Историческое развитие семьи и ее типология. Жизненный цикл семьи

Семья как социальная группа, в которой совершаются определенные процессы и которая осуществляет опреде­ленные функции, исторически развивается. Проблема ее исторического развития является предметом многих тео­рий в рамках общественных наук. Особый интерес пред­ставляют результаты этнологических исследований амери­канского ученого Льюиса Моргана (1818-1881), который долгое время жил в племени сенека североамериканских индейцев-ирокезов и результаты своих наблюдений, в ча­стности над родственными и семейными отношениями, изложил в книге «Древнее общество».

В своем исследовании семейных и родственных отно­шений Морган исходил из гипотезы, что в начальный пе­риод истории человеческого общества существовал пол­ный промискуитет, т.е. половые отношения между членами праобщины не регулировались никакими норма­ми. В дальнейшем, с установлением запрета на половую связь родителей и детей, а также других запретов, возник­ли определенные формы семейной жизни. Исходя из ре­зультатов многочисленных исследований, прежде всего исследований Моргана, большинство ученых сегодня при­держиваются точки зрения, что семья в своем развитии прошла через следующие фазы: промискуитет, кровнород­ственная семья, пуналуальная семья, синдиасмическая семья и моногамная семья. Общей характеристикой этого разви­тия является сужение круга половых партнеров и укреп­ление связей, объединяющих членов семьи.

Промискуитет характерен для низшей ступени дикос­ти. Это такая форма совместной жизни, когда отсутство­вали отдельные, обособленные семейные группы и семей­ная жизнь была идентична общественной. На основе этнологических данных и знаний о низком уровне разви­тия примитивного человека на низшей ступени дикости заключают, что существовали неограниченные половые отношения между всеми членами общества. Примитивно­му человеку неведомо понятие родства в смысле его, че­ловека, кровнородственной связи с отдельными членами группы; ему понятно лишь родство в смысле его принад­лежности и связи с целой группой.

Многие социологи оспаривали существование промис­куитета как предварительного этапа в развитии семейной жизни; тем не менее можно с уверенностью сказать, что первобытный человек мог существовать лишь в некоторой обширной общности и был с ней теснейшим образом свя­зан. Однако, согласно Моргану, весьма скоро происходит ограничение полового общения и начинают выделяться отдельные группы, между которыми такое общение раз­решено. Этот процесс, несомненно, длился весьма долго и привел к возникновению особой формы семьи – кров­нородственной.

Кровнородственная семья характеризуется групповым браком, а половое общение в ней разрешено лишь между теми, кто принадлежит к одному поколению. Все те, кто принадлежит к одному поколению, т. е. братья и сестры, независимо от степени их родства образуют одну семью. Такая семья является эндогамной общностью, ибо вклю­чает людей одного поколения, принадлежащих лишь к одному роду или племени. В современном обществе этот тип семьи не существует. Сужение круга половых партне­ров в рамках семьи подобного типа произошло под влия­нием развития общества и привело к возникновению бо­лее развитой формы семьи – пуналуальной.

В пуналуальной семье из полового общения исключают­ся сперва ближайшие кровные родственники по женской линии, а позже этот запрет распространяется и на осталь­ных, более дальних родственников того же поколения. Этому типу семьи все еще присущ групповой брак, одна­ко принцип эндогамии заменяется экзогамией, так что можно сказать, что это брак между людьми, принадлежа­щими к одному поколению, но к разным родам. Пуналуальная семья, таким образом, представляет собой такую форму брачных отношений, когда брачными партнерами являются группа сестер из одного рода и группа братьев из другого рода. В рамках такого типа семейной жизни все более частыми оказываются устойчивые и продолжитель­ные связи между одним мужчиной и одной женщиной. Это – первый шаг к появлению парного брака.

Переходным историческим типом выступает синдиасмическая семья, которая появляется на рубеже дикости и варварства и в которой один мужчина живет с одной жен­щиной, а полигамия (т. е. многобрачие, или, в данном, слу­чае, многоженство) остается исключительным правом мужчины. Брачные узы легко расторгаются, и тогда дети остаются с матерью. Регулируя половые отношения опре­деленного мужчины и определенной женщины, синдиасмическая семья делала известным действительного биологического отца и создавала условия для создания моногамной семьи, возникающей во времена разложения родового строя, появления частной собственности и клас­сов.

Моногамная семья отличается тесной связью между мужчиной и женщиной, причем данная связь может быть расторгнута не по воле какой-либо из сторон у но только по воле мужа. Непосредственной причиной возникнове­ния моногамной семьи было появление частной собствен­ности и стремление ее защитить, т. е. обеспечить бесспор­ность отцовства и право потомства на владение семейным имуществом. Одновременно с укреплением моногамной семьи шел и процесс разложения старого родового строя и возникновения новых форм человеческих общностей.

