Формирование культуры педагогического общения

Когда выпускник школы определяет свой жизненный путь и выбирает профессию учителя, он чаще всего ориентируется на тот учебный предмет, который любит, знает и желает преподавать детям. Он убежден, что глубокое знание этого предмета обеспечит ему успех. Неудачи начинаются потом, когда молодой учитель остается один на один с детьми и вдруг обнаруживает, что они совсем не похожи на тот идеально воображаемый сосуд, который он готовился наполнить знаниями.

Если учитель — человек творческий, ищущий, он начинает понимать, что успех работы педагога зависит от умения общаться с детьми, и стремится наверстать упущенное. Но большинство, к сожалению, не осознает возник­шую проблему как свою недостаточную подготовленность к общению, обвиняет во всем «непослушных», «недисциплинированных», «нелюбознательных» учеников и, начиная применять драконовские методы, наводит порядок в классе или уходит из школы. Результаты одного социологического опроса, приведенные И. С. Коном в книге «Психология юношеского возраста», свидетельствуют: 79 % учителей уверены, что у них с учениками полный контакт; но только 18 % школьников придерживаются того же мнения.

Воспринимая общение как нечто естественное, присущее человеку как воздух, мы не должны забывать, что этот воздух, эту атмосферу мы создаем сами. Вступающему на трудную стезю педагогической деятельности следует как можно раньше учиться строить отношения с окружающими людьми и детьми, развивать в себе те качества, которые для этого необходимы.

Общение — процесс многосторонний, многоплановый. Поэтому существует множество различных определений его. Общение — это обмен или передача информации от одного человека другому.

Общение — процесс взаимодействия людей. Общение — это обмен духовными ценностями и т. д.

Наиболее компактным и точным является, на наш взгляд, определение, данное психологом В. Н. Мясищевым, который рассматривает общение как процесс взаимодействия конкретных личностей, определенным образом отражающих друг друга, относящихся друг к другу и воздействующих друг на друга.

Многозначность понятия «общение» связана с его многофункциональностью.

Для чего необходимо человеку общение?

Во-первых, оно выполняет важнейшую функцию регуляции совместной деятельности людей. Общение и возникло тогда, когда у одного человека появилась потребность объединиться и договориться с другими людьми о совместной трудовой деятельности с целью физического выживания.

Во-вторых, общение служит установлению общности между людьми и самоопределению личности. Вне контактов с другими людьми человек не может существовать не только физически, но прежде всего психологически: ему необходима эмоциональная поддержка, ощущение, что он значим для других, что он свой среди своих. Вместе с тем он стремится не только быть со всеми и как все, но и определиться среди других, привлечь к себе внимание других, выразить себя, проявить свою индивидуальность.

В общении так или иначе выражается отношение человека к другому человеку. И в зависимости от характера этого отношения общение влияет на эмоциональное состояние человека, обеспечивает эмоциональный комфорт или дискомфорт, является средством воздействия одного человека на другого, побуждения его к действию.

Наконец, общение — важнейший инструмент познания, так как только через содержательное общение с другим человеком или продуктами его творческой деятельности мы получаем необходимые знания.

Педагогическое общение, т. е. общение учителя с учениками, помимо уже названных целей выполняет специфические педагогические функции:

1. Обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, в котором происходит обучение.

2. Создает условия для развития интереса детей к учению и обеспечивает творческий характер учебной деятельности.

3. Способствует решению воспитательных задач, которые ставит учитель, так как именно в процессе педагогического общения наиболее интенсивно происходит обмен духовными ценностями, формируется отношение ученика к миру, к людям, к самому себе.

Психологи выделяют различные виды общения, исходя из его целевой направленности. В деятельности же учителя наиболее значимы два из них:

а) межличностное общение (свободное) — общение вне деятельности, нацеленное на создание эмоциональной удовлетворенности взаимоотношениями с окружающими;

б) деловое общение в процессе совместной деятельности: например, двух педагогов, обсуждающих волнующую их профессиональную проблему, или учителя с учениками на уроке во время решения трудной задачи, объяснения нового материала или опроса (при условии общей заинтересованности в результатах совместной деятельности).

