К семинарскому занятию № 13
Культура – исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей людей, выраженный в типах и формах организации их жизнедеятельности, взаимоотношений, в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ
Нравственная культура включает формирование представлений и понятий о нравственных основах жизни, развитие этического мышления, нравственных чувств, мотивов поведения, воспитание высоких моральных качеств, формирование норм поведения, необходимых в быту, в семье, общественных местах, учебных заведениях, природе.
Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ
Эстетическая культура включает формирование и развитие у учащихся эстетического идеала, эстетического интереса, эстетического восприятия и эстетического вкуса как основных компонентов эстетического сознания, формирование художественных и искусствоведческих знаний, эстетическое отношение к природе и искусству, эстетизацию учебно-воспитательного процесса, развитие и реализацию художественного творческого потенциала детей, развитие эмоциональной сферы личности.
Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ
Мораль – форма общественного сознания, которая появляется в системе конкретно-исторических общественных отношений, является их духовным продуктом, суммой правил, требований, норм, регулирующих взаимодействия между людьми, их отношение к вещам и явлениям реального мира.
Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1999. С. 321.
Нравственность конкретного человека есть освоенная, внутренне принятая общественная мораль, регулирующая его индивидуальное поведение, опирающаяся на мировоззренческие убеждения и чувства совести.
Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1999. С. 321.
Нравственное воспитание представляет собой сознательно организуемый процесс включения учащихся в разнообразные виды учебной и внеклассной деятельности, формирование положительных моральных отношений к этой деятельности и выработки на этой основе соответствующих личностно-этических свойств и качеств.
Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. С. 375
Нравственное воспитание – это целенаправленное систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Подласый И.П. Педагогика. М., 1999. С. 163
Эстетика как наука рассматривает сущность и закономерности развития эстетических явлений в природе, общественной жизни и человеческой деятельности.
Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1999. С. 340
Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве.
Лихачев Б.Т. Педагогика. М., 1999. С. 342
Эстетическое воспитание – это специально организованная разнообразная художественно-эстетическая деятельность учащихся, направленная на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и в жизни, на выработку эстетических представлений, понятий и вкусов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства.
Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. С. 435
Вопросы для обсуждения:
1. Цель и содержание нравственно-эстетического воспитания школьников.
2. Методы, формы и средства обогащения нравственно-эстетического сознания и чувств учащихся.
3. Организация деятельности учащихся по формированию нравственно-эстетической культуры.
4. Изучение нравственно-эстетической воспитанности школьников.
Вопросы для дискуссии:
1. Интеллигентность — состояние души или социальное положение? Однозначна ли связь интеллигентности и образованности?
2. Приобщение к искусству — роскошь или необходимость?
3. Гуманизм и индивидуализм — антиподы?
4. Зачем человеку воспитание, если у него, человека, есть совесть?
5. В.Г.Белинский писал: “Дети — гости настоящего и хозяева будущего”. Чувство гостя — не провоцирует ли оно некоего социального эгоизма, иждивенчества, благосклонного и снисходительного принятия чьей-то заботы? Кем — гостями или хозяевами жизни — вы хотели бы видеть своих детей?
Основная литература
1. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн., 2000. С. 368- 400, 432-445.
или
2. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999. С. 163-173.
или
3. Лихачев Б. Педагогика. Курс лекций. М.,1999. С. 321-351.
или
4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1999. С.46–49, 52–54.
и
5. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. /Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. И.И. Казимирская, А.В. Торхова. –Мн.: «Бестпринт», 2004. С.282-301.
Дополнительная литература
1. Ларин А.Е. Эстетическое воспитание. – Минск: Вышэйшая школа, 1992. – С.17-54.
2. Котикова О.П. Эстетическое воспитание старшеклассников. – Минск: Университетское, 1999.
3. Чижова И.А. Нравственное воспитание личности: основные положения технологи //Адукацыя i выхаванне. 2000. № 2. С. 19-24.
4. Селиванова Н.Л. Современное представление о воспитательном пространстве //Педагогика. 2000. № 6. С. 35-39.
5. Новикова Л.И. Воспитание как педагогическая категория //Педагогика. № 6. 2000. С. 28-35.
К семинарскому занятию № 13
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
1. Дайте определение понятия «нравственное воспитание».
2. Назовите основные задачи нравственного воспитания.
3. В чём состоит специфика морали и нравственности как этических понятий?
4. В чём состоит сущность нравственного воспитания и сущность нравственности личности?
5. Какова главная цель этических воспитательных дел?
6. В чём Вы видите значение эстетического воспитания в развитии личности?
7. В чём состоит сущность эстетического воспитания?
8. Какие задачи решаются в процессе эстетического воспитания?
9. Как правильно организовать работу по формированию у учащихся нравственных и эстетических потребностей?
10. Какая работа с учащимися способствует развитию у них эстетических представлений и понятий, эстетического вкуса, художественно-творческих задатков и способностей?
11. В чём Вы видите связь между нравственным и эстетическим воспитанием? Как они взаимообусловлены?
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
1. Назовите:
А) задачи нравственного и эстетического воспитания;
Б) пути осуществления нравственного и эстетического воспитания.
2. Продолжите:
А) основными категориями нравственного сознания являются…..
Б) основными категориями эстетического сознания являются……
В) наиболее эффективными средствами нравственного и эстетического воспитания являются…….
Г) нравственные чувства- это……
Д) эстетические чувства- это…….., эстетический идеал- это……
3. Заполните таблицу:
Нравственное воспитание | Эстетическое воспитание | |
Методы | ||
Средства | ||
Формы |
4. Из курса «Истории педагогики» вам известны различные подходы к пониманию роли воспитания, в том числе нравственного. Вот ещё один взгляд поэта начала XX века М.Волошина. Выскажите своё отношение к нравственной позиции автора.
Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство- наименьшее,
Тягчайшее же- воспитание…
Смысл воспитания-
Самозащита взрослых от детей.
5. Как Вы понимаете тезис В.А. Сухомлинского – «нравственность- это активное добродеяние»? Какие, на Ваш взгляд, в связи с этим задачи должен решать учитель?
6. Размышляя о нравственном воспитании детей, Я. Корчак писал: «Я думаю, что многие дети вырастают в отвращении к добродетели потому, что её безустанно внушают, перекармливая хорошими словами». Можно ли согласиться с таким выводом?
7. Выражая свой главный принцип воспитания, Я. Корчак писал: «Пусть дитя грешит. Не будем предупреждать каждое движение… Помни, в минуты тягчайшей душевной борьбы нас может не оказаться рядом… Ибо, если ребёнок не ошибается в детстве, не учится бороться с искушениями, он вырастет пассивно- нравственным». Прав ли Я. Корчак? Аргументируйте свой ответ.
8. Александр Нилл в книге «Саммерхилл- воспитание свободой» пишет: «Мой многолетний опыт общения с детьми в Саммерхилле убеждает меня в том, что нет никакой необходимости учить ребёнка, как себя вести, он в своё время сам узнает, что хорошо и что плохо, если на него не будут давить. Учение- процесс приобретения ценностей из своего окружения. Если родители сами честны и нравственны, их дети в должное время пойдут тем же путём». Согласны ли Вы с таким подходом? Обоснуйте свою точку зрения.
9. Заполните таблицу «Динамика проблемы правил поведения для учащихся»:
Правила поведения, собранные для юношества (Я.А. Коменский) | Правила поведения для воспитанников (А.С. Макаренко) | Типовые правила для учащихся современной общеобразовательной школы |
10. Разработайте тематику проектов, которые будут способствовать развитию нравственной и эстетической культуры личности.