Часть ii. развитие физических качеств

В повседневной жизни, на производстве, во всех видах спорта важнейшей предпосылкой эффективной деятельности являются физические возможности человека. Термин «качества» отображает двигательные возможности человека.

Физические качества – это врожденные (генетически унаследованные) морфофункциональные качества развитые в процессе воспитания и целенаправленной подготовки, которые определяют возможность и успешность выполнения человеком определенной двигательной деятельности.

К основным физическим качествам относят мышечную силу, быстроту, выносливость, гибкость, координацию.

Применительно к динамике изменения показателей физических качеств употребляются термины «развитие» и «воспитание». Термин «развитие» характеризует естественный ход изменений физического качества, а термин «воспитание» предусматривает активное и направленное воздействие на рост показателей физического качества.

Понятие «методика» означает рациональное применение соответствующих физических упражнений и определенных методов их выполнения.

Алгоритм методики развития физических качеств включает:

1. Постановку педагогической задачи. На основе анализа состояния физической подготовленности следует определить, какое именно физическое качество и до какого уровня необходимо развивать.

2. Отбор наиболее эффективных физических упражнений для решения поставленной педагогической задачи.

3. Отбор адекватных методов упражнения.

4. Определение места упражнений в отдельном занятии и в системе занятий.

5. Определение продолжительности периода развития определенного физического качества, необходимого количества тренировочных занятий.

6. Определение общей величины тренировочных нагрузок и их динамики в соответствии с закономерностями адаптации к тренировочным воздействиям.

Для обозначения способностей, относящихся к двигательной дея­тельности, пользуются разными понятиями: физические, двигательные, моторные, психофизические и т.д. В теории и методике физического воспитания используют двигательные и физические способности.

По отношению к двигательным способностям часто употреб­ляют - развитие, совершенствование, воспитание. Трудно провести границу между раз­витием и совершенствованием, т.к. в процессе совершенствования про­исходит развитие двигательных способностей.

Под физическими способностями понимают относительно устойчивые врожденные и приобретенные функциональные осо­бенности органов и структур организма, взаимодействие которых обуславливает эффективность выполнения двигательного действия. Врожденные особенности определяются соответствующими задатками, приобретенные - социально-экологической средой жизнеобитания человека.

В самом общем виде двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека.

На развитие двигательных способностей влияют психодинамические задатки (темперамент, характер, особенности регуляции и саморегуляции психических процессов).

В настоящее время не создана общепринятая классификация двигательных способностей. Наиболее распространенной является их систематизация на два больших класса (Рис. 7):

часть ii. развитие физических качеств - student2.ru

Рис. 7. Схема систематизации двигательных (физических) способностей

- класс кондиционных, или энергетических способностей в значительно большей мере зависит от морфологических факторов, биомеханических и гистологических (наука о тканях) перестроек в мышцах и организме в целом;

- комплекс координационных способностей преимущественно обусловлен центрально-нервными влияниями (психофизиологическими механизмами управления и регулирования).

Следует различать абсолютные (явные) и относительные (скрытые) показатели двигательных способностей.

Абсолютные показатели характеризуют уровень развития тех либо других двигательных способностей без учета их влияния друг на друга. Например, скорость бега, длина прыжка, поднятый вес.

Относительные показатели позволяют судить о проявлении дви­гательных способностей с учетом этого влияния (т.е. влияния друг на друга). Показатель силы человека относительно его массы, выносливость бега на длинную дистанцию с учетом скоростных возможностей школьника.

Различают актуальные и потенциальные двигательные способности. Потенциальные можно представить до выполнения какой-либо дея­тельности, а актуальные проявляются реально, в процессе деятельности.

С определенной долей условности можно говорить об элементарных и сложных двигательных способностях. Примером элементарных может быть выполнение равновесия, гибкость отдельных суставов, а сложных - в спортивных играх - ориентация или реагирование на изме­няющиеся условия.

Наши рекомендации