Технология процесса обучения грамоте и развитию речи в белорусской н.ічні.іх и русскоязычных дошкольных учреждениях
(Н.С. СТАРЖИНСКАЯ)
Эта уникальная и универсальная технология используется во многих видах деятельности дошкольника: общение, игры, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы.
Невозможно развивать речь ребенка «вообще», не используя ее в той или иной деятельности. Воспитатель может общаться сребенком на русском или белорусском языке, но должен строго придерживаться одного из языков на определенных занятиях, в играх или в определенные дни. Тогда у ребенка формируется дифференцированная речевая установка на применение белорусского или русского языка в конкретных ситуациях, что помогает избегать смешивания двух языков в речевой практике.
В повседневной жизни и на играх-занятиях педагоги используют предметно-схематические модели, где рисунки схематически передают то, о чем следует сообщить, описывая предмет, давая его характеристику. Для детей 4-летнего
возраста в игровой форме составляются морфологические таблицы, которые оказывают помощь в становлении связной речи, в развитии умений составлять творческие рассказы реалистического и фантастического содержания.
Одновременно через разработанные Н.С. Старжинской игры и игровые упражнения воспитанники получают первое представление о слове как языковой единице. Овладевая способами выделения звука в слове, дети учатся различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Для этого используют картинки-схемы, которые отражают слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Модель слова, полученная в результате его звукового анализа, отражает отдельные звуки и их последовательность. Так, постепенно и непринужденно происходит обучение грамоте.
ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ А.А. ПЕТРИКЕВИЧ И Л.А. МАРТЫНОВОЙ
Суть технологии проектов в стимулировании интереса детей к экологическим проблемам, для решения которых необходимо обладать определенными знаниями. В процессе работы над проектами его участникам предоставляется возможность применить полученные знания на практике.
Основная идея технологии проектов — баланс между знаниями и умениями: я самостоятельно добываю знания, чтобы применить их для решения (совместно с другими членами группы) заинтересовавшей меня проблемы. При этом педагог учитывает опыт ребенка, обучает его в действии, побуждает к наблюдению и экспериментированию, чередует индивидуальную работу с коллективной.
Экологический проект, заложенный в основе технологии, является способом организации деятельности детей, построенной с учетом их интересов, при их активном участии в планировании деятельности и ее реализации. Экологические проекты, как правило, заканчиваются праздником или развлечением. На презентации проекта дети представляют конкретные результаты своей работы: это самодельные книжки, газеты, экологические сказки, плакаты, коллекции, атрибуты игровой деятельности.
Одной из форм проекта является экологическая акция («Сбереги елочку», «Очистим планету от мусора», «День Земли», «День воды» и другие).
Педагоги дошкольных учреждений района считают использование экологического проекта в работе с детьми целесообразным, поскольку в нем содержится огромный потенциал для формирования экоцентрического типа экологического сознания с минимальным антропоцентризмом.
ТРИЗ-РТВ-ТЕХНОЛОГИИ
Использование ТРИЗ-РТВ-технологии помогает научить ребенка жить в быстро меняющемся мире, решать проблемы самостоятельно, уметь отстаивать собственную точку зрения.
Популярность ТРИЗ-РТВ-технологии основывается на том, что она дает инструменты и операторы мышления, обобщенные алгоритмы организации творческой деятельности, которые легко через игру осваиваются детьми дошкольного возраста. Деятельность в режиме творчества менее утомляет ребенка, создает возможности для самовыражения и личностного роста.
Систематическое использование рефлексии в работе по ТРИЗ-РТВ-технологии позволяет воплотить идею рефлексивного развития каждой личности. Реализация методов и приемов ТРИЗ-РТВ-технологии предусматривает использование ряда инструментариев: таблиц, схем, модулей, дидактических игр. В практической деятельности современных ДУ наиболее часто используются следующие пособия: «Модель девяти экранов», «Круги Луллия», «Морфологическая таблица», «Опорная таблица по описанию объектов рукотворного мира», Пособие «Китайская монада», Модель «Круг Мира», «Модель Эвроритма».
Наряду со специально изготовленными пособиями, в применении которых дошкольники принимают активное участие (предлагают и выбирают самые удачные варианты условных обозначений, схематизации т.д.), в ТРИЗ-РТВ-технологии широко используется работа с ватманом и фломастером, когда на глазах у детей и при их участии создаются схемы, таблицы, модели.
Постоянное нахождение пособий в группе и доступность
их использования детьми как на занятиях, так и вне занятий, обеспечивает благоприятные условия для создания творческого продукта деятельности каждого ребенка, совершенствование комфортности и адаптивности среды дошкольного учреждения.