Условия реализации программы

I. Пояснительная записка.

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Старший вожатый в школе должен не только руководить, направлять, но и воспитывать. Что же такое воспитание?

Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателя и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.

Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.

Воспитание – это чувство, голос души и сердца.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.

В настоящее время дается разное толкование и определение термина "детское движение".
Детское движение можно рассматривать как участие, включение детей и подростков в общественную жизнь и деятельность; совместное действие детей и подростков с целью изменения своего положения в обществе, изменения самого общества, окружающей их жизни.
Ребенок объединяется со своими сверстниками для самоутверждения, самозащиты, для реализации своих интересов и запросов. Конвенция о правах ребенка, принятая ООН и ратифицированная нашей страной, признает право ребенка на свободу объединения, создания организаций.
Детские организации - это органически необходимый элемент в нашей общественной жизни. И сейчас в детском движении складывается ситуация, когда ребенок может выбирать, чем и когда ему заниматься.
Детское движение в России переживает сложный период в своей истории. С одной стороны, у детских организаций множество внутренних проблем и противоречий. Их обновление затянулось. Все это затрудняет формирование общественного мнения по отношению к детским организациям, хотя сейчас изменяется ситуация в сторону улучшения. Но с другой стороны, многие сегодняшние трудности в деятельности детской организации напрямую не зависят от самой организации, ее членов.
Очень важно, чтобы в детской организации каждый ребенок чувствовал себя личностью, развивался как личность. И в этом ему поможет детская организация.
Социальная потребность создания программы обусловлена следующими проблемами:

· занятость детей во внеурочное время, неумение правильно организовать его;

· стремление детей к самосовершенствованию, саморазвитию, удовлетворению потребностей в различных сферах деятельности, но отсутствие информации о возможности реализовать свой творческий потенциал;

· недостаточное внимание к сохранению и укреплению своего здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни;

· формирование лидерского потенциала и дальнейший личностный рост членов детского общественного объединения.

Предлагаемая программа деятельности подготовлена для ребят возраста

от 8 до 14 лет.
Программа деятельности призвана способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания, расширению кругозора и познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской, опытнической деятельности.
В основу деятельности положено 5 направлений.

1)"Мир красотой спасется"

Цель: Определить и углубить свои интересы в мире искусства, отстаивать свои права, интересы и эстетическую позицию.
Содержание работы:
1. Организация и проведение праздников, утренников
2. Экскурсии с целью ознакомления с миром прекрасного
3. Конкурсы рисунков, стихов, ярмарки, смотры
4. Занятия в кружках эстетического цикла
5. Выставки "Чудеса своими руками"

2)"Возрождение"

Цель: Помогать детям и подросткам осваивать культурные, духовные, трудовые традиции своего народа
Содержание работы:
1. Изучение истории, традиций, быта родного края
2. Изучение традиций и обрядов родного села, края, области
3. Летопись родного края
4. Экскурсии в музеи.

3) "От культуры спорта к здоровому образу жизни"

Цель: Вовлечение широкого круга детей и подростков в занятия физической культурой и спортом
Содержание работы:
1. Проведение спортивных праздников и соревнований
2. Дни здоровья
3. Спортивные викторины
4. Туристические походы
5. Занятия в спортивных кружках и секциях


4)"Игра - дело серьезное "

Цель: Создание игровой основы детских общественных организаций, поддержка коллективов и объединений для реализации интересов детей и подростков совершенствовании саморазвития. Игра помогает в формировании характера ребенка, организует его.
Содержание работы:
1. Предметные олимпиады
2. Конкурсы-смекалки
3. Головоломки, кроссворды
4. КТД

5)"Живи, земля!"

Цель: Изучить экологию села. Охрана зеленых насаждений, создание аллей. Забота о птицах, животных. Воспитать у детей чувство экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды. Стремление к конкретной деятельности по её охране и воспроизведению.
Содержание работы:
1. Изучение природы родного края
2. Забота о состоянии окружающей среды
3. Операции "родник", "Зеленая аптека"
4. Трудовые операции по охране природы
5. Озеленение школы, класса
6. Экскурсии в поле, лес, на реку

Один раз в месяц - последний вторник месяца у нас в организации проходит Учеба детского актива.
В этой школе актива, мы учимся составлять планы работы организации, постоянно находимся в творческом поиске новых дел, узнаем все больше о своей организации, а также на практических занятиях учимся писать протоколы заседаний, подготавливаем различные КТД для наших сверстников.
Обозначенные проблемы, а также вопросы формирования личности, творческой самореализации каждого ребенка, его социокультурного самоопределения находят свое разрешение в условиях детского объединения. Развитие в себе лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота о своем здоровье и здоровье окружающих помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.

