Раздел 1. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ. 1.1. Сенсорное воспитание формирование сенсорно-перцептивной способности: учить детей воспринимать отдельные предметы

1.1. Сенсорное воспитание

  • формирование сенсорно-перцептивной способности: учить детей воспринимать отдельные предметы, выделяя их из общего фона;
  • развитие зрительного, слухового и тактильно-кинестетического восприятия и сосредоточения;
  • развитие системы зрительно-слухо-двигательной связи;
  • обучение детей сравнению и различению предметов по форме, величине, цвету;
  • формирование поисковых способов ориентировки – пробы, практическое примеривание, зрительное соотнесение при решении практических или игровых задач;
  • формирование системы обследовательских действий;
  • обогащение сенсомоторного опыта;
  • формирование потребности в предметной «новизне».

Итоговые показатели по разделу

Дети должны научиться:

  • воспринимать отдельные предметы из общего фона, выделяя их по просьбе взрослого;
  • идентифицировать предметы и движения в окружающей среде;
  • различать разнообразные звуки и шумы, подражать им.
  • различать свойства и качества предметов (величина, форма, цвет).

Примерный перечень игр

на выделение предметов из фона: «Посмотри и назови», «Цветные фоны», «Одинаковые игрушки», «Предметы и картинки», игры в сухом бассейне, например, «Собери в корзинки шарики красного цвета», «Веселый зоопарк» и др.

на идентификацию предметов и движений: «У кого такая картинка?», «Найди пару», «Какой сюда подходит?», «Кто что делает?», «Веселые человечки», «Нравится – не нравится», «Зеркальце, скажи…», «Что звучит?» и др.

на развитие представлений о форме предметов: «Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик» и др.

на развитие восприятия отношений по величине: «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой» и др.

1.2. Ознакомление с окружающим

  • формирование у детей целостного восприятия представлений об окружающем мире.
  • знакомить детей с предметами и объектами ближайшего окружения, их назначением и функциями, расширять представления о ближайшем окружении.
  • формировать первоначальные представления о макросоциальном окружении (деятельность людей, транспорт).
  • формировать интерес к объектам и явлениям природы.
  • обращать внимание детей на трудовые действия взрослых, подчеркивать необходимость и значение труда взрослых.

Итоговые показатели по разделу

Дети должны:

  • иметь представления о богатстве и многообразии предметного мира (предметы и объекты ближайшего окружения, их назначение и функции);
  • уметь ориентироваться в групповом помещении и кабинетах специалистов;
  • уметь наблюдать за объектами и явлениями окружающего мира, проявлять интерес к ним;
  • уметь различать разнообразие звуков, движений, форм;
  • иметь представления о трудовых действиях взрослых.

Примерный перечень игр

«Паровозик», «Передай мяч», «Найди мишку», «Шумит лес», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «По грибы», «Найди пару», «Одень куклу», «Лото», «Сугробы», «Снеговички», «Блестят на елке бусы», «Что лишнее?», «Мы посуду мыли, мыли», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и др.

1.3. Развитие психических функций

Развитие внимания:

  • привлечение внимания ребенка с помощью объектов, связанных с удовлетворением его органических потребностей;
  • стимуляция непроизвольного внимания с использованием раздражителей разной модальности;
  • развитие устойчивости непроизвольного внимания;
  • формирование предпосылок для развития произвольного внимания; расширение объема внимания;
  • развитие способности к переключению внимания.

Развитие памяти:

  • развитие узнавания на основе простейших условных рефлексов;
  • расширение круга узнаваемых предметов;
  • развитие воспоминания на основе формирования у ребенка элементарных представлений о предметах;
  • развитие непроизвольной памяти;
  • увеличение объема запоминаемого материала;
  • совершенствование процессов запоминания и воспроизведения.

Формирование мышления:

  • развивать у детей наглядно-действенное мышление;
  • создавать предпосылки к развитию у детей наглядно-образного мышления;
  • установление связей «восприятие - образ», «предмет - действие», «действие - его результат»;
  • установление закономерных связей посредством мыслительных операций, которые в раннем возрасте неотделимы от практических действий с предметами;
  • установление причинно-следственных связей.

Итоговые показатели по разделу

Дети должны научиться:

  • рассматривать последовательно 2-3 объекта и ясно их воспринимать;
  • сознательно направлять внимание на определенные предметы;
  • переключать свое внимание с одной игрушки на другую;
  • находить парные картинки;
  • выделять существенные признаки предметов, сравнивать различные предметы и выявлять различия в них;
  • определять какого предмета не стало (из трех предложенных);
  • запоминать небольшие стихотворения;
  • понимать и выполнять указания взрослого;
  • освоить способы действий с предметами, использовать предметы-орудия в игровых и бытовых ситуациях;
  • пользоваться различными методами для решения проблемно-практических задач;
  • понимать жизненные ситуации, проигрывать их по подражанию с заменой одних объектов другими;
  • воспринимать целостные сюжеты (ситуацию), изображенные на картинках, с опорой на свой реальный опыт, устанавливая причинно-следственные связи и зависимости между объектами и явлениями.

Примерный перечень игр

«Матрешка», «Найди мишку», «Дорожка для зайчиков», «Шумит лес», «Рисуем клубок», «Найди игрушки», «История о ручках и ножках», «Где же наши пальчики?», «Что изменилось?», «По грибы», «Разрезные картинки», «Найди пару», «Разноцветные поляны», «Чего не хватает?», «Что спряталось?», «Лото», «Закрой окошко», «Почтовый ящик», «Пазлы», «Что лишнее?», «Собери посуду», «Кто играет?», «Музыкальная минутка», «Кто живет в лесу?», «Найди лишнего», «Ай дили-дили-дили», «Цветочная поляна», «Варим кашу», «Собери цветы», «Маленькие помощники», «Заблудились», «Кто где живет?» и т.д.

1.4. Развитие временных, пространственных и элементарных математических представлений

  • знакомство с пространственными свойствами предметов (освоение геометрических фигур и форм - круг, квадрат, треугольник); формирование перцептивных действий идентификации и группировки предметов по их свойствам;
  • выявление отношений групп предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного).
  • обучение ориентировке в схеме собственного тела и основных направлениях от себя.
  • формирование умения ориентироваться в частях суток (утро, день, вечер, ночь), различать и называть их.

Итоговые показатели по разделу

Дети должны научиться:

  • различать геометрические фигуры и формы – круг, квадрат, треугольник;
  • группировать предметы по величине и форме;
  • различать группы предметов по количеству и числу (много, мало, один, ни одного);
  • ориентироваться в схеме собственного тела и основных направлениях от себя (спереди, сзади, вверху, внизу);
  • ориентироваться и различать части суток (утро, день, вечер, ночь).

Примерный перечень игр

«Что катится, что не катится?», «Цветные шарики», «Лоток с шарами и кубиками», «Закрой коробочки разной формы», «Узнай, что нарисовано», «Почтовый ящик», «Розовая башня», «Цветные цилиндры», «Гаражи и машины», «Закрой коробочки», «Матрешки», «Пирамидки», «Гриб под елкой», «Далеко и близко», «Достань колечко» и др.

Наши рекомендации