I. Организационный момент. Внимание! Проверь, дружок
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Книжка, ручка и тетрадки!
Есть у нас девиз такой,
Все, что надо, под рукой.
Запись учащимися даты в тетради.
II. Чистописание.
Задание по карточкам.
– Соедините буквы по алфавиту.
III. Сообщение темы урока, постановка целей.
Познавательные УУД:общеучебные – формирование умения поиска начала урока в учебнике по условным обозначениям: символу главы и порядковому символу урока, а также умения соотносить эти обозначения в учебнике, читать дидактические иллюстрации с размещенными внутри словами и словосочетаниями; обучение работе с вертикальным звукобуквенным столбиком (удержание заданного аспекта и выбор информации по заданному аспекту).
– На прошлом уроке Маша и Миша отправились в Волшебный Лес, который захватила злая Волшебница Анишит Йокоповна. Откройте учебник (с. 8–9) и рассмотрите иллюстрацию.
– Отгадайте загадку:
Снаружи смотришь – дом как дом.
Но нет жильцов обычных в нем,
В нем книги интересные
Стоят рядами тесными:
И Черномор, и царь Гвидон,
И добрый дед Мазай.
Как называют этот дом?
Попробуй угадай.
(Библиотека.)
– Что произошло в Лесной Библиотеке?
– Сегодня на уроке мы должны будем навести порядок в Лесной Библиотеке.
– Отгадайте загадку:
На странице букваря
Тридцать три богатыря.
Мудрецов-богатырей
Знает каждый грамотей.
(Азбука. Алфавит.)
– А как вы догадались? (Учащиеся отвечают.)
– Так что это: алфавит, или азбука? (Можно сказать – алфавит, а можно сказать – азбука. Эти слова обозначают одно и то же: буквы, расположенные в определённом порядке.)
IV. Актуализация опорных знаний.
– Прочитайте алфавит.
2–3 ученика рассказывают наизусть алфавит.
– Сегодня на уроке нам будет помогать профессор Алфавит.
– Почему нужно знать алфавит?
– Когда люди пользуются алфавитом?
Рубрика «Хочу все знать»
Ha основе греческого алфавита в 863 году братья Кирилл и Мефодий написали первую славянскую азбуку. Название это произошло от первых двух букв славянского алфавита аз и буки. Затем братья перевели на старославянский язык такие богослужебные книги, как Евангелие, Псалтырь, Апостол. Эти и подобные им книги оказали большое влияние на развитие письменности славянских народов.
Известны две древние славянские азбуки – глаголица и кириллица.
Глаголицаиспользовалась на Руси только в первые годы распространения письменности. Потом глаголица была заменена другой славянской азбукой – кириллицей. От нее и происходит наш русский алфавит. На основе кириллицы созданы также украинский, белорусский и болгарский алфавиты.
Вот мы и проследили весь путь рождения русского алфавита.
V. Введение в тему.
– На пороге библиотеки нас встречают сказочные персонажи. Ребята, отгадайте загадки. Запишите отгадки по алфавиту (ученики выполняют работу в дополнительной тетради по русскому языку).
Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,
И однажды бегемота
Вытащил он из болота.
(Айболит.)
Я – героиня книжки.
Со мной всегда семь гномов,
Вам, думаю, знакомых.
Ответьте-ка без спешки –
Зовусь я … (Белоснежка).
Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала.
Вот какая девочка, как она мила.
Кто читал такую книжку,
Знает девочку-малышку.
(Дюймовочка.)
Друзья, открою вам секрет:
Мне без варенья жизни нет.
Для здоровья и веселья
Ем печенье, ем варенье.
Кто же это?
(Карлсон.)
Она красива и мила,
А имя ей дали от слова «зола».
(Золушка.)
С книжкою шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В деревянный балаган.
Как зовется эта книжка?
Как зовется тот мальчишка?
(«Азбука», Буратино.)
Коллективная работа.
– Кого напишете первым?
– Посмотрите, имена героев Белоснежка и Буратино начинаются с одной буквы – «б». Что же делать? (Ответы учащихся.)