Типология, учитывающая специфику десоциализирующего влияния семьи на своих
Типы семей
Типологизация предоставляет реальную возможность разработки
дифференцированной и вследствие этого адекватной системы мер по разрешению
возникающих у семьи жизненных, в том числе и психологических. проблем. Так,
различные типы (категории) семей по-разному проявляются в тех или иных сферах
семейных отношений. По-своему изменяются они под воздействием многообразных
факторов современного бытия.
Социально-педагогическая работа с семьей требует широких и глубоких знаний о
социально-психологических процессах, отличающих одну категорию семей от
другой. Учет этих особенностей и опора на многообразие типологий позволяет
социальному педагогу и социальному работнику создавать систему представлений
и знаний о контингенте семей, с которыми они работают, или об отдельной
семье, относящейся к тому или иному типу, иметь картину важнейших
характеристик и более «профессионально» оценивать семейные проблемы.
Существует множество типологий семьи. Рассмотрим основные из них.
Типология семьи по семейному стажу: молодожены, молодая семья, семья,
ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего
супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее
пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют
молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи.
1. Молодая семья. Это семья на начальной стадии развития как малая
социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее
свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая,
нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего
образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и
связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов
внесемейного поведения; включение согласованных образцов внесемейного
поведения в круг взаимных родственных связей.
Существует три основных вида молодых семей.
Первый вид – традиционный. Семьи такого вида характеризуются ориентацией
супругов исключительно на семейные ценности и, как правило, на двухдетную
семью. Лидером в семье, по крайней мере формальным, является муж. Однако
лидерство в значительной мере определяется лидерством в хозяйственно-бытовой
(финансы, устройство жилья) сфере ее деятельности. Круг друзей у супругов,
как правило, общий и довольно ограниченный. Возможен временный уход в
семейные дела. Досуг совместный, закрытый.
Второй вид – муж и жена ориентированы преимущественно на развитие личности.
Супруги имеют установку на малодетную семью. Наблюдается социально-ролевое
равновесие. Семья может быть и открытой и закрытой для микроокружения. Тип
лидерства – демократический: совместный или раздельный по сферам
жизнедеятельности семьи.
Третий вид – молодые супруги ориентированы преимущественно на развлечения.
При этом муж и жена имеют как общих друзей, так и каждый своих из числа
прежнего окружения. Репродуктивные установки на бездетную или малодетную
семью. Лидерство в такой семье может быть как авторитарным, так и
демократическим.
Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных
периода: первичная супружеская адаптация и адаптация супругов к появлению
первого ребенка.
К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отождествления
и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность
потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок,
представлений супругов о семье и т.д.), конфликтность, затруднения в
установлении взаимопонимания, отсутствие взаимной психической поддержки и,
как следствие, возрастание замкнутости, отчужденности, угасание любви, потеря
взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к
другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских
ролей, трудности, связанные с вхождением детей во внесемейные институты
(детский сад, школу).
2. Семья среднего супружеского возраста. она представляет собой
своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание
воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они
должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип
супружеских отношений, давно выработаны семейные правила. Это упрощает, но и
обедняет семейную жизнь. В нормально функционирующих семьях тенденция к
стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной
фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального,
отношения становятся однотипными и монотонными.
К типичным проблемам этой категории семей следует отнести: вторичная
негативная супружеская адаптация, отсутствие новых семейных целей и
перспектив, снижение семейной активности, вхождение ребенка в подростковый
возраст, и связанные с этим педагогические и психологические трудности,
повышение конфликтности во взаимоотношениях ребенка и родителей и т.д.
3. Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская диада,
проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как
правило, выходят на пенсию. Меняется образ жизни, социальный статус, статус
супругов.
Типичные проблемы этой категории семь связаны с ухудшением здоровья, затяжной
адаптацией к новому образу жизни, выраженной поляризованностью настроений и
категоричностью суждений – от крайне упаднических до эгоцентрических,
преобладанием ретроспективных ценностей и т.д.
Типология семьи по количеству детей:
1. Бездетная или инфертильная семья. Семья, в которой в течение
десяти лет супружеской жизни нет детей считается бездетной.