Практика показывает, что добиться успеха в деловом взаимодействии можно, только строя его на личностной основе, начиная общение с установления эмоционально благо­приятных взаимоотношений с другими людьми. Наиболее убедительно это доказывает книга Д. Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», автор которой дает множество конкретных советов, помогающих людям различных профессий решать свои деловые проблемы, развивая у себя умение располагать к себе других людей.

Книга Д. Карнеги особенно полезна учителю, так как из-за специфики педагогической деятельности у него зачастую формируется в общении позиция «сверху», стремление сохранять психологическую дистанцию во взаимоотношениях с учениками. Между тем достижение деловых контактов с учениками (например, взаимопонимания и взаимодействия в процессе решения конкретных задач обучения на уроке) значительно затруднено, если учитель не обращает внимания на межличностное общение, не создает на уроке или вне его эмоциональной общности, доверительных отношений с детьми. Только в такой атмосфере большинство учеников, особенно застенчивых и неуверенных в себе, могут быть свободными, раскованными, максимально проявить и реализовать свои потенциальные возможности.

Поэтому культура педагогического общения основана на развитии у учителя общей психологической грамотности и культуры общения с людьми. Ведущим критерием при выборе педагогической профессии должна быть направленность на другого человека, интерес к его личности и умение строить отношения с людьми.

Из чего же складывается коммуникативная (от лат. communico – связываюсь, общаюсь) культура учителя?

В основе ее — личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям и прежде всего ученикам, а также техника общения — владение инструментом общения: речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочувствия.

Личностные качества учителя, проявляющиеся в общении, зависят прежде всего от характера человека, его типологических особенностей. Существуют два противоположно проявляющих себя в общении типа людей: интроверты и экстраверты. Интроверты направлены внутрь себя, на мир своих переживаний. У них формируется свое видение мира, часто не совпадающее с реальным положением вещей. Не имея возможности высказать все, что думает, так как он уверен — другие не поймут его, интроверт предпочитает остать­ся в мире своих переживаний, замкнуться в себе и не стремится к общению с людьми, тяготится контактами, предпочитает им свои книги, инструменты, коллекции.

Экстраверт, наоборот, весьма расположен к общению, это его стихия. Ему постоянно необходимо быть с кем-то, независимо от эмоционального состояния. Но контакты его зачастую поверхностны, непродолжительны, поэтому он часто создает о себе впечатление как о поверхностном, неглубоком человеке. Ему необходимо чаще оставаться наедине с собой, учиться быть одному, стремиться к более глубоким и устойчивым взаимоотношениям с другими людьми. Нельзя сказать о предпочтительности того или другого типа. У каждого есть свои достоинства и свои проблемы. Естественно, что педагогической деятельностью не рекомендуется заниматься тому, для кого мучение — постоянное общение с людьми. К счастью, большинство людей сочетает в себе свойства как интроверта, так и экстраверта.

С типологическими особенностями связано ведущее профессионально-личностное качество учителя — общительность. Рассматривая общительность как многослойное, ком­плексное качество, В. А. Кан-Калик выделяет целый ряд составляющих его компонентов (1, с.47-49). Вместе с тем отли­чи­тель­ной особенностью педагогической общительности яв­ля­ется влияние на нее эмпатии и ценностных установок учителя.

Можем ли мы назвать общительным педагога, который мало интересуется детьми, их внутренним миром, не пытается понять их и выслушать, а воспринимает другого человека как средство выразить себя, показать себя, любой разговор стремится перевести на себя, стать центром коммуникации? Обратите внимание при общении с людьми, что вы предпочитаете: слушать других или говорить сами? Интересно ли вам слушать собеседника? Не появляется ли желание перебить его? Умение слушать другого человека, быть внимательным к нему, понимать его состояние — важнейшие составляющие педагогической общительности. И они появляются только там, где есть глубокий интерес к внутреннему миру ребенка, потребность в общении с ним на духовном уровне.

