Одаренность в двигательной деятельности
1. Ребенок проявляет интерес к занятиям, требующим тонкой и точной моторики.
2. У детей хорошо развита зрительная моторная координация.
3. Проявляется любовь к выполнению разнообразных движений. В своей деятельности дети используют широкий диапазон своих движений.
4. Появляется хорошее чувство движения, умение маневрировать.
5. Проявляются физическая сила и выносливость значительно более высокого уровня, чем у сверстников.
6. Проявляется высокий по сравнению с другими детьми уровень развития основных двигательных навыков.
Все перечисленные показатели относятся к специальным. Кроме специальных показателей, исследователи предлагают общие показатели одаренности, которые могут проявляться наряду со специальными.
Общие показатели
Одаренные дети, как правило, легче учатся и быстрее усваивают материал. Период концентрации внимания у них длиннее. Как правило, у них более значительный словарный запас и они активно используют его в общении. Легче решают математические и другие задачи, более расположены к абстрактному мышлению. Одаренные дети не склонны к конформизму. Расположенные к соревновательности, они отличаются независимостью. Отмечается более высокий уровень любознательности. Они чутки к настроению окружающих. Обладают чувством юмора, острее реагируют на несправедливость.
Из исследований, проведенных по проблеме одаренности, вытекает, что более или менее эффективно ее можно диагностировать к 5 годам. Но американские ученые предлагают начинать выявлять одаренность детей с 2 лет.
Сложностью проблемы в выявлении одаренности является то, что в дошкольном и младшем школьном возрасте дети стремятся быть как все.
Ученые и педагоги—практики утверждают, что работа с одаренными детьми должна осуществляться по специальным образовательным программам. В зарубежной и отечественной педагогике имеются исследования, которые основываются на изучении этих программ. По мнению исследователей, программы должны обеспечивать формирование и развитие следующих интеллектуальных сторон (качеств) личности ребенка:
1) овладение большим запасом информации;
2) обеспечение богатого и активного словарного запаса;
3) формирование умений переносить усвоенные знания в другие ситуации;
4) установление причинно—следственных связей;
5) умение делать выводы по организации информации;
6) интегрирование и обобщение информации;
7) умение чувствовать противоречия;
8) умение рассуждать;
9) рассуждение по анализу ситуации;
10) построение гипотезы;
11) предвидение результата последствия деятельности (стратегическое мышление);
12) применение знаний на практике;
13) способности к преобразованию, развитие критического мышления;
14) стимулирование высокого уровня преобразования.
Требования к программам, направленным на соблюдение обеспечивающего развития у одаренных детей творческих способностей.
1. Развитие гибкости мышления и поведения.
2. Развитие быстроты, динамичности мышления.
3. Развитие воображения.
4. Развитие интуиции.
5. Развитие оригинального мышления.
6. Формирование высоких эстетических ценностей.
Программы должны обеспечивать формирование и развитие нравственных и эмоциональных качеств:
1) адекватность самооценки;
2) уважение к окружающим;
3) эмпатическое отношение к окружающему;
4) терпимость и толерантность к окружающим;
5) расположенность к самоанализу (рефлексия);
6) адекватное отношение к критике;
7) независимость мышления и поведения;
8) уверенность в себе;
9) настойчивость и целеустремленность в деятельности;
10) чувство юмора;
11) отсутствие нетерпения в ожидании награды.
В отечественной педагогике имеются попытки создания образовательных программ, предназначенных для работы с одаренными детьми. Первой стала программа «Развитие одаренного ребенка» (5–7 лет, создана коллективом под руководством Леонида Абрамовича Венгера). Цель программы – интеллектуальное развитие. Помимо требований к программам, американские исследователи определяют ряд требований к педагогам, работающим с одаренными детьми. Они должны обладать:
– высоким уровнем интеллектуального развития, широким кругом интересов и умений;
– умением выявлять психические особенности одаренных детей;
– быть доброжелательными и чуткими;
– иметь живой и активный характер;
– проявлять гибкость в мышлении и действии, быть готовыми к пересмотру взглядов и самосовершенствованию;
– чувством юмора, без склонности к сарказму.
Домашнее задание
1. Выберите специальные показания и предложите методы диагностики, с помощью которых можно выявить показатели одаренности.
2. Какое содержание вы вкладываете в понятия «живой и активный характер ребенка», «гибкость в мышлении, действиях»?
3. Сравните программы «Развитие» и «Одаренный ребенок» Венгера.
4. По каким направлениям осуществляются дифференциация и индивидуальное образование процесса в ДУ?
5. Чем отличаются понятия «дифференцированное» и «индивидуальное»?
6. Какие методы, средства и формы дифференциации и индивидуальности вам известны?
7. Как определяется понятие «одаренность»?
8. В каком возрасте можно выявить одаренного ребенка?
9. Какие виды одаренности выделяют исследователи?
10. Приведите пример показателей одного из видов одаренности.
Сравнительный анализ разделов «Ознакомление с природой» в программах «Развитие» и «Развитие: одаренный ребенок».
«Развитие: одаренный ребенок»
Ознакомление детей с явлениями живой и неживой природы на занятиях и в других видах деятельности.
Цель занятия: уточнить, расширить и систематизировать знания детей о природе с помощью специальных условных обозначений. Знания о природе даются соответственно временам года. Для этого используется круговая диаграмма, на секторе которой наносятся символы, изображающие времена года и их изменения. Программа ознакомления с природой делится на 5 разделов. Первый раздел предполагает усвоение детьми знаний о характерных особенностях каждого сезона. У детей формируется представление о повторяемости изменений от сезона к сезону. Остальные 4 раздела знакомят детей с конкретными изменениями в каждом сезоне. Создатели программы предлагают использовать природный материал, репродукции художественных картин, литературные и музыкальные произведения о природе. На занятиях и вне их рекомендуется использовать наблюдения за жизнью животных и растений, за сезонными изменениями. В старшей группе дети знакомятся с влиянием факторов внешней среды на жизнь животных и растений.
Предполагается знакомство детей с понятиями «экосистема» и формирование умений по выделению взаимосвязей в этой системе.
Раздел направлен на формирование у детей бережного отношения к природе. Занятие проводится 1 раз в 2 недели, продолжительностью 25–30 мин.
Символы
Авторы программы отмечают, что более одаренные в интеллектуальном отношении дети имеют больший багаж знаний о природе своего региона и других регионов страны. В связи с этим принципом раскрываются связи и зависимость между живой и неживой природой: климатом, почвой, растительным и животным миром. Такой подход отвечает главной цели – развитию интеллектуальных способностей ребенка. Для реализации этой цели авторы предлагают 3 раздела.
1. Посвященный ознакомлению с живой и неживой природой. Дети учатся различать живую и неживую природу, отличать признаки живой природы, при этом используют метод классификации.
2. Дети знакомятся со строением растений и учатся определять зависимость строения частей от факторов среды. Детям предлагают придумать условные обозначения частей растения.
3. Ведется ознакомление детей с природными поясами Земли, их климатом и животным миром. Второй и третий разделы дополняют контрольные занятия творческим заданием: придумать несуществующий мир по заданным природным условиям. Раздел дополняется подразделом – «Ознакомление с элементарными физическими явлениями». Он дает развитие представлений о таких понятиях, как сила, движение и покой, инертная масса, равновесие. Дети знакомятся с принципами действия рычага, блока, магнитных явлений. В программе предлагаются средства и некоторые приемы, способствующие формированию этих понятий.