Критерии эффективности научного исследования.
Лекции по дисциплине
Основы учебно –исследовательской деятельности
для специальностей педагогического профиля
Тема 1.1.
Наука и научное познание
План
1.Основные формы познания
2. Понятие о научном исследовании. Критерии оценки научного исследования
Формы отражения педагогической действительности. Специфика научного познания.
Различаются, по крайней мере три формы отражения действительности.
1) отражение действительности в стихийно – эмпирическом процессе познания;
2) художественно – образное отражение действительности;
3) отражение действительности в научном познании.
1. Отражение действительности в стихийно – эмпирическом процессе познания.
Стихийно – эмпирическое познание первично. Оно существовало всегда и существует поныне.
Это такое познание, при котором получение знаний, не отделено от общественно – практической деятельности людей.
Источником знания являются разнообразные практические действия с объектами. Из собственного опыта люди узнают свойства этих объектов, усваивают наилучшие способы действия с ними.
В области педагогики и социальных наук стихийно – эмпирическое знание живет в народной мудрости. Народная мудрость оставила нам множество выдержавших проверку опытом советов в виде пословиц и поговорок. В них отражены определенные научные закономерности (Например, «Яблоко от яблони недалеко падает», «Не рой яму другому, сам в нее попадешь и т.п.»).
2. Художественно – образное отражение действительности.
В художественном творчестве в соотношении общечеловеческого и личного опыта большее значение имеет опыт личный. Результатом такого отражения являются творческие работы: рассказы, романы, картины, публикации. В них отражается специфическое для автора восприятие действительности.
Отражение действительности в научном познании
Специфика научного познания
состоит в том, что:
1) Познавательную деятельность осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей – научных работников.
Формой её осуществления и развития становится научное исследование.
2) Научное исследование носит систематический и целенаправленный характер, оно направлено на решение проблем, которые сознательно формулируются как цель.
3) Наука изучает не только те предметы, с которыми люди имеют дело в своей непосредственной практике, но и те, которые выявляются в ходе развития самой науки.
Например, геометрия оперирует идеализированными, не существующими в действительности объектами.
В науке начинают специально изучать сами результаты познавательной деятельности: научные знания.
Краткая характеристика научного исследования.
Исследование, научное – процесс выработки новых научных знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследование характеризуется:
- объективностью (отсутствие предвзятости в подборе и оценке факторов;
- воспроизводимостью;
- доказательностью (обоснованность, аргументированность исходных положений, исследования, выводов);
- точностью.
Признаки научного исследования:
1. Исследование всегда носит характер целеполагания, т.е. направлено на достижение конкретной научной цели, на решение проблемы.
2. В научном исследовании выделяют специальный объект исследования, т.е. то на что будет направлено исследование и что будет изучаться исследователем.
3. В процессе организации и проведения исследования применяют специальные средства познания – методы исследования.
4. В научном исследовании соблюдается однозначность терминологии.
Критерии эффективности научного исследования.
1. Основным критерием эффективности научного исследования является получение нового научного результата, приращение теоретического знания, которое непосредственно или опосредованно через последующие разработки, может содействовать процессу развития практической деятельности.
2. В каждом конкретном случае об эффективности проведенного исследования, судят по степени соответствия полученных результатов поставленным в работе задачам, если, конечно, последние были актуальны, а также теоретически и практически значимы.
Курсовые и дипломные работы – это научные дидактические исследования по профилирующим предметам. Их общее назначение – обеспечить углубленную теоретическую и практическую подготовку студентов к практической деятельности.
В процессе их создания студенты приобретают умения и навыки изучения специальной литературы проведения научного исследования. Вместе с тем, психологическая и методическая подготовка приобретает конкретно-практический характер: каждое слово, каждый вывод теории проверяется непосредственно на практике. Работы, выполненные в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, вносят пусть скромный, но существенный вклад в разработку постоянно рождаемых жизнью проблем организации социальной работы.
Тема 1.2.
Требования к выполнению и оформлению учебно – исследовательских работ
План
1. Виды и структура курсовых и выпускных квалификационных работ.
2. Требования к оформлению учебно –исследовательских работ
Виды курсовых работ
1. Курсовая работа.
По содержанию.