Основными проблемами такой семьи являются: диссонанс взаимоотношений
супругов, семейный кризис на почве отсутствия детей, несоответствие ролевых
ожиданий исполняемым ролям, эмоциональная неудовлетворенность, отсутствие
перспективных семейных целей и т.д.
2. Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие
семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.
К наиболее типичным проблемам малодетной семьи можно отнести сложности
психолого-педагогического свойства, связанные с воспитанием единственного
ребенка: отсутствие полноценных условий для развития его социальных и
эмоциональных качеств и формирующийся на этой основе эгоцентризм.
3. Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей.
Выделяют следующие виды многодетных семей:
- семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям.
Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;
- семьи, в которых родители не стремились иметь
много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи.
Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за
боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию
здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных
убеждений;
- семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных
семей, в каждой из которой уже имелись дети;
- семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать
проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения
различного рода пособий, льгот, благ. В большинстве случаев появление детей в
таких семьях является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии
алкогольного или наркотического опьянения. Типичная установка родителей в
данном случае – произвести ребенка.
К основным проблемам многодетных семей можно отнести материальные трудности,
проблемы в сфере образования и воспитания детей, отклонения в поведении детей
вследствие их бесконтрольности и безнадзорности, заниженная самооценка детей,
неадекватные представления о значимости собственной личности; неравное
участие супругов в делах семьи и воспитании детей, нарушение единства в
семейных отношениях и т.д.
Типология семьи по составу: неполная семья, простая (нуклеарная) семья,
сложная (с несколькими семейными ядрами) семья, материнская семья, семья
повторного брака.
Наибольшего внимания работников социально-педагогической сферы требуют
неполная, материнская и семья повторного брака.
1. Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада
полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в
результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка
одиноким человеком.
К типичным проблемам неполных семей относятся: материальные трудности, обилие
психологических проблем у женщины-матери (обида, угнетенность, чувство
собственной неполноценности, чувство вины перед детьми, из-за чего возникает
гиперопека по отношению к ним), затруднения в правильной полоролевой
идентификации детей и т.д.
2. «Материнская семья» (семья матери-одиночки). Это разновидность
неполной семьи. Она изначально безбрачна.
Типичные проблемы такой семьи: неудовлетворительное материальное положение,
жилищные проблемы, негативное отношение со стороны родственников;
невротизация женщины, деформация ее установки на материнство, нарушения в
формировании психических функций ребенка вследствие психологического стресса
матери, жестокое обращение с ребенком в силу деформации материнского
поведения, отказ от ребенка.
3. Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида
таких семей:
- женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;
- мужчина с детьми женится на женщине без детей;
- оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от
предыдущих партнеров.
Типичные проблемы таких семей включают: психическую напряженность от прежних
взаимоотношений супругов, проблему утраты имевшихся ранее семейных ценностей
и необходимости их восстановления, проблему взаимопонимания супругов, их
взаимной адаптации, установления гармоничных отношений с детьми, достижения
их расположения, выработки семейных правил, распределения ролей, установления
новых взаимоотношений с микросоциумом.
Типология по качеству жизнедеятельности семьи: благополучная, устойчивая,
неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания
специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи,
которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию
дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К проблемным семьям,
нуждающимся в первоочередной социально-педагогической помощи относятся семьи
безработных граждан, семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности, семьи
беженцев и вынужденных переселенцев.
1. Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане,
которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода);
зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы
приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в
целях поиска подходящей работы. К семьям безработных относят семьи с одним
или несколькими безработными.
Типичными проблемами семей безработных являются: материальные, досуговые
проблемы, ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа
конфликтов, рост числа индивидуальных проблем психологического,
соматического, нравственного характера, проблемы с воспитанием детей,
перегрузка и стрессовые состояния у детей и т.д.
2. Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или
желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства,
вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного
жительства на территории другого государства вследствие совершенного в
отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности
подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности,
вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной
группе или политических убеждений.
