Задания для самостоятельной работы
Задание 1.Проанализируйте учебный план школы. Обратите внимание на следующие вопросы:
- Сколько часов в неделю предусматривается для учащихся 1 – 4.
- На чем основаны такие нормы учебной нагрузки?
- Какие факультативы и предметы по выбору предусмотрены в начальной школе?
- Как распределяется время в учебном плане между циклами учебных предметов?
Задание 2. Проанализируйте объяснительную записку одной из программ для начальной школы? Каким образом в ней сформулированы задачи этого предмета? Выпишите основные понятия, подлежащие усвоению при изучении данного курса.
Задание 3.Проанализируйте содержание программы по одному из предметов, изучаемых в начальной школе, с точки зрения его вклада в формирование научного мировоззрения школьников.
Задание 4. Проанализируйте один из учебников для начальной школы с точки зрения его структурных компонентов, реализации функций, дидактических принципов, требований, предъявляемых к учебнику.
Список основной литературы:
1. Педагогика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и пед колледжей / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 1998.
2. Хуторской А.В. Современная дидактика: учебник для вузов. – СПб., 2001.
Список дополнительной литературы:
1. Зорина Л.Я. Программа-учебник-учитель. – М., 1989.
2. Леднев В.С. Содержание образования. – М.,1989.
3. Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. – М., 1989.
4. Педагогика: Учебное пособие / Под ред. Ю.К.Бабанского. – М.,1988.
5. Теоретические основы общего среднего образования / Под ред. В.В.Краевского, И.Я.Лернера. – М.,1983.
6. Совершенствование содержания образования в школе/Под ред. И.Д.Зверева, М.П.Кашина. – М., 1985.
7. Учебные стандарты школ России. Государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Кн. 1, 2 / Под ред. В.С.Леднева и др. – М., 1998.
Тест для самоконтроля
1. Что понимается под содержанием образования?
1. Содержание образование – это не что иное, как перечень предметов, которые должны изучаться в школе, количество часов на их изучение и указание тем и разделов.
2. Содержание образование – это такой круг знаний, который отбирает каждый учащийся для своего развития, удовлетворения интересов, склонностей, потребностей.
3. Содержание образование – это система знаний, умений, отобранных для изучения в школе, овладение которыми обеспечивает основу для всестороннего развития учащихся, формирования их мышления, познавательных интересов и подготовки к трудовой деятельности.
4. Правильного ответа нет.
5. Не знаю.
2. Из перечисленных названий систем выберите те, которые определяют формирование содержания учебного процесса. Это системы:
1. целей;
2. потребления;
3. социальных и научных достижений;
4. пожеланий родителей;
5. общественных потребностей;
6. личных потребностей;
7. возможностей;
8. методов обучения;
9. принципов обучения;
10.педагогических намерений.
3. Каким требованиям должно удовлетворять содержание школьного образования?
1. Научность; 2. Занимательность;
3. Формирование научного мировоззрения;
4. Последовательность;
5. Историзм;
6.Политехнизм;
7. Идейность;
8. Легкость обучения;
9. Связь с жизнью;
10. Систематичность;
11. Доступность;
12. Оптимизация нагрузки;
13. Подготовка к профессиональной деятельности; 14. Партийность;
15. Сознательность и активность;
16. Преемственность;
17. Патриотизм;
18. Соответствие возрастным возможностям и уровню подготовленности;
19. Отражение национальных особенностей;
20. Единство обучения во всех учебных заведениях;
21. Генерализация учебного материала;
22. Экологическая направленность;
23. Интеграция знаний;
24. Гуманитаризация;
25. Внедрение новых информационных технологий.
4. Укажите слева признаки, характеризующие особенности современной начальной школы, а справа – признаки, характеризующие Государственный образовательный стандарт.
1. - Стандарт – это типовой образец по качеству, размеру, форме.
- Разнообразие типов начальной школы: обучение с шестилетнего и семилетнего возраста, начальное звено при гимназии, частная начальная школа, школа с углубленным изучением иностранных языков, детсад-школа.
2. - Требования к усвоению всеми младшими школьниками обязательного минимума знаний, умений и навыков в таких образовательных областях: язык, математика, природоведение, человек, общество.
- Гибкость учебных планов, учебных пособий, программ, разнообразие учебников, форм, методов, средств обучения.
3. - Введение в содержание образования новых учебных дисциплин: культура общения, риторика, эстетика и др.
- Своей динамичностью, подвижностью, стандарт не противоречит творческой деятельности.
4. - Развитие творчества осуществляется через основательное, прочное овладение академическими знаниями, умениями и навыками.
- Сочетание базисного учебного плана и регионального учебного содержания в соответствии с Государственным образовательным стандартом.
5.. Что представляет собой учебная программа?
1. Учебная программа определяет порядок изучения учебных дисциплин, количество часов на них, начало и конец каждой четверти.
2. В учебной программе определены содержание и объем знаний по каждому учебному предмету, количество часов, которое отводится на изучение определенных тем, вопросов курса.
3. Под учебной программой следует понимать такой документ, в котором перечислены те предметы, которые будут изучаться в определенном классе, количество часов на их изучение.
6.Характеристика какого учебного пособия дана ниже?
· Учебник
· Тетрадь с печатной основой
· Справочник
1. Известное ученикам напечатано, а подлежащее усвоение опущено. Школьник записывает лишь наиболее существенное для отработки данного материала.
2. Сокращается малоэффективная работа по переписыванию знакомых текстов.
3. Ускоряется усвоение теоретического материала и выработка практических умений и навыков.
4. Совершенствуется технология учебного процесса.