КР может носить реферативный, практический или опытно – экспериментальный характер.
2. Объём.
КР - не менее 15 – 20 страниц печатного текста.
Структура.
КР реферативного характера:
Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель работы;
Теоретическая часть: Рассматриваются история вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике посредством сравнительного анализа литературы;
Заключение, в котором содержатся выводы, рекомендации относительно возможностей использования материалов работы;
Список используемой литературы;
Приложения
КР практического характера:
Введение, в котором раскрывается актуальность и значение темы, формируется цель и задачи работы;
Основная часть:Теоретические Практическая
основы часть
Практическая часть представлена расчетами, графиками, таблицами, схемами и т.п.
Заключение –содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения материалов работы;
Список используемой литературы;
Приложения.
КР опытно - экспериментального характера:
Введение в котором раскрывается актуальность и значение темы, формулируется цель и задачи эксперимента;
Основная часть:
Теоретические основы. История вопроса, уровень разработанности проблемы в теории и практике.
Практическая часть. Представляется план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, обоснование выбранного метода, основные этапы эксперимента, обработка и анализ результатов.
- Заключение;
- Список используемой литературы;
- Приложения.
Виды ВКР:
По содержанию.
ВКР может носить опытно – практический, опытно – экспериментальный, теоретический, проектный характер.
2. Объём.
ВКР – не менее 30, но не более 50 страниц печатного текста.
3. Структура.
ВКР опытно – практического характера:
- Введение;
- Теоретическая часть;
- Практическая часть – направлена на решение выбранной проблемы и состоит из проектирования педагогической деятельности, описания её реализации, оценки её результативности.
Включает в себя систему разработанных занятий, уроков, внеклассных форм работы, комплектов учебно – наглядных и учебно – методических пособий, описание опыта практической работы (отдельного педагога, системы обучения, воспитания конкретного ОУ) и т.п. с обоснованием их разработки и методическими указаниями по их применению.
- Заключение;
- Список, используемой литературы (не менее 20 источников);
- Приложение.
ВКР опытно – экспериментального характера:
Введение, в котором раскрываются актуальность, объект, предмет, проблема, цели, задачи и др.
Теоретическая часть, в которой даны история вопроса, аспекты разработанности проблемы в теории и практике, психолого – педагогическое обоснование проблемы.
Практическая часть, в которой представлены план проведения эксперимента, характеристики методов экспериментальной работы, основные этапы эксперимента (констатирующий, формирующий, контрольный), анализ результатов опытно – экспериментальной работы.
Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей практического применения полученных результатов.
Список используемой литературы (не менее 20 источников).
Приложение.
ВКР теоретического характера:
Введение, в котором раскрываются актуальность выбора темы, формулируются компоненты методологического аппарата: объект, предмет, проблема, цели, задачи работы и др.
Теоретическая часть,в которой даны истории вопроса, обоснование разрабатываемой проблемы в теории и практике, посредством глубокого сравнительного анализа литературы.
Заключение, в котором содержатся выводы и рекомендации относительно возможностей использования материалов исследования.
Список используемой литературы (не менее 25 источников).
Приложение.
Содержанием ВКР проектногохарактера является разработка изделия или продукта творческой деятельности.
По структуре данная ВКР состоит из:
- пояснительной записки;
- практической части;
- списка используемой литературы.
В пояснительной записке дается теоретическое, а в необходимых случаях и расчетное обоснование создаваемых изделий или продуктов творческой деятельности. Структура и содержание пояснительной записки определяются в зависимости от профиля специальности и темы ВКР. Объём пояснительной записки должен составлять от 10 до 15 страниц печатного текста.
В практической части созданные изделия или продукты творческой деятельности должны представляться в виде готовых изделий, художественных произведений, картин, сценариев, чертежей, схем и т.д.
Практическая часть может быть представлена в виде демонстрации готовых изделий, моделей, исполнения художественных произведений ( спектаклей, музыкальных произведений и т.п.) с обязательным сохранением видеоматериалов.
ВКР может быть логическим продолжением курсовой работы, идеи и выводы которой реализуются на более высоком теоретическом и практическом уровне. Курсовая работа может быть использована в качестве составной части (раздела, главы) ВКР.