Инструкция по работе с учебно-методическим пособием. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей
ПСИХОЛОГИЯ И педагогика
Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей
высшего профессионального образования
Краснодар
УДК 159.9 + 37.01
Составители:
канд. пед. наук, доц. С.В. Кабанова,
канд. пед. наук Л.А. Корнилова
Психология и педагогика. Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ для студентов-заочников всех специальностей высшего профессионального образования. – Краснодар: Изд-во КубГТУ, 2005. – 61 с.
В учебно-методическом пособии изложены программа курса, варианты контрольных заданий, вопросы к зачету (или экзамену), рекомендуемая литература, приведены требования к оформлению контрольных работ.
Печатается по решению методического совета Кубанского государственного технологического университета
Рецензенты: доктор философских наук., профессор П.М. Хакуз;
канд. психол. наук, профессор О.Б. Головацкая.
© КубГТУ, 2005
Содержание
Введение....................................................................................................... 4
1 Инструкция по работе с учебно-методическим пособием ………………..4
2 Программа дисциплины …………………………………………………….5
3 Темы практических (семинарских) занятий……………………………….13
4 Контрольные работы………………………………………………………..13
5 Содержание и оформление контрольных работ ……………………….....14
5.1 Требования к содержанию контрольных работ…………………………14
5.2 Требования к оформлению контрольных работ………………………...14
6 Задания для выполнения контрольных работ……….……………………15
7 Вопросы для подготовки к экзамену (зачету)……………………………58
8 Список рекомендуемой литературы………………………………………59
9 Приложение А. Тексты лекций
Введение
К современному выпускнику высшей школы предъявляются высокие требования прежде как к высококвалифицированному специалисту.
Психология и педагогика – область знания, изучающая закономерности формирования психики, ее функции в регулировании поведения человека, а также социализации личности, что позволяет рассматривать изучение психологии и педагогики как важное звено гуманитарной подготовки студентов технологического университета.
Психология и педагогика, как учебный предмет, имеет целью познакомить студентов с основами данных наук, помочь им разобраться в своей собственной психической деятельности: понимать мотивы своих и чужих поступков, научиться регулировать свои эмоциональные состояния, избавляться от комплексов, выходить из стрессов и депрессий; активизировать познавательную деятельность: развивать внимание, память, мышление, воображение.
Инструкция по работе с учебно-методическим пособием
Учебно-методическое пособие включает теоретический и практический материал.
В разделе «Программа дисциплины» приведено содержание дисциплины по темам, указано содержание курса, которое необходимо знать в пределах каждой темы. Здесь же приводятся вопросы и задания для самопроверки усвоения каждой темы, литература из списка рекомендуемой литературы.
При изучении каждой темы рекомендуется использование текстов лекций. В основу текстов лекций положены труды известных отечественных и зарубежных психологов и педагогов, список трудов которых прилагается.
Ознакомившись с текстом лекций и литературой по каждой теме, ответьте на вопросы для самоконтроля и выполните задания для самостоятельной работы, позволяющие применить усвоенные знания на практике.
Познакомьтесь с тематикой практических занятий и подготовьтесь к ним, используя тексты лекций и рекомендованную литературу.
Ознакомьтесь с тематикой контрольных работ и требованиями к их выполнению.
Вариант контрольной работы выбирается по последней цифре шифра вашей зачётной книжки. В том случае, если последняя цифра вышей зачетной книжки 0, то вы выбираете контрольную работу № 10.
В разделе «Темы практических занятий» приводятся темы практических занятий, которые будут проводиться в период лабораторно-экзаменационной сессии, и указывается литература для подготовки к ним.
Программа дисциплины
Тема 1. Предмет психологии. Методы научно-психологических
исследований
Рассмотрите определение психологии как науки и предмет психологии. Обратите внимание на специфику предмета психологии.
Рассмотрите основные этапы развития психологии, становление ее предмета: донаучная психология, рождение научной психологии, современная психология. Основные научные школы и направления современной психологической науки.
Рассмотрите отрасли психологической науки и роль психологии в организации профессиональной деятельности.
Познакомьтесь с методами научно-психологических исследований, их классификацией, обратите особое внимание на практические методы исследований, которые вы будете использовать при выполнении контрольной работы.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что является предметом современной психологии?
2. Какие этапы становления психологической науки выделяют?
3. Почему психология на каждом этапе своего развития имела свой предмет исследования?
4. В чем заключалось своеобразие взглядов на психические явления в глубокой древности?
5. Каковы основные представления древнегреческих философов о душе?
6. Кто был основателем научной психологии? Докажите.
7. Каков предмет психологии с точки зрения классического бихевиоризма? В чем заключается сущность теории этого направления?
8. Каковы основные направления развития отечественной психологии?
9. Какой был первый метод научных исследований в психологии, какими методами пользовалась донаучная психология?
10. Какими методами научно-психологических исследований пользуются современные психологи? Каковы возможности этих методов?
11. Какие основные психологические школы появились на рубеже третьего и четвертого этапов развития психологии? Каковы основные их характеристики?