Социальные проблемы семей беженцев связаны с вынужденной переменой места
жительства, резким изменением социального статуса, потерей жилья, работы,
материальными трудностями, трудоустройством в новой среде. названные проблемы
влияют на поведение супругов, характер их внутрисемейных отношений. К
типичным психосоциальным проблемам таких семей относятся: неудовлетворенность
ожиданий, связанных с переездом семьи на новое место жительства, ослабляющая
сопротивляемость психики членов семьи к внешнему неблагополучию,
психологические трудности, связанные с адаптацией к традициям, обычаям,
привычкам, распространенным в новой социальной среде, ухудшение нравственно-
психологической атмосферы в семье, понижение семейного настроения, внутренний
дискомфорт взрослых членов семьи (неудовлетворенность ходом жизни,
отношениями с новым микроокружением и т.д.), передающийся всей семье,
снижение уверенности в семейном лидере, чувство неуверенности в себе,
снижение желания поддерживать должный статус в семье, ослабление мотивации
супружества и т.п.
В семьях беженцев возникает множество проблем с воспитанием детей. Для
статуса беженца характерной чертой являются категории «утрата» и «жестокие
лишения», которые наиболее пагубно сказываются на психосоиальном развитии
детей Последние, лишаясь своих домов, привычных вещей, своих друзей, близких
родственников, испытывая жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды,
медицинского обслуживания, страдают неврозами, депрессиями. Развитие ребенка
замедляется, ухудшаются его умственные способности, ослабляется активность,
истощается эмоциональный потенциал. У ребенка могут возникать отклонения в
поведении, проявляющиеся в пристрастии к алкоголю, наркотикам, противоправным
действиям и т.п.
3. Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности. Семья, в которой
родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает
масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские,
экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком,
профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом
интересов больного ребенка).
К наиболее распространенным психологическим проблемам семьи, воспитывающей
ребенка с ограниченными возможностями, относятся: специфический уклад
семейной жизни, необходимость овладения членами семьи новыми поведенческими
ролями, проблема формирования отношения к больному ребенку (отношение к
ребенку может быть конструктивным или деструктивным: игнорирование патологии
ребенка или акцентуация на ней). Для таких семей характерны пониженный фон
настроения, чувства вины и неполноценности, конфликтность. Уровень разводов в
таких семьях довольно высок. Отцы не в состоянии выдержать непрекращающихся
трудностей и уходят из семьи.
Социальному педагогу важно иметь представление о типологиях, основывающихся
на выделении таких социально-психологических характеристик семьи, которые
оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, его
социализацию.
Типология, учитывающая специфику десоциализирующего влияния семьи на своих
Членов
Это семьи с прямым и косвенным десоциализирующим влиянием.
1. Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют
асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая институтами
десоциализации детей. К ним относятся криминально-аморальные, в которых
преобладают криминальные факторы риска, и асоциально-аморальные семьи,
которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.
В криминально-аморальной семье отсутствует элементарная забота о детях. В ней
имеют место жестокое обращение с детьми, сексуальная распущенность,
вовлечение детей в преступную деятельность.
Типичными проблемами, с которыми сталкивается социальный педагог в такой
семье, являются конфликтность супругов, тяжелая эмоциональная атмосфера,
социальная дезадаптация детей, раннее бродяжничество, побеги из дома,
делинквентное и девиантное поведение детей, их искаженная полоролевая
идентификация, низкая самооценка и т.п.
К асоциально-аморальным относятся семьи со стяжательскими ориентациями, в
которых отсутствуют моральные нормы и ограничения. Обстановка в этих семьях
может выглядеть благопристойной, уровень жизни – достаточно высоким, но
духовные ценности подменены исключительно стяжательскими целями с весьма
неразборчивыми средствами их достижения. Такие семьи прививают детям
антиобщественные взгляды и ценностные ориентации. Со временем в таких семьях
осложняются взаимоотношения между родителями и детьми, у которых формируются
крайне эгоцентрические установки.
2. Семьи с косвенным десоциализирующим влиянием испытывают
затруднения социально-психологического и психолого-педагогического характера.
К этому типу семей относятся конфликтные и педагогически несостоятельные
семьи.
В конфликтной семье личные взаимоотношения супругов хронически обострены,
отсутствует взаимопонимание. Конфликтные семьи могут быть как скандальными,
так и «тихими» (отношения супругов характеризуются полным отчуждением,
стремлением избегать взаимодействия). Конфликтная семья может послужить
причиной психической травматизации как родителей, так и детей, их различных
асоциальных проявлений.
