Понятие и виды норм уголовно-исполнительного права. Уголовно-исполнительные правоотношения.
Под нормой уголовно-исполнительного права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношении: государственных органов, организации, общественных объединении, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан. В ней устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным исправительного воздействия.
Норма представляет собой основной элемент отрасли права, его первый уровень. Второй уровень образует комплекс норм, регулирующих определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении лишения свободы, исправительных работ, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры.
Особенностью норм уголовно-исправительного права, является то, что некоторые из них взятые из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст.ст. 103-107 УИК); пенсионное их обеспечение при утрате трудоспособности (ст. 98 УИК); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст.99 – 101 УИК).
Не все нормы содержат модель должного поведения. Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных его институтов, формируются определенные понятия (дефиниции). Необходимо подчеркнуть, что в УИК содержится значительно больше норм дефениций, этим он выгодно отличается от ИТК, хотя и в новом Кодексе употребляются некоторые правовые категории, содержание которых не раскрывается, в частности понятие надзора за осужденными (ст. 60, ч.1 ст. 82), охрана осужденных (ст. 82). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания, или специальные нормы.
Нетипичные правовые предписания выполняют роль связывающего звена между политикой в сфере исполнения наказания и уголовно-исполнительным законодательством, поскольку закрепляют в нормах-принципах цель, принципы и стратегию деятельности государства в указанной области, в них также находит отражение взаимосвязь отраслей права, регулирующих борьбу с преступностью.
В уголовно-исполнительном праве специальные нормы реализуются в форме норм-задач, норм-принципов и норм-деференций. К нормам-задачам относится, в частности, ст. 1 УИК, определяющая цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства; ч. 5 ст. 103 УИК устанавливает, что производственная деятельность осужденных не должна препятствовать достижению основной задачи исправительных учреждений – исправление осужденных. К нормам-принципам относится ст. 8 УИК, впервые сформулировавшая систему принципов этой отрасли права. В нормах-деференциях раскрываются определенные понятия. Так, в ч. 1 ст. 9 УИК дается определение исправления осужденных, а в ч. 1 ст. 82 УИК – понятие режима в исправительных учреждениях.
В уголовно-исполнительном кодексе можно выделить большую группу норм:
- бланкетных,
- отсылочных.
В бланкетной норме (ст. 84, ч. 2 ст. 103 УИК) делается ссылка на соответствующую отрасль законодательства, регулирующую общественные отношения, возникающие в связи с исполнением наказания. Кроме того, с их помощью более четко определяется предмет правового регулирования нормами уголовно-исполнительного законодательства.
Отсылочные нормы (ч. 3 ст. 113, ч. 3 ст. 114, ч. 4 ст. 115 и т. д.) отсылают к другим нормам УИК, облегчают правоприменительную деятельность, позволяют избежать дублирование норм. Они имеют внутриотраслевое назначение.
Нормы уголовно-исполнительного права можно классифицировать по отдельным видам в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения, их принято подразделять на:
- регулятивные,
- поощрительные,
- охранительные.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношении. В зависимости от характера установленных правил и обязанностей они, в свою очередь, делятся на:
а) обязывающие, устанавливающие требования к субъектам совершать определенные действия (ст. 82);
б) уполномочивающие, предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом (ч. 4 ст. 89);
в) запрещающие, напротив, устанавливают требования к субъектам воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные.
Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей (ч. 4 ст. 103), так и в конкретной форме (ч. 1 ст. 90 УИК ).
Поощрительные нормы в уголовно-исполнительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправление осужденных (ст. 108, 109, ч. 1 ст. 111, ст. 112, 113 и др.).
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, реализацию иных норм уголовно-исполнительного права (ст. 102, 115 УИК).
Нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на:
- материальные
- процессуальные (процедурные).
Нормы материального права устанавливают содержание правил поведения, процедурная норма регулирует условия и порядок их реализации. Наиболее четко такое соотношение и взаимосвязь материальных и процессуальных норм выражены в ст.ст. 51,52 УИК. В ст. 113 и 115 УИК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст. 116 и 117 УИК определена процедура их применения.
В структуре норм выделяются:
- гипотеза,
- диспозиция,
- санкция.
Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за приделы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В ряде случаев гипотеза содержится в самом тексте нормы (ст.97 УИК).
В диспозиции сосредоточена сердцевина нормы — правила поведения субъектов и участников правоотношения, определены их права и обязанности. Нормы права и статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм.
В качестве санкции рассматриваются предусмотренные нормой права последствия нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права, в отличие от норм уголовного права, является то, что они могут находиться в одной статье (ст. 115 УИК), но применяются за нарушение правил поведения, установленных в других статьях УИК. Кроме того, санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту - осужденному, иные субъекты и участники несут ответственность в соответствии с нормами административного или трудового права.