Характеристика наблюдения как метода исследования
НАБЛЮДЕНИЕ - это целенаправленное и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.
В педагогической и психологической литературе описываются следующие виды наблюдений.
НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ И проводит сам исследователь, непосредственно наблюдая за изучаемым явлением и процессом. | ОПОСРЕДОВАННОЕ используются готовые результаты наблюдений, подготовленные другими людьми = сообщения воспитателя = магнито-кино-видео записи. |
ОТКРЫТОЕ /ЯВНОЕ/ наблюдение, протекающее в условиях осознанного педагогом и детьми факта присутствия посторонних лиц =. поведение ребёнка, знающего, что за ним наблюдают, меняется = важно, чтобы цель наблюдения прямо не сообщалась | СКРЫТНОЕ наблюдение через стеклянную стену, которая пропускает свет в одном направлении. = использование скрытых камер и т.д. |
ВКЛЮЧЕННОЕ/ПРИЧАСТНОЕ/ наблюдатель включается в определенную социальную ситуацию и анализирует событие «изнутри». Наблюдатель выступает как член наблюдаемой группы. | НЕ ВКЛЮЧЕННОЕ /НЕ ПРИЧАСТНОЕ/ исследователь ведет наблюдение извне. |
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ /сплошное/ Регулярное наблюдение в течение определенного периода. Фиксируются все проявления деятельности ребёнка. = дневники родителей = дневники педагогов | НЕ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ /выборочное/ наблюдается какой-либо один процесс, какое либо одно явление. = навыки общения воспитателя с ребёнком = речь ребёнка |
ДОЛГОВРЕМЕННОЕ Наблюдение при изучении развития детей в течение нескольких лет | КРАТКОВРЕМЕННОЕ Разные варианты: а/ наблюдение деятельности ребёнка в определенное время, в течение одного часа... б/ наблюдение для замера интервалов времени, частотности событий и т.д. |
КАУЗАЛЬНОЕ /причинное/ наблюдение отдельных случаев, которые имеют интерес. наблюдение за данным случаем, чтобы получить представление о нем. = наблюдение за возбудимым ребёнком. | ЭПИЗОДИЧЕСКОЕ Фиксируются отдельные факты поведения, например, типичные для данного ребёнка. |
ВНЕШНЕЕ /наблюдение со стороны/ Способ сбора данных о другом человеке путем наблюдения за ним со стороны. | ВНУТРЕННЕЕ /самонаблюдение/ Переживая соответствующее явление, исследователь наблюдает за собой, за своими ощущениями. |
Приведенная выше классификация наблюдений условна и отражает лишь наиболее значимые их особенности. В связи с особенностями каждого вида наблюдения, оно должно быть применено там, где может дать наиболее полезные результаты.
2. Условия проведения наблюдения:
1/ Перед любым наблюдением формулируется цель: какой процесс или явление будет изучаться, например, сформированность культурно-гигиенических навыков.
2/ В зависимости от цели исследования выбирается объект /испытуемый соответствующего пола и возраста/ и ситуации, в которых будет осуществляться наблюдение: /например, в режимных процессах - при приеме пищи, умывании, одевании и раздевании/
3/ При наблюдении необходимо поддерживать естественные условия жизни испытуемых, для этого следует предварительно познакомиться с группой детей, адаптироваться в их среде ними за 2-3 дня, чтобы не быть для них посторонним человеком. Тогда испытуемые ведут себя раскованно и естественно.
4/ С той же целью сохранить естественные условия исследователь не вмешивается в деятельность испытуемого, который не знает, что за ним наблюдают.
5/ Для получения дополнительной информации об испытуемом важно побеседовать с людьми, которые хорошо знают испытуемого, после того, как будет проведено наблюдение и сделана первичная обработка полученного материала.