В педагогически несостоятельных семьях при относительно благополучных
условиях (здоровая семейная атмосфера, правильный образ жизни, забота о
детях) неверно формируются отношения с детьми, совершаются серьезные
педагогические просчеты, приводящие к различным отклонениям в поведении
детей.
Типология семьи по видам отношений между супругами: семьи с отношениями
сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными
отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими
отношениями.
1. Семья с отношениями сотрудничества характеризуется
взаимопониманием и поддержкой как между супругами, так и между родителями и
детьми. Это идеальный случай семейных взаимоотношений.
2. Семья с паритетными отношениями предполагает ровные
«союзнические» отношения между ее членами, основанные на взаимной выгоде. В
конфликтной ситуации такая семья руководствуется принципом равенства и
равноправия сторон. Однако для такой семьи характерны избыточное
взаимопривыкание супругов, усталость, эрозия чувств. Для детей атмосфера
паритета не может быть признана идеальной. При таких отношениях в семье не
хватает эмоций, в то время как эмоциональная связь с родителями детям
необходима.
3. Семья с состязательным видом отношений отличается желанием
супругов добиться большего и лучшего для семьи в благожелательном
соперничестве. Однако наличие «семейной состязательности содержит момент
нервозности, не всегда полезный для детей. Этот вид отношений в случае
отсутствия у супругов выдержки, такта, уверенности в себе может перейти в
конкуренцию.
4. В семье с конкурентными отношениями супруги направляют всю свою
энергию на достижение собственных целей, полностью игнорируя цели других и
даже подавляя их по закону «семейных джунглей». В семье возникают
противоречия и конфликты, которые отделяют ее членов друг от друга.
5. Семья с антагонистическими отношениями характеризуется резкими
непримиримыми противоречиями между членами семейного союза, при которых их
объединение носит явно вынужденный характер, сохраняется из-за чисто внешних
причин. Семейного единства как такового не существует.
Конкурентные и антагонистические отношения пагубны для семьи в целом, но
особенно плохо они сказываются на детях. У детей формируется отрицательный
опыт конфликтной семьи, вредный для их будущей семейной жизни. Дети в таких
семьях растут в условиях противоречивых требований матери и отца, что
препятствует формированию нормальных брачно-семейных представлений. Духовная
атмосфера таких семей лишена мира, покоя, благополучия и стабильности, что
мешает нормальному нравственному и психическому развитию детей, у которых
возрастает риск нервно-психических заболеваний. В таких семьях дети чаще
всего бесконтрольны и безнадзорны, у них снижена способность к социальной
адаптации, они не усваивают целый ряд общечеловеческих норм и испытывают
противоречивые чувства к своим родителям, вплоть до враждебного отношения к
одному из них.
Типология по стилям семейных взаимоотношений: семья с попустительским
стилем взаимоотношений, семья с авторитарным стилем взаимоотношений, семья с
демократическим стилем взаимоотношений.
1. Семья с демократическим стилем взаимоотношений характеризуется
сотрудничеством, взаимопомощью, развитой культурой чувств и эмоций, подлинным
и полным равноправием всех участников семейного союза.
2. Семья с авторитарным стилем взаимоотношений – это, прежде всего,
безапелляционные и бесцеремонные отношения между супругами, родителей к
детям. В таких семьях процветают жестокость, агрессия, диктат, черствость и
холодность по отношению друг к другу. У детей из таких семей часто
развиваются психогенные заболевания.
3. Семья с попустительским стилем взаимоотношений
характеризуется по существу отсутствием всяких отношений: отстраненность и
отчужденность членов семейного союза друг от друга, их полное безразличие к
делам и чувствам друг друга, что находит свое выражение либо в принятии и
последующей реализации детьми таких же «принципов», либо в их полном отказе
от какого-либо усвоения родительского опыта, отчуждении от родителей.
Типология, в основу которой положена гармоничность семейного союза:
гармоничные семьи, дисгармоничные семьи.
Гармоничным семейным союзом следует считать тот, при котором семья
превращается в открытую систему, раскрывающую наиболее широкие возможности
для творческого роста и личностного развития всех её членов.
Дисгармоничный семейный союз препятствует реализации присущих супругам
индивидуальных качеств. Семья превращается в некий театр, где каждый вынужден
выполнять навязанную, чуждую, но предписанную семейным союзом роль.
