-е изд., стер. - М: AcademiA, 2008.
- Краевский В.В. Общие основы педагогики: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. "Педагогика" / В. В. Краевский. - 4-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2008.
27. Куницкая Ю.И. Философско-теоретические основания изучения педагогического профессионализма // Педагогика. - 2004, №6, С. 21-26.
28. Михеев В.А. Основы социального партнёрства: теория и политика. – М., 2001.
29. Наумчик В.Н. Социально-культурная деятельность: словарь.- Минск, 2008.
30. Окунев А.А. Речевое взаимодействие учителя и ученика. – СПб., 2006.
31. Педагогика : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по пед. специальностям / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; ред. Н. М. Борытко. - М. : AcademiA, 2009.
32. Педагогика: Большая современная энциклопедия / авт.-сост. Е. С. Рапацевич. - Минск Современное слово, 2005.
33. Педагогика: теории, системы, технологии. – М., 2008 (25 экз.).
34. Педагогика: Учеб. для студ. вузов, обучающихся по пед. спец. / Г.М. Коджаспирова. - М. : Гардарики, 2007.
35. Педагогика: Учеб. Для студ. Пед. учеб.заведений /Под ред. П.И. Пидкасистого. –М., 2007 (60 экз.), 2008 (32 экз.), 2009 (4 экз.).
36. Петрусевич А.А. Диагностика в педагогическом исследовании : монография / А. А. Петрусевич, Н. К. Голубев ; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск : Изд-во ОмГПУ, 2009.
37. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие / автор-сост. А. К. Быков. - М. : Сфера, 2006.
38. Психолого-педагогический практикум : учеб. пособие для студ. вузов / под ред. В. А. Сластенина. - М. : AcademiA, 2005.
39. Спасская, В.В. Современная система российского законодательства об образовании. - Право и образование. – 2006. – № 5. – С. 5-21.
- Столяренко А.М. Общая педагогика : учеб. пособие для студ. вузов / А. М. Столяренко. - М.: ЮНИТИ, 2006. – 479 с. (экз.1).
41. Щуркова Н.Е. Практикум «Основы педагогической техники». – М, 2003.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
Федеральные образовательные порталы и сайты:
1. Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. http://www.mon.gov.ru
2. Федеральные государственные образовательные стандарты. standart.edu.ru
3. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР). http://fcior.edu.ru/
4. Федеральный образовательный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании». http://www.ict.edu.ru/
Российские и региональные образовательные порталы и сетевые сообщества:
1. Всероссийский интернет-педсовет. http://pedsovet.org/
2. Инновационная образовательная сеть «Эврика». http://www.eurekanet.ru
3. Образовательное сетевое сообщество – «Сеть творческих учителей. http://www.it-n.ru/
4. Открытый класс. Социальная сеть педагогов. Сетевые профессиональные сообщества. http://www.openclass.ru
5. Профильное обучение в старшей школе. http://www.profile-edu.ru/
6. Российский общеобразовательный портал. www. school.edu
7. Сетевые исследовательские лаборатории «Школа для всех». http://www.setilab.ru .
8. Сообщество учителей «Образовательная Галактика Intel». http://edugalaxy.intel.ru/index.php
9. Омский Образовательный портал. http://www.omsk.edu.ru/_metodics/kadri/.