Нужно помнить, что социальные стереотипы могут повлиять на объективность фиксации и обработки данных. Коли в отношении испытуемого сформировалась положительная установка, то исследователь может не заметить негативных психических проявлений, а если и зафиксирует их, то, скорее всего, объяснит как случайное. И, наоборот, при отрицательной установке исследователь может не заметить положительные стороны, а сконцентрировать внимание на отрицательных психических фактах и при интерпретации данных объяснить их как закономерные и постоянные.
6/ Наблюдение даёт объективные данные, если оно проводится последовательно и систематично, т.е. за испытуемым наблюдают не меньше 2-3 раз в одних и тех же видах деятельности. Это связано с тем, что наблюдаемые факты не отделены, от многих попутных явлении, важно выявить существенное в наблюдаемом, отделить случайность от закономерности.
7/ Нужно заранее разработать и освоить способы фиксации данных. Следует производить "фотографическую запись всех фактов в протоколе, не искажая и не изменяя их.
Обратите внимание на протоколы наблюдений, внимательно прочтите их и проанализируйте. При анализе определите:
1/ что фиксируется;
2/ как фиксируется, /с.9 Урунтаева/
Протокольная запись дословно фиксирует все высказывания в прямой / не косвенной!/ речи без исправления ошибок, указывается также интонация, сила голоса. В протоколе отмечают высказывания взрослых и сверстников, контактирующих с ребёнком. Кроме речи, направленное к ребёнку, в протоколе отражают действия и эмоции окружающих, вызывающие его реакцию. Таким образом; наблюдения фиксируют целостную ситуацию, в которую включен испытуемый.
Группы проявлений, которые фиксируются в дневнике:
- речь /высказывания - наблюдаемого взрослым, сверстникам/
интонация, сила голоса, словесные реакции
- мимика, пантомимика
- поведение /действия, поступки/
- деятельность
Протоколирование может осуществляться с помощью условных значков, стенографирования, а также может осуществляться магнитофонная запись, фото-, кино-видео регистрация.
3. ОБЩАЯ ПРОЦЕДУРА НАБЛЮДЕНИЯ ВЫГЛЯДИТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
№ п/п! | Содержание | Процедуры |
Определить задачу и цель наблюдения | Для чего с какой целью? | |
Выбрать объект, предмет и ситуацию. продумать план, систему категорий | Что наблюдать? | |
Выбрать способ наблюдения - менее влияющий на исследуемый объект - наиболее эффективный | Как наблюдать? | |
Выбрать способ регистрации | Как вести запись? | |
Полученную информацию обработать и объяснить | Каков результат? |
Особенности методов опроса: понятия о беседе и анкетировании как методах исследования, требования к их проведению, требования к оформлению анкет
Беседа – это способ сбора информации на основе вербальной коммуникации
Метод беседы применяется самостоятельно или сочетается с экспериментом и наблюдением. Например, изучая игровые предпочтения ребенка, исследователь сначала наблюдает за его играми, а затем проводит беседу о любимых играх, игрушках, ролях, партнерах по играм сначала с малышом, а потом с родителями, воспитателями. Эффективность беседы зависит от соблюдения следующих требований:
1. Подготовка и проведение беседы включает постановку цели, выбор материала для нее, например сказки, картинки, стихотворения. Так, для беседы с ребенком об осознании им нормы поведения «надо делиться с другими» выбирают стихотворение Е.Благининой «Подарок» и составляют вопросы: Какая игрушка была у девочки? Жалко или нет ей было отдавать лягушку подруге? Почему же она отдала лягушку? Правильно или неправильно она сделала? Как бы ты поступил, если бы твоя любимая игрушка понравилась твоему другу? Почему?
Вопросы для беседы должны быть четкими, краткими, конкретными, не слишком общими, не должны подсказывать ребенку ответ. Следует избегать употребления слов с двойным толкованием, имеющих неясный для него смысл.
2. Исследователь заучивает вопросы наизусть и задает их всем испытуемым в строго определенном порядке, добиваясь развернутых ответов. Возможно использование уточняющих вопросов, если по ходу беседы возникает в этом необходимость.
