Технология процесса обучения грамоте и развитию речи в белорусской н.ічні.іх и русскоязычных дошкольных учреждениях

(Н.С. СТАРЖИНСКАЯ)

Эта уникальная и универсальная технология используется во многих видах деятельности дошкольника: общение, игры, рисование, лепка, конструирование, решение практических задач, восприятие художественной литературы.

Невозможно развивать речь ребенка «вообще», не ис­пользуя ее в той или иной деятельности. Воспитатель может общаться сребенком на русском или белорусском языке, но должен строго придерживаться одного из языков на оп­ределенных занятиях, в играх или в определенные дни. Тогда у ребенка формируется дифференцированная речевая уста­новка на применение белорусского или русского языка в конкретных ситуациях, что помогает избегать смешивания двух языков в речевой практике.

В повседневной жизни и на играх-занятиях педагоги используют предметно-схематические модели, где рисунки схематически передают то, о чем следует сообщить, описы­вая предмет, давая его характеристику. Для детей 4-летнего

возраста в игровой форме составля­ются морфологические таблицы, кото­рые оказывают помощь в становлении связной речи, в развитии умений со­ставлять творческие рассказы реали­стического и фантастического содер­жания.

Одновременно через разработанные Н.С. Старжинской игры и игровые упражнения воспитанники получают первое представление о слове как язы­ковой единице. Овладевая способами выделения звука в слове, дети учатся различать на слух твердые и мягкие согласные звуки. Для этого используют картинки-схемы, которые отражают слово предметно, представив его зву­ковую структуру в виде модели. Мо­дель слова, полученная в результате его звукового анализа, отражает от­дельные звуки и их последователь­ность. Так, постепенно и непринуж­денно происходит обучение грамоте.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ А.А. ПЕТРИКЕВИЧ И Л.А. МАРТЫНОВОЙ

Суть технологии проектов в сти­мулировании интереса детей к эко­логическим проблемам, для решения которых необходимо обладать опре­деленными знаниями. В процессе ра­боты над проектами его участникам предоставляется возможность при­менить полученные знания на прак­тике.

Основная идея технологии проек­тов — баланс между знаниями и уме­ниями: я самостоятельно добываю знания, чтобы применить их для ре­шения (совместно с другими членами группы) заинтересовавшей меня проб­лемы. При этом педагог учитывает опыт ребенка, обучает его в действии, побуждает к наблюдению и экспери­ментированию, чередует индивиду­альную работу с коллективной.

Экологический проект, заложенный в основе технологии, является способом организации деятельности детей, построенной с учетом их интересов, при их активном участии в планировании дея­тельности и ее реализации. Экологические проекты, как правило, заканчиваются праздником или развлечением. На презентации проекта дети представляют конкретные ре­зультаты своей работы: это самодельные книжки, газеты, экологические сказки, плакаты, коллекции, атрибуты игровой деятельности.

Одной из форм проекта является экологическая акция («Сбереги елочку», «Очистим планету от мусора», «День Земли», «День воды» и другие).

Педагоги дошкольных учреждений района считают ис­пользование экологического проекта в работе с детьми целе­сообразным, поскольку в нем содержится огромный по­тенциал для формирования экоцентрического типа эко­логического сознания с минимальным антропоцентризмом.

ТРИЗ-РТВ-ТЕХНОЛОГИИ

Использование ТРИЗ-РТВ-технологии помогает научить ребенка жить в быстро меняющемся мире, решать проб­лемы самостоятельно, уметь отстаивать собственную точку зрения.

Популярность ТРИЗ-РТВ-технологии основывается на том, что она дает инструменты и операторы мышления, об­общенные алгоритмы организации творческой деятельности, которые легко через игру осваиваются детьми дошкольного возраста. Деятельность в режиме творчества менее утомляет ребенка, создает возможности для самовыражения и лич­ностного роста.

Систематическое использование рефлексии в работе по ТРИЗ-РТВ-технологии позволяет воплотить идею рефлек­сивного развития каждой личности. Реализация методов и приемов ТРИЗ-РТВ-технологии предусматривает исполь­зование ряда инструментариев: таблиц, схем, модулей, ди­дактических игр. В практической деятельности современных ДУ наиболее часто используются следующие пособия: «Модель девяти экранов», «Круги Луллия», «Морфологическая таблица», «Опорная таблица по описанию объектов руко­творного мира», Пособие «Китайская монада», Модель «Круг Мира», «Модель Эвроритма».

Наряду со специально изготовленными пособиями, в при­менении которых дошкольники принимают активное участие (предлагают и выбирают самые удачные варианты условных обозначений, схематизации т.д.), в ТРИЗ-РТВ-технологии широко используется работа с ватманом и фломастером, когда на глазах у детей и при их участии создаются схемы, таблицы, модели.

Постоянное нахождение пособий в группе и доступность

их использования детьми как на заня­тиях, так и вне занятий, обеспечивает благоприятные условия для создания творческого продукта деятельности каж­дого ребенка, совершенствование ком­фортности и адаптивности среды до­школьного учреждения.

Наши рекомендации