Исторически развитие семьи шло от нерегулируемых половых отношений к их ограничению в рамках моногам­ной семьи. По сути, в процессе развития человека как мыслящего существа он все больше стремился найти в своем половом партнере личность, а не только объект для полового удовольствия и продолжения рода. Разумеется, этот процесс имел свои особенности и детерминанты в оп­ределенные периоды развития общества и в отдельных об­щинах и сообществах.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Моногамия встречается в истории человечества в 5 раз реже, чем по­лигамия – брак одного супруга с несколькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиандрия – брак одной женщины с несколькими мужчинами (редко встре­чающийся брак – в 20 раз реже моногамии и в 100 раз реже полигинии).

Экзогамные браки относятся к таким, где супружество воаможно лишь вне данной родственно-семейной группы, фратрии. Напротив, эндогамные браки заключаются ис­ключительно внутри данной фратрии.

Типы семейных структур, определяемые по критериям родительства-родства, многообразны и подчеркивают какие-либо свойства в связи с линиями отца или матери. В связи с этим в этносоциологии и социологии семьи и родства принято различать социальное отцовство «pаtег» и физиологическое отцовство – «genitor» и, соответствен­но, материнство. Отсюда, на основе принципов «патри-матри-» локализации семейных групп, прибегают к выде­лению патрилилизации семейных групп прибегают к выделению патрилинеальных и матрилинеальных семей, где наследование фамилии, имущества, социального положе­ния ведется по отцу либо по матери.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и мат­риархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влияни­ем пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семей­ных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью, имеет смысл говорить об эгалитарных семьях (эгалитарность понимается как рав­ное влияние супругов с взаимозаменяемыми ролями).

Выделяется еще так называемая партнерская семья с со­вместным обсуждением семейных решений, причем если муж имеет большее влияние, то это будет партнерская се­мья с доминированием мужа, если жена – то с доминированием жены. Кроме того, выделяются семьи с приня­тием решений одним из супругов – автономные семьи.

Далее, по критерию социального положения супругов (или родителей супругов), семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и ге­терогенными, где они происходят из разных социальных групп, каст, классов. Применяется также для более широ­кой характеристики семей и браков по социальным и де­мографическим признакам различение гомогамных семей, однородных по национальности, возрасту, профессии, об­разованию и т. д., и гетерогамных семей, где наблюдают­ся различия по социальным индикаторам.

По критерию пространственно-территориальной лока­лизации семьи бывают патрилокальные, в которых молодо­жены переходят жить в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. Сегодня, когда молодожены-горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить об унилокалъных семьях. В этом случае поселение молодоженов или у родителей мужа, или у родителей жены состоялось не по причине следования традиции. Встречаются также неолокальные семьи, имею­щие возможность жить отдельно от родителей в своем доме.

Самыми распространнеными в современных урбанизи­рованных аглрмерациях являются нуклеарные семьи, со­стоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений: прародителей, родителей и детей (внуков). Когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, наличие двух и более жен-матерей (полигиния) или мужей-отцов (поли­андрия), тогда говорят о составной нуклеарной семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не пер­вом браке) вместе с супругами могут находиться дети дан­ного брака и дети предшествующего брака кого-либо из супругов, имеющие родного отца или мать. Рост разводов увеличил долю повторных семей, которые в прошлом воз­никали по причине предшествующей смерти супруга, и в них дети гораздо реже могли иметь при одной матери двух отцов (при одном отце двух матерей).

Нуклеарная семья, состоящая из трех или только трех внутрисемейных позиций (муж-отец, жена-мать, дети-сыновья и братья, дочери и сестры), может быть двух ти­пов:

Репродуктивная семья – состоящая из родителей и не­совершеннолетних детей; и ориентационная семья – ро­дительская семья, из которой вышли взрослые дети, име­ющие свои репродуктивные семьи. Расширенная семья, состоящая более чем из трех вышеназванных позиций (если, например, добавляются тесть-теща, свекор-свек­ровь, братья и сестры с их супругами и детьми, братья и сестры самих супругов и т. д.), имеет несколько разновид­ностей.

Линеальная семья образуется, когда все дети одного пола после вступления в брак остаются в доме родителей (Индия). Стержневая семья возникает, когда вместе с ро­дителями остается кто-то один из всех детей со своей се­мьей (сельские регионы Европы). Полная расширенная се­мья формируется, если братья с женами остаются в доме отца и их сыновья после женитьбы также остаются с ними (Китай).

