Условия реализации программы
I. Пояснительная записка.
Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Старший вожатый в школе должен не только руководить, направлять, но и воспитывать. Что же такое воспитание?
Воспитание – процесс целенаправленного управления развитием личности, основанный на эффективном взаимодействии воспитателя и воспитанников, направленный на достижение поставленной цели.
Воспитание – это искусство. Искусство прикосновения к ребенку, которое помогает, стимулирует его самоизменение, самостроительство, самосовершенствование.
Воспитание – это чувство, голос души и сердца.
Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ребенку уютно, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.
В настоящее время дается разное толкование и определение термина "детское движение".
Детское движение можно рассматривать как участие, включение детей и подростков в общественную жизнь и деятельность; совместное действие детей и подростков с целью изменения своего положения в обществе, изменения самого общества, окружающей их жизни.
Ребенок объединяется со своими сверстниками для самоутверждения, самозащиты, для реализации своих интересов и запросов. Конвенция о правах ребенка, принятая ООН и ратифицированная нашей страной, признает право ребенка на свободу объединения, создания организаций.
Детские организации - это органически необходимый элемент в нашей общественной жизни. И сейчас в детском движении складывается ситуация, когда ребенок может выбирать, чем и когда ему заниматься.
Детское движение в России переживает сложный период в своей истории. С одной стороны, у детских организаций множество внутренних проблем и противоречий. Их обновление затянулось. Все это затрудняет формирование общественного мнения по отношению к детским организациям, хотя сейчас изменяется ситуация в сторону улучшения. Но с другой стороны, многие сегодняшние трудности в деятельности детской организации напрямую не зависят от самой организации, ее членов.
Очень важно, чтобы в детской организации каждый ребенок чувствовал себя личностью, развивался как личность. И в этом ему поможет детская организация.
Социальная потребность создания программы обусловлена следующими проблемами:
· занятость детей во внеурочное время, неумение правильно организовать его;
· стремление детей к самосовершенствованию, саморазвитию, удовлетворению потребностей в различных сферах деятельности, но отсутствие информации о возможности реализовать свой творческий потенциал;
· недостаточное внимание к сохранению и укреплению своего здоровья, воспитание культуры здорового образа жизни;
· формирование лидерского потенциала и дальнейший личностный рост членов детского общественного объединения.
Предлагаемая программа деятельности подготовлена для ребят возраста
от 8 до 14 лет.
Программа деятельности призвана способствовать формированию у учащихся гражданского самосознания, расширению кругозора и познавательных интересов и способностей, овладению практическими навыками поисковой, исследовательской, опытнической деятельности.
В основу деятельности положено 5 направлений.
1)"Мир красотой спасется"
Цель: Определить и углубить свои интересы в мире искусства, отстаивать свои права, интересы и эстетическую позицию.
Содержание работы:
1. Организация и проведение праздников, утренников
2. Экскурсии с целью ознакомления с миром прекрасного
3. Конкурсы рисунков, стихов, ярмарки, смотры
4. Занятия в кружках эстетического цикла
5. Выставки "Чудеса своими руками"
2)"Возрождение"
Цель: Помогать детям и подросткам осваивать культурные, духовные, трудовые традиции своего народа
Содержание работы:
1. Изучение истории, традиций, быта родного края
2. Изучение традиций и обрядов родного села, края, области
3. Летопись родного края
4. Экскурсии в музеи.
3) "От культуры спорта к здоровому образу жизни"
Цель: Вовлечение широкого круга детей и подростков в занятия физической культурой и спортом
Содержание работы:
1. Проведение спортивных праздников и соревнований
2. Дни здоровья
3. Спортивные викторины
4. Туристические походы
5. Занятия в спортивных кружках и секциях
4)"Игра - дело серьезное "
Цель: Создание игровой основы детских общественных организаций, поддержка коллективов и объединений для реализации интересов детей и подростков совершенствовании саморазвития. Игра помогает в формировании характера ребенка, организует его.
Содержание работы:
1. Предметные олимпиады
2. Конкурсы-смекалки
3. Головоломки, кроссворды
4. КТД
5)"Живи, земля!"
Цель: Изучить экологию села. Охрана зеленых насаждений, создание аллей. Забота о птицах, животных. Воспитать у детей чувство экологической культуры, чувства ответственности за состояние окружающей среды. Стремление к конкретной деятельности по её охране и воспроизведению.
Содержание работы:
1. Изучение природы родного края
2. Забота о состоянии окружающей среды
3. Операции "родник", "Зеленая аптека"
4. Трудовые операции по охране природы
5. Озеленение школы, класса
6. Экскурсии в поле, лес, на реку
Один раз в месяц - последний вторник месяца у нас в организации проходит Учеба детского актива.
