Перечень знаний, умений и навыков врача-судебно-психиатрического эксперта
По окончании обучения судебно-психиатрический эксперт должен ЗНАТЬ:
- законодательные акты и инструктивно-нормативные документы, регламентирующие организационно-правовые основы судебно-психиатрической экспертной деятельности;
- разделы психопатологии, психиатрии, права и других смежных наук (психологии, патопсихологии), необходимые для судебно-психиатрической экспертной практики;
- принципы синдромальной квалификации, закономерности синдромообразования и синдромокинеза психических расстройств;
- принципы диагностики психических расстройств в соответствии с действующей классификацией;
- закономерности течения различных психических расстройств;
- особенности диагностики психических расстройств в клинике судебной психиатрии;
- методы клинико-психопатологического экспертного исследования (анамнез, катамнез, медицинское наблюдение, клиническая беседа, феноменологическое описание психического состояния, анализ имеющихся симптомов психических расстройств);
- методы диагностического обследования с помощью психометрических клинических и скрининговых шкал;
- параклинические методы исследований и их прикладное значение;
- основные методы экспериментально-психологического исследования;
- правовые основания и принципы применения специальных познаний в уголовном и гражданском процессе в качестве судебно-психиатрического эксперта и в качестве специалиста;
- правовые основания назначения, организации и производства однородных и комплексных экспертных исследований в уголовном и гражданском процессе;
- принципы судебно-психиатрической оценки, основанной на сопоставлении психических расстройств с юридическими (психологическими) критериями правовых категорий (невменяемость, недееспособность и др.);
- теорию и методологию судебно-психиатрической экспертной оценки психических расстройств с учетом специфики предметных видов экспертиз в уголовном и гражданском процессах;
- этические принципы и правила проведения судебно-психиатрической экспертизы.
Врач судебно-психиатрический эксперт должен УМЕТЬ:
- квалифицированно проводить клиническое интервью в рамках различных видов экспертизы в зависимости от процессуального статуса подэкспертного, уровня его возрастного развития, психического состояния и установок по отношению к экспертизе;
- проводить полное всестороннее обследование подэкспертного и исследование представленных на экспертизу материалов (материалы дела, медицинская документация, письменная продукция обследуемого, ауди- и видеозаписи и др).
- анализировать результаты обследования, на основании полученных данных обосновать диагноз психического расстройства;
- с учетом предметного вида проводимой экспертизы, выявленного психопатологического синдрома обосновать нарушение способности лица к осознанию и регуляции юридически значимого поведения;
- подготовить заключение судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов), соответствующее предмету экспертного исследования и экспертному заданию, действующему законодательству и нормативным требованиям;
- применять в ходе экспертного исследования и составления экспертного заключения этические принципы и правила проведения судебно-психиатрической экспертизы;
- дать пояснение по подготовленному заключению судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов) лицу (органу), назначившему проведение;
- консультировать работников судебных и следственных органов по вопросам судебной психиатрии, а в случае привлечения к участию в деле в качестве специалиста – обосновать целесообразность назначения судебно-психиатрической экспертизы и сформулировать вопросы к экспертам.
Врач судебно-психиатрический эксперт должен обладать следующими НАВЫКАМИ:
- самостоятельного проводить экспертные исследований при участии в производстве однородных и комплексных судебно-психиатрических экспертиз с учетом разделения сфер профессиональной компетенции, соблюдения этических принципов;
- исследовать представленные на судебно-психиатрическую экспертизу материалы дела, медицинскую документацию и иные документальные источники информации;
- пользуясь описательным методом давать развернутую характеристику невербального, речевого и социального поведения;
- описывать клинические признаки состояния расстроенного сознания, нарушенной ориентировки и давать их синдромальную квалификацию;
- выявлять, описывать и давать клиническую квалификацию бредовых идей, галлюцинаций, аффективных расстройств, нарушений мышления, внимания, памяти, интеллекта, эмоционально-волевой сферы;
- выявлять, описывать и давать клиническую квалификацию нарушений критичности к актуальным психическим расстройствам, прошлым болезненным переживаниям и юридически значимой ситуации;
- выявлять, описывать и квалифицировать признаки диссимуляции, аггравации и симуляции психического расстройства;
- на основании выявленных симптомов осуществлять диагностику психического расстройства на синдромальном и нозологическом уровне в соответствии с действующей классификацией;
- проводить дифференциальную диагностику психических расстройств;
- по результатам проведенного экспертного исследования в уголовном и гражданском процессах оценить способность лиц с различными психическими расстройствами к осознанию и регуляции юридически значимого поведения в зависимости от предмета экспертного исследования;
- в соответствии с действующими законодательными и инструктивными требованиями самостоятельно подготовить заключение судебно-психиатрического эксперта (комиссии экспертов).
УЧЕБНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ ОРДИНАТОРА
№ по порядку | НАЗВАНИЕ ДИСЦИПЛИН (в том числе практик) | трудоемкость | |||||||||
ЗЕ ФГОС | ЗЕ по плану | академические часы | ВСЕГО | ||||||||
форма | АЧ | Л | ПЗ/С | ЛР | СР | К | |||||
контроля | |||||||||||
час. | час. | час. | час. | ||||||||
БЛОК 1 Дисциплины (модули) | 42-48 | ||||||||||
Б1.Б | Базовая часть | ||||||||||
Б1.Б1 | Судебно-психиатрическая экспертиза | зачет | |||||||||
Б1.Б2 | Общественное здоровье и здравоохранение | зачет | |||||||||
Б1Б.3 | Педагогика | зачет | |||||||||
Б1.Б4 | Медицина чрезвычайных ситуаций | зачет | |||||||||
Б1.Б5 | Патология | зачет | |||||||||
Б1.Б.6 | Общая психопатология. Частная психиатрия. | зачет | |||||||||
Б1.В | Вариативная часть | ||||||||||
Б1.В1 | Основы судебной психологии | зачет | |||||||||
Б1.В2 | Философские проблемы психиатрии. Профессиональная этика | зачет | |||||||||
Б1.В3 | Основы судебной сексологии | зачет | |||||||||
Обучение по блоку 1 | |||||||||||
Б.2 | БЛОК 2 Практика | недели | |||||||||
Б.2.Б | Базовая часть | ||||||||||
Б.2.Б.1 | Производственная практика "Судебно-психиатрическая экспертиза" | 52,5 | |||||||||
Б2.Б2 | Учебная практика "Общая психопатология. Частная психиатрия" | 4,5 | |||||||||
Б2.Б3 | Медицинские осмотры, диспансеризация, консультативный прием | ||||||||||
Б2.В | Вариативная часть | ||||||||||
Б.2.В.1 | Практика "Судебная сексология" | ||||||||||
Б.2В2 | Практика "Судебная психология" | ||||||||||
Обучение по блоку 2 | |||||||||||
Б.3. | Блок 3. Государственная итоговая аттестация | ||||||||||
Б3.В1 | Государственный экзамен | ||||||||||
Общая трудоемкость основной образовательной программы |
Контроль модулей ведется в зачетной книжке ординатора. Учебный план выполняется согласно расписанию занятий.
Аудиторные занятия (заполняет ординатор):
Тема | Вид занятия (лекция, семинар) | дата, часы |
Практическая подготовка ординатора:
1год обучения:
Наименование отделения | Наименование учреждения | Стационар/амбулатория/скорая психиатрическая помощь | Количество недель | Даты пребывания |
Год обучения
Наименование отделения | Наименование учреждения | Стационар/амбулатория/скорая психиатрическая помощь | Количество недель | Даты пребывания |
Учет практической работы: курация больных, участие в тематических разборах, конференциях
Нозологические формы | Количество больных | год обучения, отделение |
Овладение практическими навыками:
Самостоятельное проведение или участие в них | Количество | год обучения, отделение |
Самостоятельная работа (привести перечень изученных монографий, журнальных статей, учебных пособий, участие в конференциях, заседаниях научно-практических обществ)
Названия руководств, статей, монографий, посещение конференций и др. | часы самостоятельной работы | год обучения |
Подпись клинического ординатора________________________________________
Подпись доцента/ассистента УМО_____________________________________
Руководитель Учебно-методического отдела_____________________________________