Расширенная семья всей своей структурой обнаружи­вает, что цементирующей связью является кровное родство родителей и детей, братьев и сестер. Поэтому иногда нуклеарные семьи именуются супружескими, а расширен­ные – кровнородственными.

Семьи послеразводные, с одним родителем и детьми, называются в отличие от семей с двумя родителями – не­полными (прежде эти семьи в основном были семьями вдов, ныне они итог чаще всего развода).

В социологии и демографии принято разделение семей по детности на три типа: малодетные семьи – это те, где мало детей с точки зрения социально-психологической. Для возникновения первичных групповых отношений среди детей двух детей недостаточно, двое лишь пара. Двухдетная семья – это семья, состоящая из двух пар – супругов и детей, парные отношения в них нельзя считать строго групповыми, так как первичногрупповые отноше­ния образуются начиная с трех членов группы. С другой стороны, мало детей в семье может быть с точки зрения воспроизводства населения (демографической) – чтобы предшествующие поколения замещались последующими, необходимо примерно 2,5 детей на семью, или четверть двухдетных семей, а треть – трехдетных, 20% – четырех-детных и 7% пятидетных и более, или 14% бездетных и однодетных. Реальная структура семей по детности в России, где уровень рождаемости упал ниже 16 рождений на 1000 жителей – границы простого воспроизводства населе­ния – и достиг 11,5 на 1000 в 1992 г., что соответствует в среднем 1,59 детей на семью. Это означает чрезмерное преобладание малодетных семей с 1-2 детьми до 16 лет – таковых в РФ примерно 90%. Многодетных семей с 5 и более детьми – где детей намного больше для замещения поколений – меньше 1%. Среднедетных семей с 3-4 деть­ми, где детей достаточно для слегка расширенного воспро­изводства – около 9%. Таким образом, структура семей по детности резко искажена: многодетных семей в 15 с лиш­ним раз меньше, чем следует, среднедетных – в 5 раз, тог­да как однодетных в 5 раз больше, поэтому рождаемость не компенсирует смертность. Более того, в 1992 г. уровень смертности 12,6 на 1000 жителей превысил рождаемость, обнажив процесс депопуляции, складывающийся из на­чавшегося в 60-е гг. в России распространения малодетности и ускоренного роста смертности с середины 70-х гг.

Огромное разнообразие семейных структур образуется, когда ставится задача классификации семей с учетом из­менения семьи во времени от старта к финишу семейной жизни. Введение параметра продолжительности, стажа брака и семьи, изменения семьи в ходе жизни привело к понятию «семейного цикла жизни» или «жизненного цик­ла семьи». Возможно, слово «цикл» здесь неточно, ибо только при смене семейных поколений повторяются одни и те же стадии становления и распада семьи как социаль­но-психологической целостности. Но в отличие от дина­мики взаимоотношений членов семьи, быстрых измене­ний состояний семейной атмосферы, термин «цикл семейной жизни» применим для характеристики повторяемости процессов, происходящих при последовательной смене стадий функционирования семьи.

Разработка схем семейного цикла представляет само­стоятельную задачу социологии семьи (на основе статис­тических данных о распространенности тех или иных эта­пов цикла в семейной структуре населения).

Семейный цикл определяется стадиями родительства по семейным событиям от начала до прекращения брака.

1-я стадия – стадия бездетности, предродительство; 2-я – стадия репродуктивного родительства и 3-я – объединя­ются в стадию социализационного родительства; 4-я – стадия прародительства. Сегодня нет статистических дан­ных, позволяющих определить среднюю длительность каждой из четырех стадий. Чем больше в обществе доля семей, проходящих все стадии цикла, чем дольше длятся 2-я и 3-я стадии, тем выше качество семейной жизни. Ста­дия репродуктивного родительства включает в себя ре­продуктивный цикл семьи, который может быть полным, если повторяемость репродуктивных событий охватывает последовательность коитус – зачатие – роды, и непол­ным, если цикл сводится к коитусу с успешным примене­нием контрацепции, не допускающим зачатия либо родов. Семейный цикл может формироваться по разным основаниям, так, польский социолог Ян Щепаньский выделяет, при условии отсутствия развода, три фазы: до рождения ребенка, социализацию до отделения от родителей взрослых детей и фазу постепен­ного распада супружества. Другие ученые увеличивают чис­ло фаз, пытаясь совместить возрастной цикл с родительством. Учет возможных болезней, разлук, смертей, разводов и т.п. позволяет расширить и углубить картину различных семейных состояний и сконструировать исчерпывающую типологию семей, охватывающую все разновидности семей от старта до финиша семейной жизни.

Наши рекомендации