Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема

Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с аномальными детьми, процесс определения ее основополагающих компонентов и ведущих направлений деятельности, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса





являются предметом изучения научных отраслей специальной психологии и педагогики, объектом пристального внимания де­фектологической науки. Вместе с тем с активизацией психолого-педагогических исследований различных категорий детей, выяв­лением у них дефектов и психофизиологических отклонений как в норме, так и в патологии, увеличением контингента детей в обще­образовательной школе, требующих особого педагогического внимания и специального педагогического воздействия, возраста­ет необходимость более целенаправленного подхода к разработке сути коррекционно-педагогической деятельности и определению ее этиологии.

В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционно-педагогиче­ской деятельности, не ведется пока целостного изучения взаимо­связи между коррекционной деятельностью и единым педагогиче­ским процессом. Поэтому, чтобы выяснить сущность и природу коррекционно-педагогической деятельности с детьми с отклоне­ниями в развитии и поведении, следует обратиться к педагогиче­ской практике специальных (вспомогательных) образовательных учреждений, научным исследованиям в области дефектологии, специальной психологии и педагогики.

В Педагогической энциклопедии понятие коррекция определя­ется как исправление (частичное или полное) недостатков психи­ческого и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы педагогических приемов и мероприятий. При­чем коррекция рассматривается как педагогическое воздействие (подчеркнуто нами. - Авторы), которое не сводится к трениро­вочным упражнениям, направленным на исправление (ликвида­цию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом.

В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как система специальных педагогических меро­приятий, направленных на преодоление или ослабление недостат­ков развития аномальных детей, сориентированных на исправле-•ние не только отдельных нарушений, но и на формирование лич­ности всех категорий аномальных детей.

В учебниках и учебных пособиях по специальной педагогике и различным отраслям дефектологических знаний разнообразные виды коррекционной деятельности (развивающей, обучающей, воспитывающей) рассматриваются как процесс, как система мер, направленных на исправление или ослабление отклонений в пси­хическом и физическом развитии аномального ребенка (В.В.Во-ронкова, И.Г.Еременко, С.Д.Забрамная, В.А.Лапшин, Б.П.Пуза­нов и др.).

Решая важную социальную задачу приближения развития ано­мальных детей к уровню нормальных школьников, дефектологи видят в коррекционной процессе главную цель - устранение или уменьшение рассогласования между установленной (нормальной) и реальной (имеющей отклонения) их деятельностью. Поэтому важным в коррекции являются правильный учет величины и ха­рактера рассогласования и оперативное исправление этого несо­ответствия между нормой и отклонением. Коррекция рассматри-1 вается как путь или способ преодоления и ослабления психофизи­ческих недостатков через формирование соответствующих жиз| ненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного про{ I цесса или различных видов деятельности учащихся (учебной, тру-' I довой, игровой и др.).

Представители специальной (коррекционной) педагогики при-, ходят к выводу, что не существует отдельной программы коррек­ционной работы, что она проводится на том учебном материале, который является содержанием того или иного предмета, т.^сле-дует говорить о коррекционной направленности образовательно­го процесса. В то же время при характеристике коррекционной работы, при исправлении индивидуальных недостатков развития или поведения речь может идти о специальных педагогических приемах, перестройке отдельных функций организма, формиро­вании определенных личностных качеств.

Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность -это сложное психофизиологическое и социально-педагогическое яв­ление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, вос­питание и развитие), выступающий как единая педагогическая сис­тема, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, \ ее целевой, содержательный, операцирнно-деятельностный и оце­ночно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагности-ко-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно-профилактической существует и воспитательно-коррекционная, и коррекционно-обучающая, и психокоррекционная деятельность и др. Исходя из существующего положения и трактовки коррекци- , онной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагоги­ческой процессе как едином образовательном процессе, в кото­рый входят обучение, воспитание и развитие.

В работах по дефектологии и специальной педагогике коррек­цию чаще всего связывают с развитием ребенка, поскольку она прежде всего нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда речь идет о коррекционно-педагогической работе, то ее невозможно оторвать от образова­тельного процесса, включающего в себя обучение, воспитание и развитие. Поэтому коррекционное развитие как специально орга-





Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема - student2.ru низуемый и направляемый процесс не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания. Поскольку развитие учащихся осуществляется в ходе обучения и в процессе воспита­ния, то, естественно, и коррекционное воздействие будет присут­ствовать в этой деятельности.

Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность кор-рекционной деятельности и ее профилактическую направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С.А.Бад-маев, Г.В.Бурменская, О.А.Карабанова, А.Г.Лидерс, А.С.Спива-ковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологиче­ских новообразований, которые определяются как психологиче­ские факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой.

| В качестве рабочего определения с педагогической точки (зрения мы бы предложили следующий вариант определения коррекционно-педагогическои деятельности: как планируемый и особым образом организуемый педагогический процесс, реализуе­мый с группами подростков, имеющих незначительные отклонения в развитии и девиации в поведении, и направленный на исправление \и реконструкцию индивидуальных качеств личности и недостат-I ков поведения, создание необходимых условий для ее формирования , и развития, способствующий полноценной интеграции подростков в социум.

Мы исходим из того, что коррекционно-педагогическая дея­тельность - составная и неотъемлемая часть педагогического про­цесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия педагогов и воспитанников, нацеленного на решение развивающих и-образо-вательных задач (В.А.Сластенин). Тем более что при коррекции девиаций в поведении и отклонений в развитии важно учитывать то, что взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет присвоение воспитанниками опыта, нако­пленного обществом (как стратегическая задача), и освоение по­ложительных нравственных норм и правил, культуры поведения школьника (тактическая задача).

Особо, на наш взгляд, необходимо отметить еще и то, что взаи­модействие педагогов и воспитанников на содержательной ос­нове с использованием разнообразных средств есть существенная характеристика педагогического процесса, протекающего в лю­бой педагогической системе, в том числе и коррекционно-педа­гогическои.

Педагогическая деятельность (в том числе и коррекционно-педагогическая) в рамках любой педагогической системы может быть представлена как взаимосвязанная последовательность ре­шения бесчисленного множества задач разного уровня сложности, а воспитанники, в свою очередь, включены в их решение, так как они взаимодействуют с педагогами. С этой точки зрения единицей коррекционно-педагогического процесса целесообразно опреде­лить материализованную педагогическую задачу как воспита-| тельную ситуацию, характеризующуюся взаимодействием педаго-\ гов и воспитанников с определенной целью (коррекция отклоне­ний в развитии и поведении подростков).

Педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рас­смотреть коррекционную деятельность в строгой логике и после­довательности:

- анализ ситуации и постановка педагогической задачи;

- проектирование вариантов решения и выбор оптимального из них для данных условий;

- осуществление плана решения задач на практике, вкдючаю-щего организацию взаимодействия, регулирование и коррегиро-вание течения педагогического процесса;

- анализ результатов решения.

Целесообразность и необходимость проведения коррекционно-педагогическои работы в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешним социально-педагогическим обстоятельством, изменением социальных обстоятельств, сменой ценностей и моральных требований, так и особенностями внутрен­них психических процессов, происходящих в духовном мире подро­стков, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму. Кроме того, как отмечают исследователи,, целесообразность коррекцион­ного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополу­чия в развитии подрастающего поколения, основные из которых:

-нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок -взрослый» и «ребенок - сверстник», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм обучения;

- низкий уровень достижений, значительно расходящийся с по­тенциальными возможностями ребенка;

- поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований;

- переживание ребенком состояния эмоционального неблаго­получия, эмоциональный стресс и депрессия;

- наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций;

- аномальные кризисы развития, которые в отличие от нор­мативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя





формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу и др.

Если рассматривать отклонение в поведении ребенка как не выходящее за пределы «низкой нормы» и не обусловленное орга­ническим поражением центральной нервной системы, т.е. как от­клонение в развитии неорганической этиологии, тогда, по утвер­ждению Л.С.Выготского, ведущим в определении цели коррекци-онной работы является предупреждение развития вторичных де­фектов по сравнению с задачами исправления уже образовавших­ся первичных дефектов. Под вторичным дефектом он понимал нарушение развития социокультурных высших психических функ­ций. То есть говоря о возможностях коррекционной помощи, не­обходимо иметь в виду не столько тяжесть самого органического поражения, сколько возможности социальной компенсации этого первичного дефекта за счет развития высших функций.

Одним словом, основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы должно стать обеспечение усло­вий для формирования высших форм психической деятельности в соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций). Следовательно, коррекционно-педагогическая работа, как отме­чалось выше, должна строиться не как совокупность отдельных упражнений, не как простая тренировка западающих умений и навыков, а как целостная осмысленная деятельность ребенка, ор­ганически вписывающаяся в систему его повседневной жизнедея­тельности и систему его социальных отношений.

Следует согласиться с утверждением отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин), что цель коррекци­онной работы должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного про­цесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации.

При формулировке коррекционно-педагогических целей необ­ходимо иметь в виду, что:

- цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме;

- цели коррекции должны быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы;

- цели коррекции должны быть привлекательны и оптимистич­ны, вызывать желание и стремление у подростка их достигнуть;

- наконец, они должны учитывать индивидуальные и психологи­ческие возможности ребенка, коррелировать с существующими со­циально-педагогическими условиями и микросоциумом подростка.

Наши рекомендации