Перечень изучаемых элементов содержания.
Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании. Причины развития педагогической инноватики. Объект и предмет педагогической инноватики. Сущность, цель и задачи педагогической инноватики. Методология педагогической инноватики. Основные понятия педагогической инноватики: новое, новизна, новшество, нововведение, инновация. Инновационная деятельность, педагогическая инновация (инновация в образовании). Типологии инноваций в образовании. Механизм реализации педагогических инноваций (инноваций в образовании). Инновационный образовательный процесс. Инновационная образовательная деятельность. Проектирование и реализация педагогических нововведений. Жизненный цикл образовательных инноваций. Факторы, препятствующие педагогическим нововведениям. Возможности экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Технологии в образовании, педагогические технологии. Ключевые показатели «технологичности» образования. Система принципов реализации образовательных технологий. Основные характеристики эвристических технологий. Методы, доминирующие в реализации эвристических технологий. Основные виды проектной деятельности обучающихся и их особенности. Этапы работы над учебно-профессиональным проектом и их характеристика. Сущность кейс-технологий, их цель и задачи, ведущие требования, которым они должны удовлетворять. Деятельность преподавателя и обучающихся при использовании кейс-технологий. Назначение игровых технологий в образовании. Основные функции дидактических игр. Формы игровых занятий в профессиональной подготовке магистров и их характеристика. Методические основы организации и проведения профессионально-образовательных игр. Выбор, проектирование и реализация инновационных образовательных технологий.
Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине
Форма промежуточной аттестации обучающегося по учебной дисциплине.
Контрольным мероприятием промежуточной аттестации обучающихся по учебной дисциплине является экзамен(2 семестр), который проводится в устной форме.
Примерные вопросы для проведения промежуточной аттестации
обучающихся по учебной дисциплине
Семестр 2 (Экзамен)
Теоретический блок вопросов:
1. Структура, объект, предмет и функции педагогики.
2. Образование как социальный феномен и педагогический процесс.
3. Сущность целостного педагогического (образовательного) процесса.
4. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Формирование базовой культуры личности.
5. Обучение как способ организации педагогического процесса: его принципы и методы.
6. Основные принципы государственной политики РФ в сфере образования. Право на образование и государственные гарантии его реализации в РФ.
7. Структура системы образования в РФ. Непрерывность образования. Уровни общего образования в РФ. Уровни профессионального образования в РФ.
8. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
9. Образовательная деятельность, образовательная организация, обучающиеся, педагогические работники.
10. Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.
11. Предпосылки возникновения и развития инноватики в образовании. Причины развития педагогической инноватики.
12. Объект и предмет педагогической инноватики. Сущность, цель и задачи педагогической инноватики.
13. Основные понятия педагогической инноватики: новое, новизна, новшество, нововведение, инновация.
14. Инновационная деятельность, педагогическая инновация (инновация в образовании).
15. Инновационный образовательный процесс. Инновационная образовательная деятельность.
16. Проектирование и реализация педагогических нововведений. Жизненный цикл образовательных инноваций.
17. Технологии в образовании, педагогические технологии. Ключевые показатели «технологичности» образования.
18. Система принципов реализации образовательных технологий.
19. Основные характеристики эвристических технологий. Методы, доминирующие в реализации эвристических технологий.
20. Основные виды проектной деятельности обучающихся и их особенности. Этапы работы над учебно-профессиональным проектом и их характеристика.
21. Сущность кейс-технологий, их цель и задачи, ведущие требования, которым они должны удовлетворять. Деятельность преподавателя и обучающихся при использовании кейс-технологий.
22. Назначение игровых технологий в образовании. Основные функции дидактических игр.
23. Формы игровых занятий в профессиональной подготовке магистров и их характеристика.
24. Выбор, проектирование и реализация инновационных образовательных технологий.
Аналитическое задание (задачи, ситуационные задания, кейсы, проблемные ситуации и т.д.):
1. Схематично представьте систему отраслей педагогики.
2. Аргументируйте, почему образование является социальным феноменом.
3. Докажите, что педагогический (образовательный) процесс следует рассматривать как целостное явление.
4. Схематично изобразите целостный педагогический (образовательный) процесс.
5. Проанализируйте назначение воспитания в целостном педагогическом (образовательном) процессе.
6. Проанализируйте назначение обучения в целостном педагогическом (образовательном) процессе.
7. Охарактеризуйте основные принципы государственной политики РФ в сфере образования.
8. Схематично представьте уровни общего и профессионального образования в РФ.
9. Охарактеризуйте преемственность уровней образования в современной РФ.
10. Определите перспективность сетевой формы реализации образовательных программ.
11. Проанализируйте особенности получения образования отдельными категориями обучающихся.
12. Выделите основные преимущества и недостатки ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
13. Обоснуйте закономерность развития инноватики в современном российском образовании.
14. Выделите и охарактеризуйте ведущие тенденции современного российского образования.
15. Аргументируйте свое точку зрения по поводу утверждения: новое в педагогике – это хорошо забытое старое.
16. Раскройте свое видение соотношения понятий: новое, передовое, прогрессивное, современное.
17. Покажите, в чем различие между новаторством и прожектерством.
18. Приведите аргументы, доказывающие пользу сопротивлений нововведениям.
19. Докажите необходимость системности принципов реализации образовательных технологий.
20. Аргументируйте свой вариант отбора инновационных образовательных технологий в профессиональной подготовке по Вашему магистерскому направлению.
21. Оцените преимущества и недостатки применения эвристических и проектных технологий в профессиональной подготовке студентов по Вашему магистерскому направлению.
22. Оцените преимущества и недостатки применения кейс-технологий в профессиональной подготовке студентов по Вашему магистерскому направлению.
23. Предложите свой вариант учебных кейсов для студентов-магистров по Вашему магистерскому направлению.
24. Предложите свою тематику профессионально-образовательных игр для студентов-магистров Вашего направления подготовки.