В основу данной программы положена концепция В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека». Автор программы придерживается предлагаемого ученым подхода к воспитанию: «не от общества, а от ребенка, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремиться познать себя, найти в мире свое место». Процесс воспитания при этом рассматривается как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: в творческой деятельности, быть здоровым, в защищенности и безопасности, в уважении и признании, в самореализации. Такая трактовка процесса воспитания неразрывно связана с определяющими направлениями деятельности данной программы. В основу ее реализации положены следующие ведущие педагогические принципы:

· природосообразности;

· целостности в подходе к ребенку;

· деятельностный принцип;

· эгоцентрированный;

· возрастной;

· принцип гуманизма.

Детская организация занимает свою определенную нишу в воспитательном пространстве образовательного учреждения, имеет отлаженные партнерские связи, как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие детской организации с администрацией школы строится на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Находясь в образовательном пространстве в стенах школы, детская организация взаимодействует со всеми учащимися, педагогическим коллективом и родительской общественностью через следующие формы работы: совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу текущей деятельности, подготовка и реализация совместных социальных проектов, акций и мероприятий, организация работы с младшими школьниками, совместные дружеские спортивные встречи и соревнования, проведение социологических опросов, совместное участие в заседаниях педагогического совета и общешкольного родительского комитета, круглых столов по обсуждению проблем жизнедеятельности школьного коллектива. Поэтому, выполняя социальный заказ общества, реализация данной программы обусловлена следующими факторами:

§ дальнейшая социализация детей с учетом их интересов и потребностей, освоение ими социального опыта;

§ расширение контактов с педагогическим коллективом, родителями, другими детскими объединениями, общественностью;

§ обеспечение прав детей, ориентированных на самореализацию личности ребенка;

§ развитие лидерского потенциала каждого члена организации.

Программа Д/О «Радуга» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по четырем основным направлениям:

· экологическому «Человек – друг природы. Природа – мой дом».

· спортивно-оздоровительному « В здоровом теле – здоровый дух!»,

· досуговому «Твори! Выдумывай! Пробуй!»,

· образовательному (обучение актива) «Хочу все знать»

Особенность данной программы заключается и в том, детская организация представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует свое мастерство согласно структуре личностного роста членов детской организации. Она разработана в соответствии с программой СПО «Игра – дело серьезное»

Цель

Создание условий для развития интересов, способностей детей, формирования их гражданского самосознания; организация личностного роста каждого члена детской организации через различные виды деятельности.

Задачи:

- сформировать знания, умения, навыки, необходимые каждому ребенку для полноценного общения, ведения здорового образа жизни, планирования и организации разнообразной творческой и социально значимой деятельности, способствующей самореализации и самоопределению личности ребенка;

- выявить и развить индивидуальные способности и интересы личности, формировать активную жизненную позицию, содействовать росту творческого потенциала в различных сферах деятельности каждого ребенка и всего коллектива в целом;

- содействовать социализации личности, развитию лидерских качеств, коммуникативных способностей, умению жить в коллективе.

В реализации программы принимают участие дети и подростки от 8 до 16 лет.

Срок реализации программы – три года.

В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:

§ Подготовительный

§ Основной

§ Итоговый

Подготовительный этап

Предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения, навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской, спортивной деятельности, знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя.

Педагог организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Дети – активные участники проводимых мероприятий и дел.

Приобретение новых знаний, умений, навыков и развитие коллектива осуществляется через включение детей в предлагаемую им разнообразную деятельность.

Основной этап.

На данном этапе полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются. Дети становятся не только активными участниками, но и организаторами предлагаемых мероприятий, учатся сами планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит развитие коллектива, укрепление партнерских связей. Возрастает социальная значимость детской организации в образовательном учреждении и повышается социальная активность самих его членов.

Итоговый этап.

Дети сами предлагают, проводят и анализируют не только мероприятия, но и помогают проводить занятия школы активности, что способствует преемственности в деятельности детской организации (от старших к младшим). Коллектив представляет собой единое целое, стремящееся к саморазвитию.

Формы и режим занятий.

По образовательному направлению программы занятия в школе активности проводятся один раз в месяц для всего актива детской организации. Во время практических занятий члены детской организации работают по направлениям. Полученные в ходе реализации программы знания, умения и навыки обобщаются и углубляются, реализуются на практике. Продолжительность занятия 45 минут.

Формы занятий:

1. Беседы.

2. Игры.

3. КТД.

4. Тренинги.

5. Творческие задания.

6. Учебное занятие

7. Экскурсия.

8. Групповая работа.

9. Коллективная работа.

10. Встреча с интересными людьми.

Формы подведения итогов.

1. Входящая и выходящая диагностика с целью отслеживания результативности и эффективности развития личности и коллектива в целом.