«С болью видишь, как даже у знающих свой предмет учителей воспитание иногда превращается в ожесточенную войну только потому, что никакие духовные нити не связывают педагога и учеников, и душа ребенка — застегнутая на все пуговицы рубашка», — пишет В. А. Сухомлинский (2, с. 30).

Безусловно, общительностью не исчерпываются те личностные свойства, на которых базируется культура педагогического общения. Она включает и другие качества личности учителя, необходимые в общении: справедливость, открытость, искренность, терпимость, выдержка, самообладание, требовательность, тактичность... Продолжите этот список сами. Вы увидите, что в него мы можем включить все лучшие человеческие качества, так как все они проявляются в общении учителя с учениками. Вы убедитесь, что культура педагогического общения аккумулирует в себе и эмоциональную культуру учителя, и культуру педагогического мышления, в ней проявляется жизненная концепция личности, ее отношение к себе и другим людям. Наконец, коммуникативная культура учителя предполагает необходимость развивать многие педагогические способности, связанные с коммуникативной деятельностью педагога:

дидактические — умение преподносить ученикам материал доступно, ясно и понятно, вызывать интерес к нему;

организаторские — от них во многом зависит способность учителя наладить общение с детьми и в детском коллективе. При этом учитель не рядовой участник общения, а организатор взаимодействия между детьми, между детьми и их родителями, между педагогами и детьми. Он должен играть ведущую роль, быть инициативным, активным в общении, учиться управлять общением и строить его, уметь организовывать различные виды деятельности и свободное общение детей, быть способным заражать и заряжать своей энергией других;

перцептивные — способность проникать в эмоцио­нальное состояние ученика, по внешнему виду, по мимике, движениям, жестам определять его чувства и переживания. Для этого надо изучать «язык» мимики и жестов, быть внимательным, развивать свою наблюдательность. Мы чаще воспринимаем другого человека и объясняем его поведение поверхностно: или на основе сложившихся сте­реотипов в восприятии и оценке других людей, или на ос­нове отождествления себя с ними. Чаще всего мы при­слушиваемся к тому, что говорит человек, забывая, что существует расхождение между чувствами человека и тем, как он их интерпретирует. Истинное состояние человека, да­же неосознаваемое им, проявляется на подсознательном уров­не в его жестах, движениях, мимике. «Например, уче­ник в школе. Вот он вперил невидящий взгляд в учи­тель­ницу. Тело напряжено, посадка прямая, ноги плотно све­де­ны. На самом деле ученик ничего не слышит — он от­клю­чился от учительницы и бессознательно использует за­щит­ную технику: «Я весь внимание».

А вот другой ученик. Он наклонился вперед, сидит на краешке стула, склонив голову набок и оперев ее на руки, — он действительно слушает. Жест «рука у щеки» означает, что человек над чем-то задумался, о чем-то размышляет» (3, с.15). 50 % информации о человеке несут жесты и мимика — утверждают специалисты. И если мы хотим научиться понимать другого, надо развивать способность улавливать мгновенные реакции человека, уметь их «читать».

Микропрактикум

Находясь в транспорте, незаметно приглядитесь к чьему-либо лицу. Попытайтесь вообразить изучаемое лицо улыбающимся, опечаленным... испуганным... насмешливым... гневным... полным нежности... Попробуйте представить те чувства, эмоции, которые испытывает этот человек в данный момент. Будьте осторожны и неназойливы.

Не менее значимы для успешного педагогического взаимодействия экспрессивные способности учителя — способность к адекватной передаче своих мыслей и чувств с помощью речи, мимики, жеста и движений.