Принято выделять следующие типы семейных дисгармоний:
1. Внешне «спокойная семья». Отношения упорядочены и согласованны,
события в семье протекают гладко (взгляд со стороны). При более близком
знакомстве становится ясно, что муж и жена испытывают чувства
неудовлетворённости, скуки, их жизнь сопровождается ощущением зря потраченных
лет. Они мало разговаривают друг с другом, хотя послушно и стереотипно, с
повышенным педантизмом выполняют свои супружеские обязанности. В таких семьях
чувство ответственности преобладает над искренностью отношений. За видимостью
благополучия скрываются длительно и сильно подавляемые негативные чувства
друг к другу. Сдерживание эмоций отражается на самочувствии. Супруги
подвержены устойчивым нарушениям настроения, часто ощущают усталость,
бессилие. Нередки приступы тоски, депрессии.
В семье, где отношения строятся на основе видимой благожелательности, ребенок
ощущает себя бесполезным. Его жизнь наполнена ощущением постоянной тревоги,
ребенок чувствует опасность, но не понимает ее источника, живет в постоянном
напряжении и не в силах его ослабить.
2. Вулканическая семья. Отношения изменчивы и открыты. Супруги
постоянно выясняют отношения, часто расходятся и сходятся, ссорятся и мирятся.
Спонтанность и эмоциональная непосредственность преобладает над чувством
ответственности.
В вулканических семьях, эмоциональная атмосфера которых пульсирует между
крайними полюсами, дети испытывают значительные эмоциональные перегрузки.
Ссоры между родителями приобретают в глазах ребенка катастрофические размеры,
это для него подлинная трагедия, угрожающая самим основам стабильности
детского мира.
3. Семья – санаторий. В такой семье имеет место своеобразная
«семейная защита», которая строится вокруг одного члена семьи, чаще всего
взрослого. Как правило, один из супругов требует повышенной любви и заботы,
он получает при этом какую-то выгоду, создает семейную ограниченность, барьер
новому опыту. По отношению к этому супругу вся семья идёт на сознательные
самоограничения. В таких союзах ограничен круг общения, сведены к минимуму
контакты с друзьями, как правило, под предлогом различий во взглядах и
ценностях. Семья внешне кажется солидарной, однако в глубинах отношений
кроется тревожная зависимость одного из партнёров. Это симбиотически
зависимый союз. Один из членов семьи ограничивает свои обязанности, заставляя
близких всё больше и больше окружать его вниманием.
Если семья «санаторий» для матери или отца, дети лишены необходимой заботы,
испытывают недостаток в материнском принятии, любви. Также дети рано
привлекаются к выполнению домашней работы, годами живут в ситуации физической
и нервной перегрузки, становятся излишне тревожными, зависимыми, сохраняя при
этом теплое, любовное и заботливое отношение к родителям.
Когда «санаторным» отношением окружаются братья и сестры, кто-то из других
родственников, внутрисемейная позиция ребенка меняется. Ограниченность семьи
внутрисемейными отношениями приводит к постоянной фиксации внимания на
здоровье, подчеркиванию всевозможных опасностей, запугиванию. Необходимость
удержать ребенка в семье приводит к дискредитации внесемейных ценностей, к
обесцениванию общения ребенка, его друзей, предпочитаемых форм проведения
свободного времени.
Опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от реальных и мнимых опасностей –
характерные черты отношения к детям в семьях санаторного типа. Такие
родительские позиции приводят к чрезмерной перегрузке нервной системы
ребёнка, при которой возникают невротические срывы. У ребёнка формируется
повышенная чувствительность. В подростковом возрасте у таких детей
усиливаются реакции протеста и желание раннего ухода из семьи. Часто у них
формируется личность, у которой забота о состоянии здоровья приобретает
характер сверхценной деятельности.
4. Семья-крепость. В основе такого семейного союза лежат усвоенные
представления об угрозе, агрессивности и жестокости окружающего мира, о
всеобщем зле и о людях как носителях зла.
У супругов в таких семьях возникает ярко выраженное чувство «Мы». Они как бы
психологически вооружаются против всего мира. «Круговая оборона» –
бессознательная маскировка душевной пустоты или нарушения сексуальных
отношений. Часто в таких семьях наблюдается безоговорочное доминирование
одного из супругов и зависимое, пассивное положение другого. Вся семейная
жизнь жестко регламентирована и подчинена внутрисемейным целям. Эмоциональная
атмосфера семьи лишена естественной теплоты и непосредственности.