2. Игровые зачеты в школе актива, Сборы, Советы, массовые мероприятия, КТД, акции и социально значимые дела, проекты, итоговый Сбор в конце года.

Ожидаемые результаты.

В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:

- приобретение членами детской организации знаний, умений, навыков по планированию, организации разнообразной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни;

- сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью, активных, творческих, общительных;

- социализация личности, формирование у нее активной жизненной позиции, развитие лидерского потенциала;

- осознание детьми роли социально значимой деятельности и повышение социальной и творческой активности членов детской организации;

- формирование нравственных качеств личности: патриотизма, коллективизма, ответственности, забота о младших и пожилых;

- увеличение численного состава членов детской организации, стабильность его состава;

- формирование положительного имиджа детской организации.

Для определения уровня развития личности каждого ребенка и всего коллектива в целом используются следующие диагностические методики: Синявский В.В., Федорошин В.А. «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей», Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте» (выявление уровня нравственной воспитанности и сформированности ориентации на «другого человека»), Рожков М.И. «Методика для изучения социализированности личности учащегося» (выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности),Лутошкин А.Н. методика «Какой у нас коллектив», Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе»

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

1. Наличие материально-технической базы (комната школьника, спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение).

2. Учебные пособия (наглядный, дидактический и методический материал, стенды).

3. Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, библиотекарь, учитель физической культуры, старшая вожатая, члены детской организации «Радуга».

II. Учебно-тематический план образовательного направления

«Хочу все знать» - обучение актива

Учебно-тематический план первого года обучения

№ п/п Наименование темы Количество занятий Количество часов
теория практика всего
              Вводное занятие «Будем знакомы» Коллективное творческое дело. Этапы КТД. Проблемы классных коллективов Мастерская Деда Мороза.   Игра. Методика проведения игр. Классификация игр. Оформление отрядных уголков, «молний» Конвенция о правах ребенка. Успех – фантазия или реальность Изучение своих личностных особенностей. Формирование культуры взаимоотношений.               10-15м   30-35                  
Итого:    

Учебно-тематический план второго года обучения

№ п/п Наименование темы Количество занятий Количество часов
теория практика всего
          Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия» Из истории детского общественного движения Государственная символика. Символика детских организаций Познание себя и окружающих Как вести за собой? Итоговое занятие: игровой зачет               10-15м   10-15м       10-15м     30-35м   30-35м       30-35м          
Итого:    

Учебно-тематический план третьего года обучения

№ п/п Наименование темы Количество занятий Количество часов
теория практика всего
      Социальное проектирование Организация и проведение КТД Как вести за собой? Организация и подготовка массовых мероприятий Навыки конструктивного общения Итоговое занятие: игровой зачет         10-15м   10-15м 10-15м   10-15м   10-15м     30-35м   30-35м 30-35м   30-35м   30-35м      
Итого:    

III. Содержание образовательного направления «Хочу все знать»

Содержание изучаемого курса первого года обучения.

Условия реализации программы - student2.ru


Тема:Открытие школы актива,вводное занятие «Будем знакомы»
Теория Практика
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с д/о «Радуга» Работа по направлениям: игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Учить маршировать, салютовать, повязывать галстук. Разучивание песен.
Тема: Методика организации и проведения КТД
Теория Практика
Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П. Иванову) Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД.
Тема: Проблемы классных коллективов  
Теория Практика
Коллектив: понятие, стадии развития (по А.Н. Лутошкину) Упражнения и игры на сплочение коллектива.
Тема: Мастерская Деда Мороза. Новогодняя кутерьма
Теория Практика
  Изготовление новогодних украшений, сувениров и разучивание новогодних развлечений
Тема: Методика организации и проведения игр
Теория Практика
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. Разучивание и проведение игр (игры на местности, игры-аттракционы, словесные игры, игры-шутки), разучивание игр «Тигр в клетке», «Бумажные мячи»
Тема: Оформление классных уголков, «молний»
Теория Практика
Для чего нужен классный уголок, что должен содержать. Практикум по оформлению. Работа с красками, фломастерами, цветной бумагой
Тема: Конвенция о правах ребенка
Теория Практика
Конвенция ООН о правах ребенка. Устав детской организации «Радуга» Работа в группах, анализ предложенных ситуаций. Деловая игра «Узнай, прав ли ты!»
Тема:Успех – фантазия или реальность
Теория Практика
    Игра «Ключ к успеху!»
Тема: Изучение своих личностных особенностей. Формирование культуры взаимоотношений.
Теория Практика
Условия реализации программы - student2.ru Понятие: характер, темперамент. Анкетирование. Игра-упражнение «Давайте говорить друг другу комплементы»
Условия реализации программы - student2.ru

Содержание изучаемого курса второго года обучения.