В этой школе актива, мы учимся составлять планы работы организации, постоянно находимся в творческом поиске новых дел, узнаем все больше о своей организации, а также на практических занятиях учимся писать протоколы заседаний, подготавливаем различные КТД для наших сверстников.
Обозначенные проблемы, а также вопросы формирования личности, творческой самореализации каждого ребенка, его социокультурного самоопределения находят свое разрешение в условиях детского объединения. Развитие в себе лидерских качеств, индивидуальных способностей, организаторских навыков, интересное, продуктивное общение со сверстниками, старшими и младшими товарищами, забота о своем здоровье и здоровье окружающих помогает ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, взаимодействии с обществом, в различных видах деятельности, в выборе будущей профессии. В этом и заключается педагогическая целесообразность данной программы.
В основу данной программы положена концепция В.П. Созонова «Воспитание на основе потребностей человека». Автор программы придерживается предлагаемого ученым подхода к воспитанию: «не от общества, а от ребенка, который пришел в человеческое сообщество и страстно стремиться познать себя, найти в мире свое место». Процесс воспитания при этом рассматривается как деятельность педагога, направленная на создание психолого-педагогических условий для удовлетворения базовых потребностей школьника: в творческой деятельности, быть здоровым, в защищенности и безопасности, в уважении и признании, в самореализации. Такая трактовка процесса воспитания неразрывно связана с определяющими направлениями деятельности данной программы. В основу ее реализации положены следующие ведущие педагогические принципы:
· природосообразности;
· целостности в подходе к ребенку;
· деятельностный принцип;
· эгоцентрированный;
· возрастной;
· принцип гуманизма.
Детская организация занимает свою определенную нишу в воспитательном пространстве образовательного учреждения, имеет отлаженные партнерские связи, как с внешним, так и внутренним социумом. Взаимодействие детской организации с администрацией школы строится на основе договора, где прописываются полномочия каждой из сторон. Находясь в образовательном пространстве в стенах школы, детская организация взаимодействует со всеми учащимися, педагогическим коллективом и родительской общественностью через следующие формы работы: совместные заседания с ученическим советом по планированию и анализу текущей деятельности, подготовка и реализация совместных социальных проектов, акций и мероприятий, организация работы с младшими школьниками, совместные дружеские спортивные встречи и соревнования, проведение социологических опросов, совместное участие в заседаниях педагогического совета и общешкольного родительского комитета, круглых столов по обсуждению проблем жизнедеятельности школьного коллектива. Поэтому, выполняя социальный заказ общества, реализация данной программы обусловлена следующими факторами:
§ дальнейшая социализация детей с учетом их интересов и потребностей, освоение ими социального опыта;
§ расширение контактов с педагогическим коллективом, родителями, другими детскими объединениями, общественностью;
§ обеспечение прав детей, ориентированных на самореализацию личности ребенка;
§ развитие лидерского потенциала каждого члена организации.
Программа Д/О «Радуга» является социально-педагогической, комплексной и предполагает работу по четырем основным направлениям:
· экологическому «Человек – друг природы. Природа – мой дом».
· спортивно-оздоровительному « В здоровом теле – здоровый дух!»,
· досуговому «Твори! Выдумывай! Пробуй!»,
· образовательному (обучение актива) «Хочу все знать»
Особенность данной программы заключается и в том, детская организация представляет собой разновозрастный коллектив, в котором каждый его член совершенствует свое мастерство согласно структуре личностного роста членов детской организации. Она разработана в соответствии с программой СПО «Игра – дело серьезное»
Цель
Создание условий для развития интересов, способностей детей, формирования их гражданского самосознания; организация личностного роста каждого члена детской организации через различные виды деятельности.
Задачи:
- сформировать знания, умения, навыки, необходимые каждому ребенку для полноценного общения, ведения здорового образа жизни, планирования и организации разнообразной творческой и социально значимой деятельности, способствующей самореализации и самоопределению личности ребенка;
- выявить и развить индивидуальные способности и интересы личности, формировать активную жизненную позицию, содействовать росту творческого потенциала в различных сферах деятельности каждого ребенка и всего коллектива в целом;
- содействовать социализации личности, развитию лидерских качеств, коммуникативных способностей, умению жить в коллективе.
В реализации программы принимают участие дети и подростки от 8 до 16 лет.
Срок реализации программы – три года.
