Модуль 2. Педагогическая деятельность

Тема 2.1.Сущность педагогической деятельности, ее происхождение.

Педагогическая деятельность в системе других видов деятельности. Содержание педагогической деятельности: образование и развитие детей.

Особенности педагогической деятельности, ее субъект-субъектный характер. Значение педагогической деятельности для общества и человека.

Происхождение педагогической деятельности, этапы ее исторического развития. Социокультурная ценность педагогической деятельности. Ценностные характеристики педагогической деятельности: отношение к детству, к творчеству, к гуманитарной культуре, к философско-мировоззренческому смыслу целей образования и др.

Нравственная мотивация педагогической деятельности.

Гуманистическая природа педагогической деятельности. Понятие о гуманизме, его философских, социальных и психолого-педагогических основаниях. Развитие гуманистических взглядов в истории педагогики. Гуманистическая парадигма в образовании, ее обусловленность необходимостью воспитания нового человека.

Педагогические основы различных видов профессиональной деятельности, необходимость педагогических знаний и умений в профессиях врача, художника, тренера, ученого и др. Непрофессиональная педагогическая деятельность.

Семейное воспитание и педагогическая деятельность. Требования к родителям как к воспитателям.

Тема 2.2. Педагогическая деятельность как профессия.

Профессия и специальность. Понятие о профессии, специальности и квалификации. Классификация профессий по предмету труда, по цели труда, по орудию труда, по условиям труда, по характеру труда, по уровню квалификации, по отрасли хозяйства. Классификация профессий Е.А.Климова, К.К.Платонова. Диагностика исходного уровня знаний о профессии педагога.

Признаки профессиональной педагогической деятельности. Общая характеристика требований к педагогам, их социальная обусловленность. Педагогическая направленность как основной компонент профессионально-педагогической пригодности, ее признаки.

Проблемы профессии педагога. Противоречия, вызывающие эти проблемы.

Тема 2.3. Общение как основа педагогической деятельности

Сущность педагогического общения. Функции и средства общения. Понятие об общении как социальной и профессиональной категории. Актуальность проблемы педагогического общения.

Специфика педагогического общения. Личностный характер педагогического общения. Функции общения: коммуникативная, перцептивная и интерактивная; их реализация. Средства общения :вербальные и невербальные. Роль невербальных средств в общении с детьми дошкольного возраста. Техника педагогического общения (дистанция, позиция, пространство общения).

Стили общения и руководства. Понятие о стиле общения. Зависимость стиля общения от индивидуально-психологических особенностей педагога, его компетентности, коммуникативных способностей. Классификация стилей общения, их характеристика. Формирование стиля общения.

Тема 2.4. Педагогические работники

Понятие о педагогических работниках. Классификатор педагогических работников.

Специфика труда педагогических работников. Нормативы и оплата труда педагогических работников.

Требования к уровню квалификации педагогов. Аттестация педагогических кадров как условие дифференциации оплаты их труда. Льготы, предоставляемые педагогическим работникам.

Должностные инструкции воспитателей и других педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Тема 2.5. Профессиональная компетентность педагога

Профессиографический метод изучения деятельности и личности педагога, история его становления в отечественной психологии и педагогике.

Понятие о профессиограмме как модели, представляющей качества личности, знания, умения и навыки для выполнения педагогических функций. Виды профессиограмм. Структура префессиограммы. Профессиограмма воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Понятие о профессиональной компетентности. Структура профессиональной компетентности. Основные направления исследований вопроса педагогической компетентности в психолого-педагогической науке (А.К.Маркова, В.А.Сластенин, Э.Ф.Зеер, Я.Л.Коломинский, С.Г.Молчанов). Взаимосвязь понятий педагогической компетентности, педагогического мастерства, педагогической культуры. Методы изучения профессиональной компетентности.

Наши рекомендации