Раздел 2.2. Развитие физических качеств и ФОРМИРОВАНИЕ способности к их проявлению

Жизнедеятельность человека определяется его наследственными и приобретенными в процессе индивидуального развития и профессиональной деятельности физическими (двигательными) качествами. К физическим качествам относятся: выносливость, сила, быстрота, ловкость, гибкость и др.

Физическими качествами принято называть отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека. Уровень их развития определяется не только функциональными (физиологическими) возможностями органов человека, но и психическими факторами, в частности[63].

Существуют периоды, когда для развития физических качеств складываются благоприятные возможности направленного воздействия на их биологические основы. Эти периоды названы «сенситивными», как база наибольшей реализации потенций организма в онтогенезе, как совершенно определенный период, в котором специфическая стимуляция вызывает определенное ответное действие.

Данное утверждение было подкреплено результатами научного эксперимента, проведенного А.А. Гужаловским[64] на школьниках 7–17 лет. В результате исследования были установлены периоды, отличающиеся явно неодинаковыми темпами изменения показателей ФР школьников. Исходя из этого, специалисты в области ФВ и спорта строят учебный процесс так, чтобы специально направленные воздействия на определенные физические качества концентрировались в сенситивные периоды их естественного развития (Табл. 2).

Рассматривая вопрос о развитии физических качеств, важно определиться в применяемой терминологии. К сожалению, в ряде литературных источников смешиваются такие понятия как «развитие физических качеств» и «воспитание физических качеств», а также «физические качества» и «физические (двигательные) способности».

Чтобы прийти к общему пониманию, уместно сослаться на мнение В.М. Зациорского[65], который писал: «Различие между терминами «воспитание физических качеств» и «развитие физических качеств» нам представляется весьма существенным».

Утверждение о том, что при применении физических упражнений можно говорить о воспитании физических качеств, неубедительно. Проводя аналогию, уместно заметить, что при развитии речи тоже применяют упражнения, однако при этом о воспитании речи не говорят.

Различие терминов «физические качества» и «физические (двигательные) способности» подтверждается лежащими в их основе общими и индивидуальными модельными показателями преимущественно сенсорного, интеллектуального и моторного характера. Физические (двигательные) способности в спортивной деятельности рассматриваются как совокупность вариативных и стабильных индивидуально-психологических свойств, от которых зависит успешность обучения[66]. В связи с этим подмена понятий «физические качества» на «физические (двигательные) способности» не имеет основания, поскольку способности проявляются на базе уже сформированных физических качеств, к тому же механизм их физиологического развития различен.

Таблица 2. Критические периоды развития двигательных (физических) качеств детей школьного возраста (А.А. Гужаловский, 1993)

Возрастные периоды, годы Двигательные (физические) качества
Абсо-лютная становая сила Быстрота движений (сме-шанные упоры) Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места) Выносливость Гибкость (наклон вперед)
Стати-ческая силовая (сгиба-телей рук) Динамиче-ская силовая (сгибателей туловища) «Об-щая» (в беге на 500 м)
Мальчики 7-8              
  8-9              
  9-10              
  10-11              
  11-12              
  12-13              
  13-14              
  14-15              
  15-16              
  16-17              
Девочки 7-8              
  8-9              
  9-10              
  10-11              
  11-12              
  12-13              
  13-14              
  14-15              
  15-16              
  16-17              
  Субкритические периоды
   
  Критические периоды низкой чувствительности
   
  Критические периоды средней чувствительности
   
  Критические периоды высокой чувствительности

Известно, что в возрасте 26 лет и старше, в зависимости от наследственных и средовых факторов начинают развиваться процессы инволюции (снижения) двигательной функции. Эти процессы протекают гетерохронно и в первую очередь затрагивают нейромоторные механизмы, связанные с проявлением быстроты движений (Табл. 3).

Безусловно, знания о периодах как развития физических качеств, так и о периодах их инволюции позволят учителям ФК и здоровья, преподавателям ФВ, методистам ОФК и тренерам профессионально строить учебный процесс.

Таблица 3. Критические периоды инволюции физических качеств человека
(А.А. Гужаловский, 1993)

Физические способности Пол «Критические периоды инволюции» (КПИ) по годам
26-30 31-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60
Скоростные – бег на 60 м ж м КПИ* - КПИ - КПИ КПИ* - - - КПИ - - - -
Силовые – становая динамометрия ж м - - - - - - - КПИ КПИ* КПИ - - КПИ*
Скоростно-силовые Прыжок в длину с места ж м КПИ - - КПИ - КПИ - -  
Метание гранаты ж м КПИ - КПИ - - КПИ - - КПИ* КПИ* - КПИ - -
Общая выносливость Бег 500 м Бег 1000 м ж м - - - КПИ КПИ КПИ - КПИ - КПИ* КПИ* - - -
Скоростно-силовая выносливость Поднимание туловища из положения лежа в сед за 30 с ж - КПИ КПИ КПИ* - - -
Силовая выносливость Подтягивание м - - КПИ КПИ* КПИ - -
Ловкость Челночный бег 3 х 10 м ж м КПИ - - - КПИ КПИ - - КПИ КПИ - - - КПИ
Гибкость Наклон вперед ж м - КПИ - - КПИ* КПИ КПИ - - - - - - КПИ

* КПИ с наибольшими темпами возрастной инволюции

Рассмотрим механизм развития силы.

Наши рекомендации