В ходе реализации программы можно выделить три последовательных этапа:
§ Подготовительный
§ Основной
§ Итоговый
Подготовительный этап
Предполагает введение в программу. На этом этапе дети приобретают необходимые знания, умения, навыки по игровой, коллективно-творческой, организаторской, спортивной деятельности, знакомятся с основными компонентами здорового образа жизни, получают необходимые знания по истории детского общественного движения, его символике и атрибутике, приобретают правовые знания, развивают навыки общения, изучают себя.
Педагог организует работу по изучению детей и коллектива в целом. Происходит становление коллектива, возникновение прочных внутренних связей. Дети – активные участники проводимых мероприятий и дел.
Приобретение новых знаний, умений, навыков и развитие коллектива осуществляется через включение детей в предлагаемую им разнообразную деятельность.
Основной этап.
На данном этапе полученные знания, умения, навыки закрепляются и расширяются. Дети становятся не только активными участниками, но и организаторами предлагаемых мероприятий, учатся сами планировать, организовывать и анализировать свою деятельность. Происходит развитие коллектива, укрепление партнерских связей. Возрастает социальная значимость детской организации в образовательном учреждении и повышается социальная активность самих его членов.
Итоговый этап.
Дети сами предлагают, проводят и анализируют не только мероприятия, но и помогают проводить занятия школы активности, что способствует преемственности в деятельности детской организации (от старших к младшим). Коллектив представляет собой единое целое, стремящееся к саморазвитию.
Формы и режим занятий.
По образовательному направлению программы занятия в школе активности проводятся один раз в месяц для всего актива детской организации. Во время практических занятий члены детской организации работают по направлениям. Полученные в ходе реализации программы знания, умения и навыки обобщаются и углубляются, реализуются на практике. Продолжительность занятия 45 минут.
Формы занятий:
1. Беседы.
2. Игры.
3. КТД.
4. Тренинги.
5. Творческие задания.
6. Учебное занятие
7. Экскурсия.
8. Групповая работа.
9. Коллективная работа.
10. Встреча с интересными людьми.
Формы подведения итогов.
1. Входящая и выходящая диагностика с целью отслеживания результативности и эффективности развития личности и коллектива в целом.
2. Игровые зачеты в школе актива, Сборы, Советы, массовые мероприятия, КТД, акции и социально значимые дела, проекты, итоговый Сбор в конце года.
Ожидаемые результаты.
В ходе реализации данной программы ожидаются следующие результаты:
- приобретение членами детской организации знаний, умений, навыков по планированию, организации разнообразной деятельности, формирование культуры здорового образа жизни;
- сплочение коллектива детей, занятых интересующей их деятельностью, активных, творческих, общительных;
- социализация личности, формирование у нее активной жизненной позиции, развитие лидерского потенциала;
- осознание детьми роли социально значимой деятельности и повышение социальной и творческой активности членов детской организации;
- формирование нравственных качеств личности: патриотизма, коллективизма, ответственности, забота о младших и пожилых;
- увеличение численного состава членов детской организации, стабильность его состава;
- формирование положительного имиджа детской организации.
Для определения уровня развития личности каждого ребенка и всего коллектива в целом используются следующие диагностические методики: Синявский В.В., Федорошин В.А. «Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей», Щуркова Е.Н. тест «Размышляем о жизненном опыте» (выявление уровня нравственной воспитанности и сформированности ориентации на «другого человека»), Рожков М.И. «Методика для изучения социализированности личности учащегося» (выявление уровня социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности),Лутошкин А.Н. методика «Какой у нас коллектив», Рожков М.И. «Методика определения уровня развития самоуправления в коллективе»
Условия реализации программы.
Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:
1. Наличие материально-технической базы (комната школьника, спортивный зал, технические средства обучения, компьютерное оснащение).
2. Учебные пособия (наглядный, дидактический и методический материал, стенды).
3. Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, библиотекарь, учитель физической культуры, старшая вожатая, члены детской организации «Радуга».
