Инструкция по работе с учебно-методическим пособием. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей

ПСИХОЛОГИЯ И педагогика

Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей

высшего профессионального образования

Краснодар

УДК 159.9 + 37.01

Составители:

канд. пед. наук, доц. С.В. Кабанова,

канд. пед. наук Л.А. Корнилова

Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2005. – 61 с.

В учебно-методическом пособии изложены программа курса, варианты контрольных заданий, вопросы к зачету (или экзамену), рекомендуемая литература, приведены требования к оформлению контрольных работ.

Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета

Рецензенты: доктор философских наук., профессор П.М. Хакуз;

канд. психол. наук, профессор О.Б. Головацкая.

© КубГТУ, 2005

Содержание

Введение....................................................................................................... 4

1 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием ………………..4

2 Программа дисциплины …………………………………………………….5

3 Темы практических (семинарских) занятий……………………………….13

4 Контрольные работы………………………………………………………..13

5 Содержание и оформление контрольных работ ……………………….....14

5.1 Требования к содержанию контрольных работ…………………………14

5.2 Требования к оформлению контрольных работ………………………...14

6 Задания для выполнения контрольных работ……….……………………15

7 Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)……………………………58

8 Список рекомендуемой литературы………………………………………59

9 Приложение А. Тексты лекций

Введение

К современному выпускнику высшей школы предъявляются высокие требования прежде как к высококвалифицированному специалисту.

Психология и педагогика – область знания, изучающая закономерности формирования психики, ее функции в регулировании поведения человека, а также социализации личности, что позволяет рассматривать изучение психологии и педагогики как важное звено гуманитарной подготовки студентов технологического университета.

Психология и педагогика, как учебный предмет, имеет целью познакомить студентов с основами данных наук, помочь им разобраться в своей собственной психической деятельности: понимать мотивы своих и чужих поступков, научиться регулировать свои эмоциональные состояния, избавляться от комплексов, выходить из стрессов и депрессий; активизировать познавательную деятельность: развивать внимание, память, мышление, воображение.

Инструкция по работе с учебно-методическим пособием

Учебно-методическое пособие включает теоретический и практический материал.

В разделе «Программа дисциплины» приведено содержание дисциплины по темам, указано содержание курса, которое необходимо знать в пределах каждой темы. Здесь же приводятся вопросы и задания для самопроверки усвоения каждой темы, литература из списка рекомендуемой литературы.

При изучении каждой темы рекомендуется использование текстов лекций. В основу текстов лекций положены труды известных отечественных и зарубежных психологов и педагогов, список трудов которых прилагается.

Ознакомившись с текстом лекций и литературой по каждой теме, ответьте на вопросы для самоконтроля и выполните задания для самостоятельной работы, позволяющие применить усвоенные знания на практике.

Познакомьтесь с тематикой практических занятий и подготовьтесь к ним, используя тексты лекций и рекомендованную литературу.

Ознакомьтесь с тематикой контрольных работ и требованиями к их выполнению.

Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре шифра вашей зачётной книжки. В том случае, если последняя цифра вышей зачетной книжки 0, то вы выбираете контрольную работу № 10.

В разделе «Темы практических занятий» приводятся темы практических занятий, которые будут проводиться в период лабораторно-экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки к ним.

Программа дисциплины

Тема 1. Предмет психологии. Методы научно-психологических

исследований

Рассмотрите определение психологии как науки и предмет психологии. Обратите внимание на специфику предмета психологии.

Рассмотрите основные этапы развития психологии, становление ее предмета: донаучная психология, рождение научной психологии, современная психология. Основные научные школы и направления современной психологической науки.

Рассмотрите отрасли психологической науки и роль психологии в организации профессиональной деятельности.

Познакомьтесь с методами научно-психологических исследований, их классификацией, обратите особое внимание на практические методы исследований, которые вы будете использовать при выполнении контрольной работы.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является предметом современной психологии?

2. Какие этапы становления психологической науки выделяют?

3. Почему психология на каждом этапе своего развития имела свой предмет исследования?

4. В чем заключалось своеобразие взглядов на психические явления в глубокой древности?

5. Каковы основные представления древнегреческих философов о душе?

6. Кто был основателем научной психологии? Докажите.

7. Каков предмет психологии с точки зрения классического бихевиоризма? В чем заключается сущность теории этого направления?

8. Каковы основные направления развития отечественной психологии?

9. Какой был первый метод научных исследований в психологии, какими методами пользовалась донаучная психология?

10. Какими методами научно-психологических исследований пользуются современные психологи? Каковы возможности этих методов?

11. Какие основные психологические школы появились на рубеже третьего и четвертого этапов развития психологии? Каковы основные их характеристики?

Наши рекомендации