Отношение к детям в такой семье также жестко регламентируется. Черствость
одного из деспотов-родителей неудачно компенсируется непоследовательной
гиперопекой и мелочной заботливостью другого. Отношение к ребенку лишено
эмоциональной открытости, искренности. Любовь к нему носит условный характер.
Он любим только тогда, когда оправдывает ожидания и выполняет требования
семьи.
Подобная семейная атмосфера и тип воспитания ведут к неуверенности ребенка в
себе, к безынициативности, иногда вызывают протестные реакции, провоцируют
упрямство, негативизм. Во многих случаях фиксируется внимание ребёнка на
собственных переживаниях, что приводит его к психологической изоляции,
вызывает замкнутость, трудности в общении со сверстниками. Такие дети часто
страдают невротическими расстройствами.
5. Семья-театр. Такие семьи утверждают стабильность
путем специфического «театрализованного образа жизни». Как правило, один из
супругов в подобных союзах испытывает острую потребность в признании, в
постоянном внимании, поощрении, любовании, он остро испытывает дефицит любви.
Иногда члены семьи разыгрывают друг перед другом спектакль, иногда вся семья
формируется в один ансамбль, сохраняя видимость благополучия.
В общении с детьми запреты и поощрения быстро декларируются и так же быстро
забываются. Посторонним демонстрируется любовь и забота о ребенке, который
ощущает, что родителям не до него. Часто контакт с ребенком, внимание к его
жизни заменяются игрушками, специальным оборудованием для занятий. А
воспитание передоверяется детскому саду, гувернёру, школе. Детям даётся
«модное» воспитание, они посещают всевозможные кружки, занимаются языками,
музыкой.
В театрализованном образе жизни часто возникает особое отношение к ребенку,
связанное со стремлением скрыть его недостатки, выпятить достоинства, мнимые
достижения. Все это приводит к ослаблению у ребенка самоконтроля, внутренней
дисциплины. Отсутствие подлинной близости с родителями формирует
эгоистическую направленность личности.
6. Семья – третий лишний. Это семья, где личные взаимоотношения
супругов имеют для них особую значимость, а родительство бессознательно
воспринимается как помеха супружескому счастью.
Так бывает при неподготовленности одного или обоих супругов к выполнению
родительских функций. Стиль отношений с ребенком по типу скрытого неприятия.
В контакте с детьми такие родители внушают им чувство неполноценности, без
конца фиксируют внимание на недостатках.
Нередки случаи соперничества межу еще молодой матерью и подрастающей дочерью,
бессознательная борьба за любовь и привязанность отца. Дети в таких семьях
вырастают неуверенными в себе, безынициативными, с комплексами
неполноценности при усиленной зависимости и подчиненности родителям. У таких
детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они с трудом
переносят даже временную разлуку с ними, с трудом адаптируются в детских
коллективах.
7. Семья с кумиром. В таких семьях воспитание ребенка –
единственное, что скрепляет супружеские отношения. Оба родителя с
преувеличенным вниманием относятся к ребенку, перенося на него свои
нереализованные чувства. Поступки ребенка воспринимаются без должной критики,
малейшие прихоти немедленно удовлетворяются, преувеличиваются реальные и
мнимые достоинства. Желание уберечь ребенка от жизненных трудностей приводит
к ограничению его самостоятельности, чему способствует бессознательная
тенденция замедлить процесс взросления, поскольку уменьшение опеки угрожает
разрушению семейной группы. Ребенок воспитывается в атмосфере заласканности,
восхищения и умиления. Дети в таких семьях несамостоятельны, пассивны. У них
часто выражена потребность быть признанными вне семьи, что ведет к
демонстративности поведения. Критичное осознание собственных личностных
качеств заменяется негативными оценками других, злобой, ощущениями
несправедливости и жестокости окружающих.
8. Семья-маскарад. Для подобного типа семьи свойственна несогласованность
жизненных целей. Родители ставят ребенка в ситуацию различных требований и
несогласованных оценок. Воспитание становится непоследовательным. Это
вызывает у ребёнка растерянность, расщепление его самооценки. У таких детей
очень часто развиваются неврозы.