Практика показывает, что большинство молодых учителей, начинающих педагогическую деятельность, приходят в школу с гуманистическими ценностными установками, позитивным отношением к детям, исполнены самыми благими намерениями. Но, к сожалению, не всегда эти намерения, эти ценности переводятся в действие, во взаимоотношения с учениками. Что им мешает? Прежде всего неразвитость техники общения, средств общения: речи и жеста, движений, мимики, а также незнание способов и приемов взаимодействия с детьми. Необходима долгая и упорная тренировка, постоянная работа над собой, чтобы овладеть этими средствами и способами.

Итак, развитие коммуникативных способностей учителя идет параллельно с развитием всех других педагогических способностей.

Культура общения учителя целостно проявляется в индивидуальном стиле его взаимодействия с детьми. В. А. Кан-Калик рассматривает стиль общения как «индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и обучающихся» (1, с.97). В стиле общения находят выражение:

особенности коммуникативных возможностей учителя;

сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников;

творческая индивидуальность педагога;

особенности ученического коллектива.

Каждому учителю присущ свой стиль общения. Вместе с тем имеется нечто общее во взаимодействии педагогов с детьми, что позволяет типизировать, классифицировать существующие стили педагогического общения.

Наиболее часто стиль общения определяют на основе стиля руководства, т. е. по тому, как ведет себя человек в роли руководителя в процессе совместной деятельности.

Существуют три основных стиля руководства: авторитарный, демократичный, либеральный. Познакомимся с краткой характеристикой данных стилей, представленной авторами учебного пособия «Основы педагогического мастерства» (4).

Авторитарный стиль характеризуется тем, что учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу учащихся. Основные формы взаимодействия — приказ, указание, инструкция, выговор. Даже редкая благодарность звучит как команда, а то и как оскорбление: «Ты хорошо сегодня ответил. Не ожидал от тебя такого». Обнаружив ошибку, такой учитель высмеивает виновного, чаще всего не объясняя, как ее можно исправить. В его отсутствие работа замедляется, а то и вовсе прекращается. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям.

Авторитарность в общении многолика, она искусно маскируется и может проявляться как скрытая, порождающая насилие изнутри.

Демократичный стиль проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Учитель старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы; видит свою задачу не только в контроле и координации, но и в воспи­та­нии; каждый ученик поощряется, у него появляется уверенность в себе, развивается самоуправление. Демократичный учитель старается наиболее оптимально распределить нагрузки, учитывая индивидуальные склонности и способности каждого, поощряет активность, развивает инициативу. Основные способности общения у такого учителя — просьба, совет, информация.

Либеральный стиль — анархический, попустительский. Учитель старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально, легко подчиняется другим, подчас противоречивым влияниям. Фактически самоустраняется от ответственности за происходящее. Об авторитете тут речи не может быть.

Разнообразные проявления данных стилей руководства можно представить на основе выделенных В.А.Кан-Каликом стилей педагогического общения:

Авторитарный – общение-дистанция; общение-устрашение.

Демократичный - общение на основе увлеченности совместной творческой деятельностью; общение на основе дружеского расположения; общение-диалог.

Либеральный - общение-заигрывание, общение-самоустранение.

Какой из стилей общения вам больше импонирует? Очевидно, демократичный? Какой из них вы считаете наихудшим? Учителя с каким стилем общения вам чаще встречались в школе? А теперь попробуйте определить на основе данных характеристик свой стиль общения во время совместной работы в группе, при организации какой-либо деятельности.

Может ли человек изменить свой стиль общения, если он не удовлетворяет окружающих и его самого? Безусловно. Конечно, не полностью (невозможно изменить свои типологические особенности), но во многом стиль общения вырабатывается человеком, если он осмысленно относится к общению с другими людьми и постоянно работает над развитием своей коммуникативной культуры. И не надо ждать того времени, когда вы попадете в школу. «Начинать разумную перестройку общения надо с себя и своего ближайшего окружения: семьи, друзей, знакомого», — советует психолог А. Б. Добрович (5, с.199).

Прислушайтесь к мудрым советам, которые помогут вам сегодня и в будущем улучшить ваши взаимоотношения с окружающими людьми и учениками.

