Информационные ресурсы общества
Ресурсы – это имеющиеся в наличии запасы, средства, которые могут быть использованы при необходимости. Для индустриального общества основными видами ресурсов являются: материальные ресурсы (сырье, материалы, топливо, энергия, и т.д.), природные, трудовые, финансовые. В информационном обществе особое внимание уделяется информационным ресурсам и подчеркивается их значимость по сравнению с традиционными видами ресурсов. Информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования и зафиксированные на материальном носителе. Информационные ресурсы, если их понимать как знания, отчуждены от тех людей, которые их создавали, накапливали, обобщали, анализировали и т.п. Эти знания материализовались в виде документов, баз данных, баз знаний, алгоритмов, компьютерных программ, а также произведений искусства, литературы, науки. В Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» приведено следующее определение этого термина. Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Эффективность доступа к информационным ресурсам повышается благодаря использованию компьютерных телекоммуникационных сетей. По полноте предоставляемой информации к российским информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, можно отнести:
- ресурсы органов государственной власти;
- библиотечные ресурсы;
- правовые ресурсы;
- архивные ресурсы;
- образовательные ресурсы.
Рассмотрим некоторые из них подробнее.
В качестве примера ресурсов органов государственной власти рассмотрим сервер органов государственной власти Российской Федерации «Официальная Россия» (www.gov.ru)
Задание 1:
С помощью сайта «Официальная Россия» приведите перечень органов государственной власти, доступных с помощью данного ресурса. Проанализируйте региональные органы государственной власти Российской Федерации, размещенные на сайте. Найдите сайт Администрации Томской области. На сайте найдите информацию о количестве проживающих в городе Томске (с помощью интерактивной карты Томской области).
Другим примером ресурсов органов государственной власти может служить портал государственных и муниципальных услуг (www.gosuslugi.ru). Портал предоставляет оперативный доступ к информации, необходимой для получения государственных услуг, служит единой «точкой входа» для граждан при информировании и получении государственных услуг, содержит понятное изложение информации о государственных услугах, включая примеры заполнения заявлений и др. Для доступа к ресурсам портала требуется регистрация.
Задание 2:
Перечислите категории государственных услуг, оказываемых с помощью портала «Государственные услуги».
В качестве библиотечных ресурсов, размещенных в сети Интернет, рассмотрим:
– электронный каталог Российской государственной библиотеки (РГБ) (www.rsl.ru), на котором представлены электронные каталоги, в том числе и свободного доступа. В 2003 г. РГБ создала «Электронную библиотеку диссертаций РГБ», в которой в Виртуальном читальном зале можно работать с полными текстами диссертаций и авторефератов (в свободном доступе находится часть проекта – «Открытая электронная библиотека диссертаций»)
Задание 3:
Посмотрите, какие фонды доступны пользователю на сайте Российской государственной библиотеки. Какие проекты реализованы?
– Научная электронная библиотека e-LIBRARY.RU(www.elibrary.ru). Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты научных работ. Для того чтобы пользоваться фондами библиотеки необходимо в ней зарегистрироваться. На платформе библиотеки размещен Российский индекс научного цитирования (РИНЦ), призванный отслеживать цитирование в первую очередь в отечественных журналах. С помощью e-LIBRARY можно узнать свой индекс Хирша.
Что такое индекс Хирша
Это количественная характеристика продуктивности ученого, основанная на количестве его публикаций и количестве цитирований этих публикаций. Ученый имеет индекс Н, если он опубликовал Н статей, на каждую из которых сослались как минимум Н раз. Так, если индекс Хирша равен 5, то ученый имеет как минимум 5 статей, каждая из которых имеет цитируемость 5 и выше.
Задание 4:
Если Вы уже являетесь автором (соавтором) научных публикаций, Вы можете посмотреть анализ своей публикационной активности и, в частности, свой индекс Хирша. Используйте команду «Авторский указатель» на панели навигатора на странице сайта слева, введите фамилию автора и нажмите «Поиск». В результатах поиска напротив фамилии автора Вы увидите количество публикаций и индекс Хирша. Анализ публикационной активности открывается при нажатии на цветной значок . Результаты содержат кроме прочего Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
Рассмотрим поиск по каталогу журналов. Используйте команду «Каталог журналов» на панели навигатора на странице сайта слева. В правой части страницы на панели «Инструменты» выберите «Список российских журналов, находящихся полностью или частично в открытом доступе». Пролистывая список доступных журналов, находим, к примеру, «Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании» (номер 1776), нажимаем на названии журнала. Откроется список статей последнего номера журнала (в правой части страницы можно выбрать другой год издания и номер).
Существуют следующие режима просмотра материалов библиотеки:
– иконкой помечаются статьи, которые можно открыть и почитать (сохранены они в pdf–формате и Вы должны зайти в библиотеку как зарегистрированный пользователь);
– иконкой помечаются статьи, которые можно найти на сайте издательства и также открыть и почитать их;
– иконкой помечаются статьи, которые необходимо заказывать и оплачивать заказ;
– иконкой помечаются статьи, которые нельзя посмотреть, на сайте доступно только оглавление или аннотация.
Если никакой иконки нет, то полный текст статьи отсутствует в библиотеке.
Анализ правовых информационных ресурсов в сети Интернет необходим не только для юристов, но и для всех желающих иметь свежую правовую информацию по различным аспектам современной жизни. В качестве примеров можно привести:
– сайт справочной правовой системы КонсультантПлюс (www.consultant.ru), на котором можно найти законы РФ, указы, постановления, распоряжения Президента и Правительства РФ, другие нормативные документы;
– информационно-правовой портал ГАРАНТ (www.garant.ru).
К наиболее крупным образовательным информационным ресурсам можно отнести:
– федеральный портал «Российское образование» (www.edu.ru), содержащий базы образовательных учреждений и научно-исследовательских институтов Российской Федерации, информацию для поступающих в ВУЗы и ССУЗы, ФГОСы и многое другое.
– информационную систему «Единое окно к образовательным ресурсам» (www.window.edu.ru), обеспечивающую свободный доступ к электронной библиотеке учебно-методических материалов.
– портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» (www.ict.edu.ru) содержит полные тексты учебных и методических материалов с открытым доступом по информационным технологиям, ссылки на Интернет-ресурсы по информационным технологиям.
Задание 5:
В разделе «Интернет-ресурсы» или «Библиотека» выберите предметная область «Компьютерные сети и телекоммуникации », затем «Глобальные сети. Интернет-технологии», найдите и просмотрите любую статью или зайдите на любой ресурс.