Тема: Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия»
Теория Практика
Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Возрождение», «Игра – дело серьезное» и другие Работа в группах, викторина по изученному
Тема: Из истории детского общественного движения
Теория Практика
Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. СДОО «Росток». СПО Нижегородской области Посещение музея. Общая викторина по изученному.
Тема: Государственная символика. Символика детских организаций
Теория Практика
Понятия «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России (герб, гимн, флаг). Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов.   Составление кроссвордов по изученным темам, разучивание и пение гимна. Деловая игра по направлениям «Эмблема нашего экипажа».
Тема: Познание себя и окружающих
Теория Практика
Я и Я, Я и другие – «Забота, милосердие и доброта». Взгляд в будущее: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу». Тестирование, тренинги на взаимодействие, по толерантности. Творческие практические задания.
Тема: Как вести за собой?
Теория Практика
Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность принципы. Работа в группах, тренинг, тестирование. Работа по направлениям: деловая игра «Защита проекта «Дом самоуправления».
Итоговое занятие: игровой зачет

Содержание изучаемого курса третьего года обучения.

Тема: Социальное проектирование
Теория Практика
Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам.
Тема: Коллективная творческая деятельность
Теория Практика
  Работа по направлениям: разработка и реализация КТД, социальных акций или проектов по выбору.
Тема: Как вести за собой?
Теория Практика
Правила организаторской работы. Собрание: сущность, участники, этапы проведения. Деловая игра «Лидер». Работа по направлениям: подготовка и проведение собраний.
Тема: Организация и подготовка массовых мероприятий
Теория Практика
Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенностей организации массовых мероприятий. Работа по направлениям: деловая игра «Фирма» (организация и подготовка массовых мероприятий)
Тема: Наш коллектив
Теория Практика
Коллектив: понятие, стадии развития (по А.Н. Лутошкину) Упражнения и игры на сплочение коллектива.
Тема: Навыки конструктивного общения
Теория Практика
Правила межличностного общения. Особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений. Тренинги на знакомство, представление собеседников, деловые игры (знакомство с правилами активного слушания). Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми. Ролевая игра «Планета друзей».
Итоговое занятие: игровой зачет

IV. Содержание программы.

Содержание программы предусматривает три основных направления деятельности: спортивно-оздоровительное, экологическое, досуговое.

1. Спортивно-оздоровительное направление «В здоровом теле – здоровый дух!».

В данное направление входят ребята, объединенные общей целью: быть здоровыми нравственно, физически, духовно. Понятие здоровый образ жизни необходимо закладывать в детстве. Многие их родителей (а с ними и дети) ищут спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как правильное питание, двигательная активность, сводя их к минимуму и заменяя телевизором или компьютером. При этом большинство детей считает, что ведет здоровый образ жизни, остальные не придают этому большого значения.

Задачи направления:

- укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования здорового образа жизни;

- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию детей;

- формировать знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;

- учить организовывать и проводить мероприятия и акции по здоровому образу жизни;

- учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения.

Формы работы:

v Соревнования, конкурсы, игровые программы

v КТД

v Социальное проектирование

v Акции, выступление агитбригад

v Беседы, диспуты

v Выставки творческих работ

2.Досуговое направление «Твори! Выдумывай! Пробуй!»

В это направление входят ребята, интересующиеся организацией досуга. Стремление к развитию своего творческого потенциала, самореализации через участие в различных досуговых мероприятиях является одним из основных для ребенка 10-14 лет. Важное место в этой деятельности занимает игра, доступная каждому ребенку в любом возрасте. Именно в ней он учится самоконтролю, овладевает навыками общения, удовлетворяет свои потребности и интересы, развивается, самосовершенствуется.

Задачи направления:

- способствовать обогащению личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений;

- обеспечивать деятельностью, развивающей интересы, возможности, способности каждого ребенка;

- способствовать развитию коллектива;

- расширять кругозор, вооружать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую, досуговую творческую деятельность.

Формы работы:

v Конкурсы, игровые программы

v КТД

v Праздники, концерты, вечера встреч

v Выставки творческих работ

Экологическое направление

«Человек – друг природы. Природа – мой дом».

Цель: Формирование образа жизни, достойной человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность. Воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе.

Задачи направления:

- научить детей жить в единстве с природой;

- учить понимать лозунг «Человек – друг природы. Природа – твой дом».

Основные мероприятия:

- Проводить экологические праздники,

- проводить мероприятия по уборке территории вокруг школы,

- проводить очистку родников,

- в летнем лагере организовать патруль «Зеленая аптека»

Формы работы:

v Акции

v Праздники, конкурсы, игровые программы

v Встреча с интересными людьми

v Трудовые десанты

V. План реализации программы

План реализации программы на 2012-2013год.

Наши рекомендации