Заповеди общения

1. Отношения с людьми — главное в любой деятельности, а тем более педагогической. Все ваши знания и идеи останутся невостребованными, если дети не потянутся к вам душой, сердцем. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии.

2. Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Стройте общение с людьми не «от себя», а «от них». Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока — главное, не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл вашей работы.

3. Учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек — уникален, и к каждому необходим свой подход. Помогите ему увидеть свои возможности и развить их в себе, чаще демонстрируйте ваше уважение к его достоинствам.

4. Приходя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, возрастом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям. Вступая в контакт с детьми, не стройте с ними общение «по вертикали», сверху вниз. Чаще вспоминайте слова Я. Корчака:

Вы говорите:

Дети меня утомляют.

Вы правы.

Вы поясняете:

Надо опускаться до их понятий.

Опускаться, наклоняться, сгибаться, сжиматься.

Ошибаетесь.

Не от этого мы устаем. А от того,

Что надо подниматься до их чувств.

Подниматься, становиться на цыпочки, тянуться.

Чтобы не обидеть (6, с.19).

5. Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь.

6. Развивайте свою коммуникативную память, это поможет вам быстро восстанавливать предыдущую ситуацию общения, воспроизводить ее эмоциональную атмосферу, расставлять верные акценты, точно определять те или иные психологические ходы к личности. Старайтесь сразу запоминать внешние особенности людей, их имена. Помните слова Д. Карнеги: «Имя человека — самый сладостный для него звук».

7. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих людей, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами.

8. Старайтесь при любой возможности чаще вступать в контакт с детьми: в школе, на улице, у знакомых. Искренне интересуйтесь тем, чем заняты дети, что их волнует. Старайтесь заинтересовать их общением с вами.

9. Развивайте ваш внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, магнетически притягивает к себе, особенно когда все это сопрягается с чуткостью, способностью понимать и ценить окружающих.

Американские психологи Дж. Маккроски, В. Ричмонд и другие выделили 22 эмоциональные модели общения и показали, что положительное влияние на эффективность обучения оказывают следующие фразы учителя:

1. «Попробуй, тебе это покажется интересным и понравится»; «Это хорошая практика».

2. «Тебе это пригодится в жизни»; «Это подготовит тебя к поступлению в институт»; «Это поможет тебе сдать выпускной экзамен».

3. «Ты будешь чувствовать себя хорошо, если сделаешь это»; «Лучше тебя с этой работой никто не справится»; «Ты хорошо умеешь это делать»; «Ты в этом силен, потому что ты способен».

4. «Я должен знать, как хорошо ты это понимаешь»; «Я должен увидеть, как хорошо я тебя научил»; «Я должен убедиться в том, как ты это делаешь».

Один из самых авторитетных специалистов в области человеческих взаимоотношений Д. Карнеги выработал 12 правил, соблюдение которых позволяет склонить людей к вашей точке зрения:

1. Единственный способ одержать верх в споре — это уклониться от него.

2. Проявляйте уважение к мнению вашего собеседника. Никогда не говорите человеку, что он не прав.

3. Если вы не правы, признайте это быстро и решительно.

4. С самого начала придерживайтесь дружелюбного тона.

5. Заставьте собеседника сразу же ответить вам «да».

6. Пусть большую часть времени говорит ваш собеседник.

7. Пусть ваш собеседник считает, что данная мысль принадлежит ему.

8. Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника.

9. Относитесь сочувственно к мыслям и желаниям других.

10. Взывайте к более благородным мотивам.

11. Драматизируйте свои идеи, подавайте их эффектно.

12. Бросайте вызов, задевайте за живое.

А вот что рекомендует Д. Карнеги тем, кто хочет понравиться людям:

1. Искренне интересуйтесь другими людьми.

2. Улыбайтесь.

3. Помните, что имя человека — это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.

4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самом себе.

5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.

6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Принципы отношений с детьми (Г.Л.Лэндрет)

Я не всезнайка.

