Влечение к музыке. Занятия с Цахау.
Влечение к музыке. Занятия с Цахау. Георг Фридрих Гендель родился 23 февраля 1685 года в Галле. С раннего детства проявились его удивительные музыкальные способности и чрезвычайный интерес ко всему, связанному с миром звуков, музыки. Но музыкальные увлечения ребенка натолкнулись на предвзятое противодействие отца. По взглядам Георга Генделя, как и большинства немецких зажиточных бюргеров, профессия музыканта была мало соблазнительна. Гордый и самолюбивый, он мечтал об ином будущем для своего сына, о карьере юриста, самой уважаемой и почтенной
в среде немецкого бюргерства. Однако стихийная тяга маленького Генделя к музыке разбивала все преграды и препятствия. В семилетнем возрасте он своей игрой на органе сумел удивить самого герцога саксонского. Успех выступления перед герцогом имел тот желательный результат, что положил начало систематическим занятиям музыкой Генделя с лучшим музыкантом и педагогом города Галле, органистом Фридрихом Вильгельмом Цахау.
Цахау, умный и широко образованный человек, талантливый композитор, оказал исключительное влияние на своего ученика. Современник и друг Генделя, немецкий теоретик и музыкальный писатель Маттезон следующим образом описывает занятия Цахау с юным Генделем: 'Этот человек (то есть Цахау. - В. Г.) был очень силен в своем искусстве, и в нем было столько же таланта, сколько и доброжелательства... он направил все свои усилия на ознакомление ученика с основами гармонии. Потом он обратил его мысли на искусство композиции; он научил его придавать музыкальным идеям наиболее совершенную форму; он утончил его вкус. У него была замечательная коллекция итальянских и немецких композиторов. Он раскрыл Генделю различные способы писать и сочинять у разных народов и в то же время достоинства и недостатки каждого композитора' 1.
Под руководством Цахау Гендель изучает органную полифонию и импровизационный стиль немецких композиторов - Фробергера, Керля, Пахельбеля, приучается вслушиваться и вдумываться в творения национального искусства. По мнению знатока генделевской музыки Ромена Роллана, влияние старых немецких мастеров можно обнаружить на страницах самых зрелых и известных произведений Генделя. Одновременно происходило серьезное ознакомление с итальянской музыкой; с ее направлениями и жанрами сомкнется в будущем существенная сторона творчества мастера.
К десятилетнему возрасту относятся первые творческие опыты Генделя: для своего любимого инструмента гобоя он написал серию пьес - шесть трио для двух гобоев и баса.
1 Цит. по кн.: Роллан Ромен. Гендель. - Собр. соч. в 20-ти т., т. 17. Л., 1935, с. 11.
Занятия с Цахау принесли Генделю не только широкое музыкальное образование, блестящее владение игрой на клавесине, органе, знание оркестровых инструментов: он приучился с детства легко и быстро ориентироваться в разнообразных музыкальных явлениях, осваивать их и отбирать для себя самое важное и интересное. Эти качества, усиленные опытом последующей творческой работы, особенно способствовали формированию универсального стиля музыки Генделя.
На двенадцатом году Гендель предпринял первую концертную . поездку в Берлин ко двору курфюрста Бранденбургского. В столицу Пруссии Гендель попал в относительно благоприятную для искусства пору. Любимым развлечением принцессы Софии Шарлотты была музыка, и к берлинскому двору часто приглашались крупные капельмейстеры и виртуозы.. Оперные постановки сменялись придворными концертами, и на этих концертах в качестве интересной новинки должны были состояться выступления на клавесине юного клавириста. Успех был настолько велик, что курфюрст пожелал оставить Генделя у себя на службе и предложил ему предварительно поехать в Италию для музыкального совершенствования. На этот раз покровительство кюрфюрста встретило решительное сопротивление со стороны отца Генделя; возможно, что он не хотел с. детства связывать сына придворной службой и еще лелеял надежду увидеть Георга Фридриха ученым юристом.
Университет. Служба органиста. Смерть отца, последовавшая в 1697 году, сняла запрет с профессии музыканта; тем не менее, выполняя волю покойного, Гендель продолжал учение в гимназии и, закончив полный курс, поступил в университет на юридический факультет.
Университет в Галле был открыт в 1694 году. На недолгий период там сосредоточились значительные научные силы. В числе профессоров университета в то время, когда там учился Гендель, был выдающийся немецкий просветитель Христиан Томазиус2.
2 Томазиус вел смелую борьбу с ханжеством и средневековыми предрассудками, ратовал за создание национальной науки, за доступ к ней всех людей. Особенно страстно он восставал против процессов о ведьмах и колдовстве, уносивших ежегодно тысячи жертв. Трудно утверждать, сколь непосредственным было влияние Томазиуса на духовное созревание Генделя. Но, зная степень его восприимчивости, можно предположить, что впечатления от страстных проповедей Томазиуса сыграли роль в развитии гуманных чувств и широких взглядов, которые всегда отличали Генделя.
Одновременно с прохождением курса юридических наук Гендель поступил на службу в качестве церковного органиста. В служебные обязанности Генделя входило преподавание музыки в гимназии. С хором и оркестрам, составленными из учащихся, ему приходилось выступать по воскресным дням в различных церквах города. Еженедельные концерты требовали постоянного обновления репертуара, и Гендель сам его создавал, сочиняя множество кантат, хоралов, мотетов3, псалмов.
Из огромного количества написанных в Галле произведений ни одно не уцелело; но богатейшая память композитора хранила все, что рождала его музыкальная мысль; многое, как утверждают исследователи, он использовал в более поздних композициях.
Успешные начинания на музыкальном поприще определили окончательный выбор профессии. Посвящая себя искусству, творчеству, Гендель оставляет университет и едет в Гамбург, на родину немецкой национальной оперы.