Одаренность, причем общая одаренность проявляется, с его точки

Зрения, в детском возрасте и связана с общим (высоким) уровнем

Всех умственных свойств ребенка. Одаренность в узком смысле он

Относил к зрелому возрасту и связывал со способностью человека

Разрешать новые проблемы.

Таким образом, Клапаред заложил основы самостоятельной об-

Ласти психологической науки - возрастной психологии, оказав

Значительное влияние на понимание круга решаемых ею проблем

И ее задачи.

Развитие возрастной психологии и педологии требовало не

только четкого определения предмета и задач этой науки, что было

Сделано Мейманом и Клапаредом, но и разработки новых объек-

Тивных методов психического развития детей, которые по своей

Достоверности и объективности не уступали бы естественно-науч-

ным (антропометрии, тестам Гальтона), но в то же время являлись

Бы именно психологическими методами, направленными на изуче-

Ние познавательного развития детей.

Начало этому процессу положили работы Бине (подробнее о

Которых будет сказано ниже), и в течение сравнительно короткого

Отрезка времени (10-15 лет) было разработано большое количе-

Ство тестов для измерения разных сторон психической жизни детей.

Однако все эти тесты предназначались для исследования детей от

Лет и старше и оставляли в стороне детей раннего возраста. Этот

Серьезный пробел был восполнен исследованиями известного аме-

Риканского психолога А. Л.Гезелла (1880-1961).

Гезелл создал Йельскую клинику нормального детства, в кото-

Рой изучал психическое развитие детей раннего возраста - от рож-

Дения до трех лет. Периоды младенчества и раннего детства были

В центре научных интересов Гезелла в связи с тем, что он считал,

Что за первые три года жизни ребенок проходит большую часть

Своего психического развития, так как темп этого развития самый

Высокий именно в первые три года, а затем постепенно замедляет-

Ся. На этой основе он разработал периодизацию психического

Развития, в которой выделял три периода - от рождения до года,

От года до трех и от трех до восемнадцати лет, причем первый пе-

Риод характеризуется максимально высоким темпом психическо-

Го развития, второй - средним, а третий - низким.

Исследования Гезелла, в отличие от работ Н.М.Щелованова и

Его лаборатории генетической рефлексологии, в которой также

Изучалось развитие детей раннего возраста, были направлены не

На анализ закономерностей развития психики в первые три года

Жизни, а на разработку нормативов этого развития.

В клинике Гезелла была создана специальная аппаратура для

Объективной диагностики динамики психического развития ма-

леньких детей, в том числе кино- и фотосъемка, ≪зеркало Гезелла≫

(полупроницаемое стекло, применяемое для объективного наблю-

Дения за поведением детей). Им также были введены в психоло-

Гию новые методы исследования - лонгитюдный метод изучения

Одних и тех же детей в течение определенного периода времени

(чаще всего с рождения до подросткового возраста) и близнецо-

Вый метод (сравнительный анализ психического развития монози-

готных близнецов). На основе этих исследований была выработа-

На система тестов и показателей нормы для детей от трех месяцев

До шести лет по следующим показателям: моторика, речь, адап-

Тивное поведение, личностно-социальное поведение. Модифика-

Ция этих тестов (так же как и тестов Бине) лежит в основе совре-

Менной диагностики психического развития детей.

Особая роль в развитии возрастной психологии в этот период

Времени принадлежит известному американскому психологу и со-

Циологу Д.М.Болдуину (1861-1934). Болдуин был профессором

университетов Принстона, Балтимора, Торонто, Мехико и Жене-

Вы, а также президентом Американской психологической ассоциа-

Ции (1897). Он был одним из немногих ученых того времени, кто

Считал необходимым исследовать не только познавательное, но и

Эмоциональное и нравственное развитие ребенка. Он также утверж-

Дал, что следует изучать личность не изолированно от обществен-

Ного процесса, но внутри его, поскольку социальное окружение яв-

Ляется не внешним условием, а внутренним фактором развития лич-

Ности ребенка.

В своем произведении ≪Духовое развитие с социологической и

этической точки зрения (исследование по социальной психологии)≫

(1913) Болдуин отмечал, что необходим диалектический подход к

Наши рекомендации