Поэтому я и не буду пытаться быть им.

Я хочу, чтобы меня любили.

Поэтому я буду открыт любящим детям.

Я хочу больше принимать в себе ребенка.

Поэтому я с интересом и благоговением позволю детям осве­щать мой мир.

Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства.

Поэтому я позволю детям учить меня.

Я лучше всего усваиваю знания, полученные в результате собс­твенных усилий.

Поэтому я объединю свои усилия с усилиями ребенка.

Иногда мне нужно убежище.

Поэтому я дам убежище детям.

Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле.

Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

Я делаю ошибки. Они свидетельствуют о том, каков Я - чело­вечный и склонный ошибаться.

Поэтому я буду терпелив к человеческой сущности ребенка.

Я реагирую эмоционально и выразительно на мир собственной реальности.

Поэтому я постараюсь ослабить свою хватку и войти в мир ребенка.

Приятно чувствовать себя начальником и знать ответы на все вопросы.

Поэтому мне понадобится много работать над тем, чтобы защи­тить от себя детей.

Я - это я, и тем полнее, чем в большей безопасности я себя чувствую.

Поэтому я буду последователен во взаимодействии с детьми.

Я - единственный, кто может прожить мою жизнь.

Поэтому я не буду стремиться к тому, чтобы управлять жизнью ребенка.

Я научился почти всему, что я знаю, на собственном опыте.

Поэтому я позволю детям приобретать собственный опыт.

Я черпаю надежду и волю к жизни внутри себя.

Поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарования и стрессы ребенка исчезли.

Поэтому я буду стараться смягчать удар.

Я чувствую страх, когда я беззащитен.

Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру беззащитно­го ребенка с добротой, лаской и нежностью.

Подумайте об этом:

Самая большая роскошь на свете — это роскошь человеческого об­ще­ния.

А. Экзюпери

* * *

Без постоянного духовного об­ще­ния учителя и ребенка, без взаимного про­никновения в мир мыслей, чувств и переживаний друг друга немыслима эмо­циональная культура как плоть и кровь культуры педагогической.

В. А. Сухомлинский

* * *

Понимание – начало согласия.

Спиноза

* * *

Обращаясь с ближними так, как они того заслуживают, мы делаем их только хуже. Обращаясь же с ними так, как будто они лучше того, что они представляют в действительности, мы заставляем их становиться лучше.

Гете

* * *

Совершенствование самого себя посредством свободно использованного на нас влияния других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ – вот наше назначение в обществе.

Фихте

* * *

Общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все, что происходит между людьми... Наша спо­соб­ность к выживанию, к установлению близких отношений с дру­гими, наше представление о смысле жизни, верность собственным иде­алам — все это во многом зависит от того, как мы ведем себя в общении с другими людьми.

В. Сатир

Советуем прочитать

1. Атватер И. Я. Я вас слушаю. — М., 1984.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди: психология человеческих взаимоотношений. – Л., 1990.

3. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

4. Добротворский И. Л. Как найти себя и начать жить. — Воронеж, 1994.

5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. — М., 1989.

6. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов.- Ростов-на-Дону, 1995.

7. Леви В. Искусство быть другим. — М., 1980.

8. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений. – М., 1994.

9. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.

10. Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление чело­ве­ка. — М., 1994.

11. Уайтсайд Р. О чем говорят лица. — С.-Пб., 1996.

12. Умеете ли вы общаться? Кн. для учащихся / И. Н. Горелов и др. — М., 1991.

13. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или Переговоры без по­ражения. — М., 1990.

14. Шмидт Р. Искусство общения. — М., 1992.

15. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор. — Минск, 1992.

Источники:

1. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении. — М., 1987.

2. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения: В 3-х т. – Т.1. – М., 1979.

3. Ниренберг Д., Калеро Г. Читать человека — как книгу. — М., 1990.

4. Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. – М., 1989.

5. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987.

6. Корчак Я. Когда я снова стану маленьким. – М., 1961.

Наши рекомендации