II. Учебно-тематический план образовательного направления
«Хочу все знать» - обучение актива
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Вводное занятие «Будем знакомы» Коллективное творческое дело. Этапы КТД. Проблемы классных коллективов Мастерская Деда Мороза. Игра. Методика проведения игр. Классификация игр. Оформление отрядных уголков, «молний» Конвенция о правах ребенка. Успех – фантазия или реальность Изучение своих личностных особенностей. Формирование культуры взаимоотношений. | 10-15м | 30-35 | |||
Итого: |
Учебно-тематический план второго года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия» Из истории детского общественного движения Государственная символика. Символика детских организаций Познание себя и окружающих Как вести за собой? Итоговое занятие: игровой зачет | 10-15м 10-15м 10-15м | 30-35м 30-35м 30-35м | |||
Итого: |
Учебно-тематический план третьего года обучения
№ п/п | Наименование темы | Количество занятий | Количество часов | ||
теория | практика | всего | |||
Социальное проектирование Организация и проведение КТД Как вести за собой? Организация и подготовка массовых мероприятий Навыки конструктивного общения Итоговое занятие: игровой зачет | 10-15м 10-15м 10-15м 10-15м 10-15м | 30-35м 30-35м 30-35м 30-35м 30-35м | |||
Итого: |
III. Содержание образовательного направления «Хочу все знать»
Содержание изучаемого курса первого года обучения.
Тема:Открытие школы актива,вводное занятие «Будем знакомы» | |
Теория | Практика |
Знакомство с правилами поведения, техникой безопасности, задачами курса, перспективами деятельности по программе. Знакомство с д/о «Радуга» | Работа по направлениям: игры на взаимодействие и знакомство, анкетирование. Учить маршировать, салютовать, повязывать галстук. Разучивание песен. |
Тема: Методика организации и проведения КТД | |
Теория | Практика |
Что такое КТД? Понятие, структура, виды. Шесть стадий проведения коллективно-творческого дела (по И.П. Иванову) | Работа в группах, организаторское лото. Работа по направлениям: организация и проведение КТД. |
Тема: Проблемы классных коллективов | |
Теория | Практика |
Коллектив: понятие, стадии развития (по А.Н. Лутошкину) | Упражнения и игры на сплочение коллектива. |
Тема: Мастерская Деда Мороза. Новогодняя кутерьма | |
Теория | Практика |
Изготовление новогодних украшений, сувениров и разучивание новогодних развлечений | |
Тема: Методика организации и проведения игр | |
Теория | Практика |
Игра: понятие, сущность, структура, функции, виды. Игровые и конкурсные программы. | Разучивание и проведение игр (игры на местности, игры-аттракционы, словесные игры, игры-шутки), разучивание игр «Тигр в клетке», «Бумажные мячи» |
Тема: Оформление классных уголков, «молний» | |
Теория | Практика |
Для чего нужен классный уголок, что должен содержать. | Практикум по оформлению. Работа с красками, фломастерами, цветной бумагой |
Тема: Конвенция о правах ребенка | |
Теория | Практика |
Конвенция ООН о правах ребенка. Устав детской организации «Радуга» | Работа в группах, анализ предложенных ситуаций. Деловая игра «Узнай, прав ли ты!» |
Тема:Успех – фантазия или реальность | |
Теория | Практика |
Игра «Ключ к успеху!» | |
Тема: Изучение своих личностных особенностей. Формирование культуры взаимоотношений. | |
Теория | Практика |
Понятие: характер, темперамент. | Анкетирование. Игра-упражнение «Давайте говорить друг другу комплементы» |
Содержание изучаемого курса второго года обучения.
Тема: Программы СПО-ФДО и ФДО «Юная Россия» | |
Теория | Практика |
Программы «От культуры и спорта к здоровому образу жизни», «Возрождение», «Игра – дело серьезное» и другие | Работа в группах, викторина по изученному |
Тема: Из истории детского общественного движения | |
Теория | Практика |
Всесоюзная пионерская организация имени В.И. Ленина. СДОО «Росток». СПО Нижегородской области | Посещение музея. Общая викторина по изученному. |
Тема: Государственная символика. Символика детских организаций | |
Теория | Практика |
Понятия «символы», «атрибуты». Государственная символика. Символы России (герб, гимн, флаг). Символика детских организаций. Геральдика. Значение цветов. | Составление кроссвордов по изученным темам, разучивание и пение гимна. Деловая игра по направлениям «Эмблема нашего экипажа». |
Тема: Познание себя и окружающих | |
Теория | Практика |
Я и Я, Я и другие – «Забота, милосердие и доброта». Взгляд в будущее: «Я здоровье сберегу – сам себе я помогу». | Тестирование, тренинги на взаимодействие, по толерантности. Творческие практические задания. |
Тема: Как вести за собой? | |
Теория | Практика |
Лидер, качества лидера. Самоуправление в детском объединении: понятие, сущность принципы. | Работа в группах, тренинг, тестирование. Работа по направлениям: деловая игра «Защита проекта «Дом самоуправления». |
Итоговое занятие: игровой зачет |
Содержание изучаемого курса третьего года обучения.
