Перечень знаний, умений и навыков врача-эндокринолога обеспечивающих формирование профессиональных компетенций

По окончании обучения врач-эндокринолог должен знать:

– законодательство Российской Федерации по вопросам организации терапевтической помощи населению;

– принципы социальной гигиены, биосоциальные аспекты здоровья и болезни;

– основы медицинской этики и деонтологии в эндокринологии;

– общие принципы и основные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики функционального состояния органов и систем человеческого организма;

– основы патологии эндокринных заболеваний, нарушений обмена при них;

– патофизиологию основных заболеваний внутренних органов;

– этиологию и патогенез заболеваний внутренних органов;

– современные методы обследования больного (рентгенологические, эндоскопические, радиоизотопные, ультразвуковые);

– принципы диагностики и лечения болезней внутренних органов;

– основы фармакотерапии при различных эндокринных заболеваниях;

– основные положения экспертизы временной нетрудоспособности, медико-социальной экспертизы (далее – МСЭ).

По окончании обучения врач-эндокринолог должен уметь:

1. соблюдать этические и деонтологические аспекты деятельности врача-эндокринолога;

2. получить информацию о заболевании;

3. определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, радиологических и других методов исследования), организовать их выполнение и уметь интерпретировать их результаты;

4. проводить дифференциальный диагноз;

5. оценить причину, тяжесть состояния больного и обосновать выбор комплексного лечения;

6. определить объем и последовательность лечебных и организационных мероприятий (стационирование, амбулаторное лечение, консультативный прием или постановка на учет);

7. обосновать схему, план и тактику ведения больного, показания и противопоказания к назначению этиотропных, патогенетических, общеукрепляющих, симптоматических средств, заместительной терапии; определить соматические противопоказания, исключить полипрагмазию;

8. выявить признаки временной и стойкой, частичной или полной утраты трудоспособности, дать рекомендации по режиму труда и отдыха, при необходимости по рациональному трудоустройству в зависимости от ограничений, необходимых при конкретном заболевании, его тяжести, осложнениях; при стойкой утрате трудоспособности направить больного на медико-социальную экспертизу с оформлением соответствующей выписки из истории болезни.

По окончании обучения врач-эндокринолог должен владеть навыками:

- нормами этических и деонтологических аспектов деятельности врача-эндокриноллога;

- проведения обследования больных (сбор жалоб и анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

- оценки тяжести состояния больного, оказания необходимой срочной помощи, проведения дифференциальной диагностики, обоснования клинического диагноза, определения показаний для госпитализации и организации ее;

- определения объема и последовательности применения методов обследования и лечебных мероприятий;

- проведения обследования больных (сбор жалоб и анамнеза, осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

- ведения медицинской документации (в стационаре, поликлинике);

- оценка данных гормонального профиля при поражении различных желез внутренней секреции;

- проведение функциональных проб и оценка их результатов;

- исследование сахара в крови, ацетона, сахара и альбумина в моче экспресс-методами;

- проведение круглосуточного мониторинга гликемии;

- визуально-пальпаторная оценка щитовидной железы; наружных гениталий; грудных желез;

- выполнение пункционной биопсии щитовидной железы;

- выполнение рефлексометрии;

- антропометрические исследования;

- искусственное дыхание; непрямой массаж сердца;

- трахеотомия, наложение трахеостомы. обоснования выбранной тактики лечебных мероприятий;

- оценки адекватность фармакотерапии с учетом показаний, противопоказаний, предостережений и осложнений при ее проведении;

- диагностики и подбора адекватной терапии конкретной терапевтической патологии;

- ведения медицинской документации (в стационаре, поликлинике, на врачебном участке).

Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):

готовностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);

готовностью к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);

готовностью к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3).

Выпускник, освоивший программу ординатуры, должен обладать профессиональными компетенциями (ПК):профилактическая деятельность:

- готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

- способность и готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и пациентами с неврологической патологией (ПК-2);

- способность и готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

- способность и готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о неврологической заболеваемости (ПК-4);

диагностическая деятельность:

готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

лечебная деятельность:

- готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании неврологической медицинской помощи (ПК-6);

- готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);

- готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);

реабилитационная деятельность:

- готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);

психолого-педагогическая деятельность:

- готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-10);

организационно-управленческая деятельность:

- готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

- готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ОБУЧЕНИЯ,

Наши рекомендации