3. Беседа всегда проводится индивидуально в отдельном, тщательно выбранном помещении, также, как и эксперимент. Она не должна превышать 10-15 мин, чтобы малыш не переутомился и не потерял к ней интерес.
4. Перед проведением беседы необходимо выбрать испытуемого и установить с ним доверительные отношения. Для этого можно сначала поговорить на интересующую его тему и только потом приступить к заранее составленным вопросам. Беседа должна проводиться непринужденно, тактично, ненавязчиво и ни в коем случае не носить характер выспрашивания. Очень важно, чтобы исследователь показал ребенку, что заинтересован в разговоре с ним, прислушивается к его ответам.
5. Предварительно разрабатываются способы фиксации данных. Возможно использование технических средств (магнитофон). Здесь, как и в эксперименте, функции исследователя и протоколиста могут быть разделены. Ответы ребенка, его поведение, эмоциональные проявления подробно фиксируют в протоколе.
Приведем протокол беседы с Таней 3. (6 лет 4 мес), в которой изучались игровые предпочтения.
Экспериментатор: Таня, в какие игры ты любишь играть?
Таня молчит, смотрит в сторону.
Э. Есть ли у тебя любимые игрушки?
Таня. Складывать из кубиков.
Э. Какие у тебя есть игрушки?
Таня. Собака с пищалкой... лисичка... мишка.
Э. Какая из них самая любимая?
Таня (долго молчит, говорит очень тихо). Собачка.
Э. Как же ее зовут?
Таня молчит, отводит взгляд в сторону.
Э. У нее нет клички?
Таня. Нет.
Э. Где она у тебя живет?
Таня (неуверенно). На полке.
Э. Как ты играешь с этими игрушками?
Таня молчит.
Э. В какие игры ты с ними играешь?
Таня (долго молчит, хмурится, пожимает плечами). Не знаю.
Э. Ты любишь играть одна или с другими детьми, взрослыми?
Таня (долго молчит). С гостями.
Э. Как зовут твоих гостей? Кто они?
Таня. Настя и Паша. Паша — брат, Настя — его сестра.
Э. С кем ты любишь играть в группе?
Таня (долго молчит, говорит тихо). С Мариной.
Э. Кем ты чаще всего бываешь в играх? Таня долго молчит.
Э. Например, в игре в «семью»?
Таня. Дочкой.
Э. Кем бы ты хотела быть в играх?
Таня долго молчит.
Подчеркнем, что в протоколе, помимо содержания беоеды, фиксируют характер ее протекания: насколько уверенно, охотно,, увлеченно отвечает ребенок на каждый вопрос, насколько он заинтересован ее содержанием.
Достоинствами беседы являются:
• возможность одновременно исследовать многие стороны психики ребенка;
• возможность быстро собрать достаточно большой материал как об одном ребенке, так и о группе детей;
• возможность глубже понять психику малыша с помощью варьирования условий, т.е. применения разнообразного материала;
• возможность повторного проведения с целью выяснения возрастных изменений. Так, узнают, изменилось ли отношение дошкольника к нормам морали, насколько полнее и точнее он стал осознавать правила поведения.
Метод беседы имеет и недостатки. К ним относятся:
• проявления субъективизма, поскольку подбор материала, составление вопросов, вхождение в контакт с ребенком, фиксация и интерпретация ответов зависят от умений исследователя;
• возрастные ограничения в применении беседы обусловлены тем, что ребенок не всегда может дать отчет о своих переживаниях, чувствах, объяснить свои предпочтения и действия, поскольку он только овладевает речью как средством общения.
Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.
Анкета– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам: (Краткий словарь по социологии).
Опросный лист представляет из себя систему вопросов, направленных на выявление количественно – качественных характеристик предмета исследования.
Все вопросы анкет можно классифицировать по разным основаниям.