Тема: Социальное проектирование | |
Теория | Практика |
Представление о планировании. Отличие плана от проекта. Этапы работы над проектом. | Работа по направлениям: разработка социальных проектов по выделенным проблемам. |
Тема: Коллективная творческая деятельность | |
Теория | Практика |
Работа по направлениям: разработка и реализация КТД, социальных акций или проектов по выбору. | |
Тема: Как вести за собой? | |
Теория | Практика |
Правила организаторской работы. Собрание: сущность, участники, этапы проведения. | Деловая игра «Лидер». Работа по направлениям: подготовка и проведение собраний. |
Тема: Организация и подготовка массовых мероприятий | |
Теория | Практика |
Понятие о целях, задачах, условиях проведения и особенностей организации массовых мероприятий. | Работа по направлениям: деловая игра «Фирма» (организация и подготовка массовых мероприятий) |
Тема: Наш коллектив | |
Теория | Практика |
Коллектив: понятие, стадии развития (по А.Н. Лутошкину) | Упражнения и игры на сплочение коллектива. |
Тема: Навыки конструктивного общения | |
Теория | Практика |
Правила межличностного общения. Особенности общения и работы с младшими школьниками и пожилыми людьми. Создание позитивных дружеских отношений. | Тренинги на знакомство, представление собеседников, деловые игры (знакомство с правилами активного слушания). Вечер дружеского общения, встречи с интересными людьми. Ролевая игра «Планета друзей». |
Итоговое занятие: игровой зачет |
IV. Содержание программы.
Содержание программы предусматривает три основных направления деятельности: спортивно-оздоровительное, экологическое, досуговое.
1. Спортивно-оздоровительное направление «В здоровом теле – здоровый дух!».
В данное направление входят ребята, объединенные общей целью: быть здоровыми нравственно, физически, духовно. Понятие здоровый образ жизни необходимо закладывать в детстве. Многие их родителей (а с ними и дети) ищут спасения в медикаментах, недооценивая силу воздействия на организм и эффективность таких факторов, как правильное питание, двигательная активность, сводя их к минимуму и заменяя телевизором или компьютером. При этом большинство детей считает, что ведет здоровый образ жизни, остальные не придают этому большого значения.
Задачи направления:
- укреплять здоровье детей и подростков, создавая условия для формирования здорового образа жизни;
- способствовать физическому развитию и самосовершенствованию детей;
- формировать знания, умения, навыки по здоровому образу жизни;
- учить организовывать и проводить мероприятия и акции по здоровому образу жизни;
- учить общаться, управлять собой, подчиняться правилам, соблюдать нормы поведения.
Формы работы:
v Соревнования, конкурсы, игровые программы
v КТД
v Социальное проектирование
v Акции, выступление агитбригад
v Беседы, диспуты
v Выставки творческих работ
2.Досуговое направление «Твори! Выдумывай! Пробуй!»
В это направление входят ребята, интересующиеся организацией досуга. Стремление к развитию своего творческого потенциала, самореализации через участие в различных досуговых мероприятиях является одним из основных для ребенка 10-14 лет. Важное место в этой деятельности занимает игра, доступная каждому ребенку в любом возрасте. Именно в ней он учится самоконтролю, овладевает навыками общения, удовлетворяет свои потребности и интересы, развивается, самосовершенствуется.
Задачи направления:
- способствовать обогащению личности, предоставляя свободный выбор разнообразных общественно значимых ролей и положений;
- обеспечивать деятельностью, развивающей интересы, возможности, способности каждого ребенка;
- способствовать развитию коллектива;
- расширять кругозор, вооружать необходимыми знаниями, умениями, навыками, учить планировать, организовывать, проводить и оценивать игровую, досуговую творческую деятельность.
Формы работы:
v Конкурсы, игровые программы
v КТД
v Праздники, концерты, вечера встреч
v Выставки творческих работ
Экологическое направление
«Человек – друг природы. Природа – мой дом».
Цель: Формирование образа жизни, достойной человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность. Воспитание трудолюбия, любви к окружающей природе.
Задачи направления:
- научить детей жить в единстве с природой;
- учить понимать лозунг «Человек – друг природы. Природа – твой дом».
Основные мероприятия:
- Проводить экологические праздники,
- проводить мероприятия по уборке территории вокруг школы,
- проводить очистку родников,
- в летнем лагере организовать патруль «Зеленая аптека»
Формы работы:
v Акции
v Праздники, конкурсы, игровые программы
v Встреча с интересными людьми
v Трудовые десанты
V. План реализации программы
План реализации программы на 2012-2013год.