Раздел 2.2. Развитие физических качеств и ФОРМИРОВАНИЕ способности к их проявлению
Жизнедеятельность человека определяется его наследственными и приобретенными в процессе индивидуального развития и профессиональной деятельности физическими (двигательными) качествами. К физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость и др.
Физическими качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Уровень их развития определяется не только функциональными (физиологическими) возможностями органов человека, но и психическими факторами, в частности[63].
Существуют периоды, когда для развития физических качеств складываются благоприятные возможности направленного воздействия на их биологические основы. Эти периоды названы «сенситивными», как база наибольшей реализации потенций организма в онтогенезе, как совершенно определенный период, в котором специфическая стимуляция вызывает определенное ответное действие.
Данное утверждение было подкреплено результатами научного эксперимента, проведенного А.А. Гужаловским[64] на школьниках 7–17 лет. В результате исследования были установлены периоды, отличающиеся явно неодинаковыми темпами изменения показателей ФР школьников. Исходя из этого, специалисты в области ФВ и спорта строят учебный процесс так, чтобы специально направленные воздействия на определенные физические качества концентрировались в сенситивные периоды их естественного развития (Табл. 2).
Рассматривая вопрос о развитии физических качеств, важно определиться в применяемой терминологии. К сожалению, в ряде литературных источников смешиваются такие понятия как «развитие физических качеств» и «воспитание физических качеств», а также «физические качества» и «физические (двигательные) способности».
Чтобы прийти к общему пониманию, уместно сослаться на мнение В.М. Зациорского[65], который писал: «Различие между терминами «воспитание физических качеств» и «развитие физических качеств» нам представляется весьма существенным».
Утверждение о том, что при применении физических упражнений можно говорить о воспитании физических качеств, неубедительно. Проводя аналогию, уместно заметить, что при развитии речи тоже применяют упражнения, однако при этом о воспитании речи не говорят.
Различие терминов «физические качества» и «физические (двигательные) способности» подтверждается лежащими в их основе общими и индивидуальными модельными показателями преимущественно сенсорного, интеллектуального и моторного характера. Физические (двигательные) способности в спортивной деятельности рассматриваются как совокупность вариативных и стабильных индивидуально-психологических свойств, от которых зависит успешность обучения[66]. В связи с этим подмена понятий «физические качества» на «физические (двигательные) способности» не имеет основания, поскольку способности проявляются на базе уже сформированных физических качеств, к тому же механизм их физиологического развития различен.
Таблица 2. Критические периоды развития двигательных (физических) качеств детей школьного возраста (А.А. Гужаловский, 1993)
Возрастные периоды, годы | Двигательные (физические) качества | |||||||
Абсо-лютная становая сила | Быстрота движений (сме-шанные упоры) | Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места) | Выносливость | Гибкость (наклон вперед) | ||||
Стати-ческая силовая (сгиба-телей рук) | Динамиче-ская силовая (сгибателей туловища) | «Об-щая» (в беге на 500 м) | ||||||
Мальчики | 7-8 | |||||||
8-9 | ||||||||
9-10 | ||||||||
10-11 | ||||||||
11-12 | ||||||||
12-13 | ||||||||
13-14 | ||||||||
14-15 | ||||||||
15-16 | ||||||||
16-17 | ||||||||
Девочки | 7-8 | |||||||
8-9 | ||||||||
9-10 | ||||||||
10-11 | ||||||||
11-12 | ||||||||
12-13 | ||||||||
13-14 | ||||||||
14-15 | ||||||||
15-16 | ||||||||
16-17 |
Субкритические периоды | |
Критические периоды низкой чувствительности | |
Критические периоды средней чувствительности | |
Критические периоды высокой чувствительности |
Известно, что в возрасте 26 лет и старше, в зависимости от наследственных и средовых факторов начинают развиваться процессы инволюции (снижения) двигательной функции. Эти процессы протекают гетерохронно и в первую очередь затрагивают нейромоторные механизмы, связанные с проявлением быстроты движений (Табл. 3).
Безусловно, знания о периодах как развития физических качеств, так и о периодах их инволюции позволят учителям ФК и здоровья, преподавателям ФВ, методистам ОФК и тренерам профессионально строить учебный процесс.
Таблица 3. Критические периоды инволюции физических качеств человека
(А.А. Гужаловский, 1993)
Физические способности | Пол | «Критические периоды инволюции» (КПИ) по годам | |||||||
26-30 | 31-35 | 36-40 | 41-45 | 46-50 | 51-55 | 56-60 | |||
Скоростные – бег на 60 м | ж м | КПИ* - | КПИ - | КПИ КПИ* | - - | - КПИ | - - | - - | |
Силовые – становая динамометрия | ж м | - - | - - | - - | - КПИ | КПИ* КПИ | - | - КПИ* | |
Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места | ж м | КПИ - | - КПИ | - КПИ | - - | |||
Метание гранаты | ж м | КПИ - | КПИ - | - КПИ | - - | КПИ* КПИ* | - КПИ | - - | |
Общая выносливость | Бег 500 м Бег 1000 м | ж м | - - | - КПИ | КПИ КПИ | - КПИ | - КПИ* | КПИ* - | - - |
Скоростно-силовая выносливость | Поднимание туловища из положения лежа в сед за 30 с | ж | - | КПИ | КПИ | КПИ* | - | - | - |
Силовая выносливость | Подтягивание | м | - | - | КПИ | КПИ* | КПИ | - | - |
Ловкость | Челночный бег 3 х 10 м | ж м | КПИ - | - - | КПИ КПИ | - - | КПИ КПИ | - - | - КПИ |
Гибкость | Наклон вперед | ж м | - КПИ | - - | КПИ* КПИ | КПИ - | - - | - - | - КПИ |
* КПИ с наибольшими темпами возрастной инволюции
Рассмотрим механизм развития силы.